Становление биологической картины и основные этапы ее развития
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития.
Различают основные разновидности (формы) научной картины мира: 1) общенаучную как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах; 2) социальную и естественнонаучную картины мира как представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук; 3) специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) – представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т.п. картины мира).
В развитии Естествознания выделяют следующие периоды:
1.Первый подготовительный – натурфилософский, характерный для древних
этапов развития общества. Примером физической картины мира того времени
могут служить древнеиндийские, греческие знания.
2. Второй подготовительный
Характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и
спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала
придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел) Основные
усилия ученых были направлены не на познание мира, а на получение предметов
или разработку способов открывающих путь к богатству, в силу этого прогресс
техники совершался крайне медленно, но шло накопление фактического
материала, подготавливался качественный переход к новому пониманию природы. В данный период, созданная ранее физическая картина мира не претерпевала существенных изменений, а
господствовавшая в тот период времени церковь и прежде всего ее инструмент
"Инквизиция", не способствовали развитию научных взглядов и прогрессу
естественных наук.
3. Период механического и метафизического Естествознания.
Характеризуется началом возникновения Естествознания как систематической
экспериментальной науки, совпадает с периодом становления и возникновения
капиталистических отношений в обществе. Господствующим методом мышления
стала метафизика. Главное достижение этого периода в истории развития
Естествознания, это становление ТЕОРИТИЧЕСКОГО метода познания в науке. Из
натурфилософского познания природы, Естествознание превратилось в
современное, в систематическое научное познание на базе экспериментов и
математического изложения полученных результатов.
4. Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей в
Естествознании.
К середине 19 века наукой накоплен большой объем фактического и
теоритического материала, который требует всеобъемлющего охвата и
осмысления, возникает необходимость сочетания анализа и синтеза в познании
и вторая треть 19 века характеризуется 3 великими открытиями:
- Клеточная теория.
- Учение о превращении энергии.
- Дарвинизм.
- Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.
- Электромагнитная теория света Дж.К. Максвела.
Основным противоречием данного периода, были метафизические взгляды
первооткрывателей и диалектическими результатами их открытий, то есть
разрыв между объективной и субъективной сторонами процесса познания
5. Период "новейшей революции" в Естествознании.
Форсируется развитие прежде всего физики во всех ее проявлениях
(атомная энергетика, радиолокация, радиоэлектроника, оптика, квантовая
физика и т.д.)
Открытия и изобретения в
физике, позволяют создавать не только новые приборы, но и методы
исследований в других областях знаний. Физические методы определили успехи
химии, геологии, астрономии, способствовали в значительной мере развитию
науки о космосе и его освоению. Стимулирующее воздействие на Естествознание
новых потребностей техники привело к тому, что в середине 90-х гг. 19 века
началась "… новейшая революция в естествознании…", главным образом в
физике:
- Открытие электромагнитных волн Г. Герцем.
- Коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном.
- Радиоактивности А. Беккерелем.
- Электрона Дж. Томсоном.
- Светового давления П.Н. Лебедевым.
- Введение идеи квантования энергии М. Планком.
- Создание теории относительности А. Энштейном.
- Радиоактивного распада Э. Резерфордом и Ф. Содди.,
- Модель атома по Н. Бору.
- Становление биологической картины и основные этапы ее развития
- 2.Особенности биологического уровня организации материи и объекта биологического познания
- Биологические знания Средневековья( Авиценна, Альберт Великий), и Эпох Возрождения и Нового времени( у. Гарвей, а. Галлер)
- 4.Введение понятия Клетка ( р. Гук), систематика растений и животных (к. Линней, ж. Бюффон)
- 6.Пролема возникновения жизни. Основные концепции
- Концепция креационизма
- Концепция самопроизвольного зарождения жизни
- Организация жизни. Существенные черты живого
- Основные уровни органиации жизни : Молекулярный уровень организации жизни
- Клеточный уровень организации жизни
- Тканевый уровень организации жизни
- Органный уровень организации жизни
- Организменный (онтогенетический) уровень организации жизни
- Популяционно-видовой уровень организации жизни
- Биогеоценотический уровень организации жизни
- Биосферный уровень организации жизни
- Возникновение эволюционного учения. Теория Дарвина
- 11.Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
- Отбор,наследственность,изменчивость
- Синтетическая теория эволюция. Проблемы микроэволюции
- Популяция,как элементарная эволюционная единица
- Естественный отбор. Вид и видообразование
- Симпатрическое (экологическое) видообразование
- ]Аллопатрическое (географическое) видообразование
- Мгновенное» видообразование на основе полиплоидии
- Гибридогенное видообразование
- Видообразование как результат микроэволюции. Проблемы макроэволюции
- 17.Эволюция онтогенеза