logo search
УДК 7

Введение в пластическую анатомию. Анатомическая терминология. Общее понятие о скелете

Анатомия, как указывает этимология слова (греч. anatome - рассече­ние), наука, изучающая строение составных частей тела (мышц, костей, су­хожилий, связок, внутренностей и т.д.), которые мы отделяет друг от друга рассечением для дальнейшего исследования формы, отношения и связи. Раз­личают сравнительную анатомию, где рассматриваются аналогии и разли­чия органов у животных различных классов; анатомию хирургическую или топографическую - выясняется взаимное расположение органов - знания, необходимые врачу и хирургу; возрастную анатомию - рассматривается процесс развития индивида: когда анатомия имеет дело с изучением нор­мального, здорового организма, она называется нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, исследующей больной организм и болезненные изменения его органов; изучение расположения и строения ор­ганов, которые определяют внешние формы тела - это анатомия пластиче­ская или анатомия форм, или анатомия для художников.

Под пластической анатомией подразумевается совокупность тех не­обходимых знаний, которые может получить для своего искусства худож­ник, пользуясь материалами, добываемыми в науке при рассечении тела, это наука, изучающая особенности человеческого тела в статике и динами­ке во взаимосвязи с окружающей средой.

Пути изучения пластической анатомии.

  1. Изучение живой натуры.

  2. Изучение мертвой натуры (препарирование трупа).

  3. Изучение произведений искусств, классического наследия.

  1. Изучение препаратов, муляжей и рисунков художников. Значение пластической анатомии.

1) Дает возможность выявить особенности строения человеческого тела и связать его с особенностями характера, черт натуры:

  1. психология портрета, где форма строит характер;

  2. связь внутренней сути с внешней;

  3. тип строения - меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик (структура отражает внутреннюю суть).

  1. Дает возможность увидеть и определить диапазон нормальной формы, т.е. художник в полной мере применяет знания пропорций человеческо­го тела.

  2. Дает возможность работать без натуры, т.к. уже знает какие формы со­ответствуют типу данного человека.

4

5

О значении пластической анатомии поучительны высказывания А.С. Голубкиной в книге «Несколько слов о ремесле скульптора...» [стр. 31] «Чтобы стать на твердую почву знания конструкции, необходимо опереться на анатомию. ...Есть один способ усвоения нужных знаний... это - подойти к анатомии только со стороны механизма движения...

Чтобы понять какую-нибудь машину, ее мало срисовать и скопиро­вать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы также подой­дете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства». И далее, как образно Голубкина пи­шет: «Рессорное устройство ступни, блок руки, чутко подвижная система шеи, массивные колонны спинных мускулов, тонкие и широкие мышцы живота, плавно прикрепляющиеся к чаше тазовой кости, которая проблес­кивает под кожей, или голень и ее стройные кости с базой внизу и капите­лью вверху». И добавляет: «...Из анатомии нам надо взять только устрой­ство, оставляя в стороне все остальное, и тогда в натуре вы увидите уже не анатомию, а собственную конструкцию натуры! ...знайте анатомию так, чтобы она сказывалась только уверенностью и свободой в работе, анато­мии же самой, чтобы и в помине не было. Вообще анатомия вспоминается как раз там, где нет ее достаточного знания». Эта недостаточность анато­мических знаний раскрывается на выставках самодеятельных (примитив­ных) художников, где поверхностные, непрофессиональные навыки в пла­стической анатомии сказываются на натуралистичном, слишком анатоми­чески детальном показе модели.

Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии человеческого тела. Во-первых, перейти от чистого внешнего, поверхностного восприятия человека и слепого копирования его форм к правдивому изображению, опирающемуся на знания закономерностей внутренней структуры. Рисуя человека, студент должен познавать логику строения его тела и правильно передавать, строить, конструировать тело так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и целым.

Во-вторых, знание тела человека развивает художественное «зрение», формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мыш­ление будущего художника-педагога.