Введение в пластическую анатомию. Анатомическая терминология. Общее понятие о скелете
Анатомия, как указывает этимология слова (греч. anatome - рассечение), наука, изучающая строение составных частей тела (мышц, костей, сухожилий, связок, внутренностей и т.д.), которые мы отделяет друг от друга рассечением для дальнейшего исследования формы, отношения и связи. Различают сравнительную анатомию, где рассматриваются аналогии и различия органов у животных различных классов; анатомию хирургическую или топографическую - выясняется взаимное расположение органов - знания, необходимые врачу и хирургу; возрастную анатомию - рассматривается процесс развития индивида: когда анатомия имеет дело с изучением нормального, здорового организма, она называется нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, исследующей больной организм и болезненные изменения его органов; изучение расположения и строения органов, которые определяют внешние формы тела - это анатомия пластическая или анатомия форм, или анатомия для художников.
Под пластической анатомией подразумевается совокупность тех необходимых знаний, которые может получить для своего искусства художник, пользуясь материалами, добываемыми в науке при рассечении тела, это наука, изучающая особенности человеческого тела в статике и динамике во взаимосвязи с окружающей средой.
Пути изучения пластической анатомии.
Изучение живой натуры.
Изучение мертвой натуры (препарирование трупа).
Изучение произведений искусств, классического наследия.
Изучение препаратов, муляжей и рисунков художников. Значение пластической анатомии.
1) Дает возможность выявить особенности строения человеческого тела и связать его с особенностями характера, черт натуры:
психология портрета, где форма строит характер;
связь внутренней сути с внешней;
тип строения - меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик (структура отражает внутреннюю суть).
Дает возможность увидеть и определить диапазон нормальной формы, т.е. художник в полной мере применяет знания пропорций человеческого тела.
Дает возможность работать без натуры, т.к. уже знает какие формы соответствуют типу данного человека.
4
5
О значении пластической анатомии поучительны высказывания А.С. Голубкиной в книге «Несколько слов о ремесле скульптора...» [стр. 31] «Чтобы стать на твердую почву знания конструкции, необходимо опереться на анатомию. ...Есть один способ усвоения нужных знаний... это - подойти к анатомии только со стороны механизма движения...
Чтобы понять какую-нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы также подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства». И далее, как образно Голубкина пишет: «Рессорное устройство ступни, блок руки, чутко подвижная система шеи, массивные колонны спинных мускулов, тонкие и широкие мышцы живота, плавно прикрепляющиеся к чаше тазовой кости, которая проблескивает под кожей, или голень и ее стройные кости с базой внизу и капителью вверху». И добавляет: «...Из анатомии нам надо взять только устройство, оставляя в стороне все остальное, и тогда в натуре вы увидите уже не анатомию, а собственную конструкцию натуры! ...знайте анатомию так, чтобы она сказывалась только уверенностью и свободой в работе, анатомии же самой, чтобы и в помине не было. Вообще анатомия вспоминается как раз там, где нет ее достаточного знания». Эта недостаточность анатомических знаний раскрывается на выставках самодеятельных (примитивных) художников, где поверхностные, непрофессиональные навыки в пластической анатомии сказываются на натуралистичном, слишком анатомически детальном показе модели.
Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии человеческого тела. Во-первых, перейти от чистого внешнего, поверхностного восприятия человека и слепого копирования его форм к правдивому изображению, опирающемуся на знания закономерностей внутренней структуры. Рисуя человека, студент должен познавать логику строения его тела и правильно передавать, строить, конструировать тело так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и целым.
Во-вторых, знание тела человека развивает художественное «зрение», формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мышление будущего художника-педагога.
- Введение в пластическую анатомию. Анатомическая терминология. Общее понятие о скелете
- Плоскости и оси фигуры человека. Анатомическая терминология.
- Общее понятие о скелете (остеология).
- Детали лица.
- Пластика уха.
- Пластика рта.
- Пластика щеки.
- Виды суставов.
- Грудная клетка.
- Плечевой пояс.
- Суставы свободной верхней конечности.
- Пластическая анатомия шеи
- Сгибатели предплечья.
- Внутренняя группа.
- Задняя группа.
- Наружная группа мышц таза.
- Задняя группа.
- Мышцы стопы.