10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании
В истории развития науки можно выделить две взаимосвязанные, переходящие друг в друга тенденции. Это – эволюционный процесс сравнительно медленного накопления знаний, подтверждения и углубления сложившихся теорий, объяснительных схем, формирования картины мира при опоре на существующие нормы и идеалы науки, становления стиля научного мышления, утверждения философских оснований научного познания.
Вторая тенденция заключается в появлении новых объектов науки и, соответственно, разработке новых методов познания, построении теорий, не согласующихся с прежними образцами объяснения и описания явлений, принципами построения научной картины мира и т. д.
В результате происходит смена доминирующей совокупности научных знаний, образцов решения конкретных исследовательских задач, методов, построения программ исследований и др., т. е. осуществляется смена старых научных парадигм согласно выводам американского философа Т. Куна и начинается создание новых, лучше объясняющих вновь полученные научные факты. На их основе складываются новые научно-исследовательские программы. Подобные изменения в науке часть исследователей называет научной революцией.
В более конкретном и глубоком понимании научными революциями считаются такие этапы в развитии науки, которые связаны с перестройкой исследовательских стратегий, обусловленной изменениями, в том числе и оснований науки. К этим основаниям относятся идеалы, нормы и методы исследования, научная картина мира, стиль научного мышления, философские идеи и принципы.
Перестройка оснований науки, а значит, и научные революции могут быть вызваны двумя основными причинами. Во-первых, в силу внутренней логики развития отдельной дисциплины, когда в ней появляются факты, складываются проблемы, фиксируются свойства изучаемых объектов или же появляются объекты, которые не находят объяснения в рамках данной дисциплины, не вписываются в существующую картину мира. Во-вторых, научные революции могут начинаться на междисциплинарном уровне в результате перенесения идеалов и норм одной науки в другую, что приводит к открытию новых явлений, объектов, созданию новых программ исследований, образованию новых научных дисциплин.
Различают две разновидности научных революций: 1) изменяется научная картина мира, а идеалы и нормы остаются прежними и 2) изменяется картина мира, идеалы и нормы, а также философские основания науки.
По масштабам воздействия на состояние науки различают глобальные и локальные научные революции. Глобальные научные революции приводят к изменению базисных принципов всех основных наук, что объясняется появлением новых объектов и направлений исследований, ведет к возникновению новых научных дисциплин. К таким революциям в науке относятся соответствующие сдвиги, вызвавшие сначала появление классического естествознания, затем дисциплинарно-организованной науки, вслед за ней произошли коренные сдвиги в научном познании, повлекшие за собой формирование неклассической науки с ее картиной мира, объектами и познавательными принципами. На основе ее проблемного поля начала складываться постнеклассическая наука.
Локальные революции заключаются в изменении объектов исследования, методов, идеалов и норм, а также специализированной картины мира в рамках отдельной отрасли знания. К таким революциям относится революция в биологии, вызванная открытием структуры ДНК Уотсоном и Криком в 1953 г.
Существуют также частнодисциплинарные революции, связанные с открытием новых явлений в рамках отдельного научного направления или дисциплины, значение которых не выходит за пределы исследовательских задач дисциплинарных областей.
Первая глобальная научная революция произошла в XVII в. в Европе. Ее результатом стало возникновение классической науки и классической механики, затем и физики.
Вторая глобальная научная революция охватила период времени начиная с конца XVIII в. и заканчивая первой половиной XIX в. Она означала переход классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений к дисциплинарно организованной науке (биологии, химии, геологии и др.), хотя при этом идеал классического естествознания не претерпел существенных изменений.
Третья глобальная научная революция продолжалась с конца XIX в. до середины XX в. Ее главным признаком было появление неклассического естествознания с его характерными особенностями.
Четвертая глобальная научная революция, начавшаяся в 70-е гг. XX в., выразилась в рождении постнеклассической науки, объектами которой стали исторически развивающиеся системы, компонентами которых является сам человек как объект и субъект познания одновременно.
Научным революциям принадлежит решающая роль в обновлении и быстром росте новых научных знаний, в качественном изменении представлений о мире и человеке, в обеспечении жизнеспособности рода Homo sapiens.
- Предисловие
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- 1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
- 1.2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции
- 1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии
- 1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
- 1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии
- Тема 2. Исторические типы классической философии (ч.1)
- 2.1 Философия Древнего Востока.
- 2.2. Античная философия.
- 2.3. Философия Средневековья и Возрождения.
- 2. 4. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (ф. Бэкон, р. Декарт, г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии
- 2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
- 2.6. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах)
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- 3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы
- 3.2. Иррационализм философии а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше
- 3.3. Основные черты марксистской философии (к. Маркс, ф. Энгельс)
- 3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (г. Фреге, б. Рассел, а. Тарский и др.); лингвистический (л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)
- 3.7. Феноменология (э. Гуссерль, м. Мерло-Понти) и экзистенциализм (к. Ясперс, м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр, а. Камю)
- 3.8. Европейская религиозная философия: неотомизм (ж. Маритен, э. Жильсон и др.); неопротестантизм (к. Барт, р. Бультман, п. Тиллих и др.)
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия
- 4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения.
- 4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
- 4.3. Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения.
- 4.4.-4.5. Пути и особенности развития русской философии. Русская историософия.
- 4.6 Русская философская мысль рубежа XIX–XX веков
- Раздел II. Философия бытия
- Тема 5. Метафизика и онтология
- 5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса в историческом развитии философии.
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии.
- 5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 5.4. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 5.5. Диалектика как философская теория развития.
- Тема 6. Философия природы
- 6.1. Природа в контексте философского и научного анализа.
- 6.2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы
- 6.3. Природа как среда обитания
- 6.4.Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в современной философии и науке
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии
- 7.3. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
- 7.4. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
- 7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)
- 7.6. Социокультурные модусы человеческого бытия (деятельность, коммуникация, социализация и др.)
- Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- 8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражения) и культурно-исторических факторах становления (совместный труд, культура, язык и др.) сознания.
- 8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
- 8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- 9.1. Специфика познавательного отношения к миру. Теория познания, ее предмет и основные проблемы
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания.
- 9.3. Общая характеристика неклассической теории познания
- 9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм
- 9.5. Структура познавательного процесса
- 9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- 10.1. Понятие и роль науки в обществе
- 10.2. Наука как система знаний, как деятельность и социальный институт
- 10.3. Специфика научного познания
- 10.4. Структура и формы научного познания
- 10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности
- 10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
- 10.7. Особенности классической, неклассической, постнекласси-ческой науки в ее историческом становлении
- 10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании
- 10.9. Роль науки в развитии техники.Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- 11.1 Специфика социальной философии. Основные подходы к изучению общества: натуралистический, культуроцентристский, психологический; социологизм, историцизм и др.
- 11.2. Понятие общества как системы, его основные подсистемы и компоненты.
- 11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность
- Тема 12. Основные проблемы политической философии
- 12.1. Феномен власти и политики
- 12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней.
- 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- 12.4. Политические технологии в современном обществе
- 12.5. Классические и неклассические модели геополитики
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики
- 13.1. Общество как исторический процесс; антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы
- 13.2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества
- 13.3. Философские аспекты цивилизационной динамики
- 13.4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
- Тема 14. Техника и ее роль в развитии цивилизации
- 1.14. Понятие техники и технологии
- 14.2. Происхождение техники
- 14.3. Природа технического знания
- 14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества
- 14.5.Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества.
- 14.6.Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники.
- Тема 15. Философия культуры
- 15.1. Понятие культуры, ее структура и функции.
- 15.2. Основные подходы к анализу культуры.
- 15.3. Динамика культуры, единство и многообразие культурно-исторического процесса.
- 15.4. Духовная жизнь общества.
- 15.5. Современные тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества.
- Литература
- Философия: курс лекций для студентов
- 220006. Минск, Свердлова, 13а.