logo search
1 класс НОВЫЕ материалы для СЕМИНАРИИ / Естественно-научная Апологетика / Учебные материалы по естественнонаучной апологетике

II. История становления и развития естествознания

Натурфилософия и естественное богословие. Святоотеческое богословие и естественные науки. Античная и средневековая наука на Востоке и Западе. Предпосылки появления современной науки. Христианские корни естествознания. Основные этапы развития науки. Противоречия современной науки. Естественнонаучная картина мира и ее неполнота. Проблема соотнесения научных данных и Сверхъестественного Откровения. Проблема установления демаркации между богословием и наукой. Вопрос о допустимости «естественнонаучного» прочтения Священного Писания. Православное понимание феномена чуда.

Литература для изучения:

  1. Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001.

  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Высшее образование, 2006. – с. 1-69.

  3. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – с. 1-156.

  4. Поппер К. Логика и рост научного познания. М.: Прогресс, 1983.

  5. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – СПб.: Сатис, 2007, с. 100-146.

  6. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – с. 55-60.

Натурфилософия и естественное богословие. Святоотеческое богословие и естественные науки.

Термин «натурфилософия» (лат. natura – «природа»; греч. φύσις) или философия природы впервые вводится древнегреческими философами с VI в. до р.Х. (милетская школа, академия Платона, пифагорейцы). Понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у Сенеки (I в). В натурфилософии на умозрительном уровне рассматривались космогонические проблемы: материя и её структура, гармония (в т.ч. математическая) Вселенной, стихии, соотношение вещества и силы, живого и неживого, органического и неорганического, человек в соотнесении с космосом (микрокосм). В христианском мире натурфилософия продолжала самостоятельное существование вплоть до Нового времени. Задача естественного богословия - раскрытие истин веры на основании и при помощи доводов разума, главным образом через Естественное Откровение или книгу природы139, повествующей о Творце. К области естественного богословия относятся доказательства бытия Бога, понятия о Его свойствах (например, проявление всемогущества, премудрости Божьей в видимом творении), об отношении Его к миру как Творца. «Богословие оказывается тесно связанным с постижение Бога в Его действиях [«энергиях», «логосах»] в мире, т. е. с познанием подлинных оснований космоса, усматриваемых в его Творце. Весь космос предстает системой символов и символом, в котором в тварных проявлениях нетварных энергий открывается Бог (преп. Максим Исповедник. «Мистагогия»)140. А если все творение причастно Ипостасному Логосу – Богу Слову, соединяется в Нем, то в особенности причастен Ему человек, как особый духовный мир, состоящий из естественных, нравственных и богословских созерцаний, отражающий в себе, как образ Логоса, всю полноту Божества141. Святые отцы всегда понимали, что постижение окружающей природы может стать первой ступенью настоящего духовного делания, укрепляющего нравственность и веру, открывающего возможность реального богообщения. Именно поэтому, буквально с первых веков христианства в экзегетических (толковательных) и других богословских произведениях мы встречаемся с необычайной широтой привлечения фактов из Книги естественного откровения. «Познание природы для святых отцов входило составной частью в полноту их литургического опыта, т. е. такого опыта, который придавал науке смысл и делал ее способной повести людей к познанию логосов тварных вещей», - замечает А. Нестерук142.

Античная и средневековая наука на Востоке и Западе. Предпосылки появления современной науки.

Наука в ее современном понимании (как особый ра­циональный способ познания мира, основанный на эмпи­рической проверке или математическом доказательстве) - принципиально новый фактор в истории человечества, возникший в недрах новоевропейской цивилизации в XVI—XVII вв.

Немецкий философ К. Ясперс (Karl Theodor Jaspers; 1883-1969) выделял два этапа в процессе ста­новления науки:

Ниже мы приводим традиционное объяснение возникновения феномена естественных наук по А.А. Горелову144.

Социальным стимулом развития науки, как полагают, стало растущее производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для осуществления этих по­требностей и понадобилась наука в качестве производи­тельной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались ученые древности.

Греческая натурфилософия была умозрительным исследованием145, связанным с практическими задачами лишь отчасти. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все тяжелые работы выполняли рабы. Ориента­ция на практическое использование научных результатов считалась не только излишней, но даже неприличной, и та­кая наука признавалась низменной. В Восточных культурах Вавилона и Египта естественно-научное знание (в первую очередь астрономия; а также математика, инженерное дело и медицина) носило сакральный, культовый характер. Отсюда «застывшие технологии» античности.

С Нового времени (XVII в.) в Европе наука стала рассматриваться как способ увеличения благосостояния населения и обес­печения господства человека над природой. Французский мыслитель Р. Декарт (René Descartes; лат. Renatus Cartesius; 1596 - 1650) рассуждал следующим образом: «Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее дан­ную истину, найти такую, которая непосредственно при­ступает к сущему и наступает на него, с тем, чтобы мы добы­ли познания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небесного свода и всех прочих окружающих нас тел, причем это познание (элементов, стихий) будет таким же точным, как наше знание разнообразных видов деятельности наших ремесленников. Затем мы таким же путем сможем реализо­вать и применить эти познания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозяевами и обладате­лями природы»146.

Современник Р. Декарта, английский философ, основоположник эмпиризма Ф. Бэкон (Francis Bacon; 1561 - 1626), также много сил по­тративший для обоснования необходимости развития на­уки как средства покорения природы, выдвинул знамени­тый афоризм: «Знание — сила». Ф. Бэкон рассматривал эксперимент как главный метод научного исследования, на­целенный на то, чтобы «пытать природу». Определяя задачи экспериментального исследования, Ф. Бэкон использовал слово «inquisition», имеющее вполне определенный ряд значений — от «расследование», «след­ствие» до «пытка», «мучение». С помощью такой научной инквизиции раскрывались тайны природы (ср. рус­ское слово «естествоиспытатель»).

Стиль мышления в науке с тех пор характеризуется сле­дующими чертами:

Благодаря соединению этих основ возникло сочетание рационализма и эмпиризма, предопре­делившее грандиозный успех естествознания. Поэтому рождение науки именно в Европе XVI-XVII в. - обстоятельство неслучайное.

«В греческом мышлении ответ на поставленный вопрос дается в результате убежде­ния в его приемлемости, в современном — посредством опы­тов и прогрессирующего наблюдения. В мышлении древ­них уже простое размышление называется исследованием, в современном — исследование должно быть деятельно­стью»147.

«В науке нашла свое выражение еще одна специфическая черта западной культуры — ее деятельностная направлен­ность. Деятельностной направленности ума благоприят­ствовал умеренно-континентальный климат данного реги­она. Таким образом, объединилось влияние природных, социальных и духовных факторов»148. Под духовными факторами А.А. Горелов, как и многие другие светские исследователи, понимает в первую очередь стиль мышления и особенности культуры.

Для нас же представляется крайне важным в первую очередь выделить не социально-экономические, а христианские, духовные корни современного естествознания, причем исходя из первоначального смысла слова «духовность» - жизнь духа, богообщение.

Христианские корни естествознания.

Во-первых, следует обратить внимание на библейское учение Ветхого и Нового Заветов, где говорится о возможности (хотя и косвенного) познания Бога через творение. Естествознание в христианстве приобретает фундаментальную ценность, т. к. призывается служить уже не только насущным нуждам, но преображению личности, указывая, по словам священномученика Илариона (Троицкого), «путь в праведную землю»149. Через творение Бог обращается к человеку; в христианстве «космос…может восприниматься как живая «книга» («текст» или даже «гипертекст»)»150.

Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее.

Весь Пс. 103.

Прем. 7:13-14: «Без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства ее, ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения».

Прем. 11:21: «Ты все расположил мерою, числом и весом».

Деян. 17: 24-28: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»».

Рим. 1:20: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…».

В последующие века в восточном христианстве оформляется учение о божественных нетварных логосах («естества», «промысла» и «суда»)151.

Единый Бог Библии – Бог-Творец не только реального, не призрачного мира, но и незыблемых, непротиворечивых законов его бытия, постижимых для человека. «Закон есть одно из самых недавних завоеваний человеческого ума; существуют еще народы, которые живут среди непрерывного чуда и которые не удивляются этому. Напротив, мы должны были бы удивляться закономерности природы. Люди просят своих богов доказывать их существование чудесами; но вечное чудо в том, что чудеса не совершаются беспрестанно. Потому мир и божествен, что полон гармонии. Если бы он управлялся произволом, то что доказывало бы нам, что он не управляется случаем?», - писал французский математик Анри Пуанкаре (Poincaré, 1854-1912)152. Правда становление понятия закона в естествознании он связывал с развитием астрономии, однако, вполне очевидно, что в убеждении в «незыблемости», непротиворечивости, гармонии законов этого мира – заслуга именно христианства. Единый Бог-Троица – это Бог Любви, Который «не есть Бог неустройства» (1 Кор. 14:33), Он Бог, верный Своему слову. В противном случае мир мог бы уподобиться абсурдной игре в крокет, описанной Льюисом Кэрроллом (Lewis Carroll; 1832 - 1898) в книге «Алиса в стране чудес». В верности же всегда есть самоограничение, «истощание» (k1nwsi~).

Втор. 32:4: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен».