logo
Возрастные кризисы

Глава 8: Структура возрастного кризиса

В восьмой главе рассказывается об ориентировочной составляющей действия, как доминантной в период кризиса. Условием развития в критический период, по мнению автора, становится обнаружение ситуации действования. Это обнаружение происходит за счет реакции самой ситуации действования. То есть построение новой ситуации действования всегда влечет за собой разрушение старой, которая как раз в критической ситуации и обнаруживается.

Далее речь идет о специфике развития в критические возраста, которая состоит в том, что в дебюте кризиса ребенок открывает новую идеальную форму, и ее отношение к реальной становится социальной ситуацией развития.

Автором рассматривается структура критических возрастов. В основу анализа положена исходная посылка о том, что структура переходного возраста есть отражение динамики взаимопереходов реальной и идеальной формы. Причем изменение в переживании ребенком среды обусловлено тем, что в момент возрастного перехода происходит открытие новой идеальной формы. Автор, вслед за Л. С. Выготским, делит кризисный возраст на следующие фазы:

1. Предкритическая, которая состоит в том, что ребенку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной идеальной форме.

2. Критическая фаза, в которой происходит субъективация через посредство пробы. Эта фаза состоит из трех этапов:

а) мифологизация- попытка материализовать идеальную форму непосредственно;

б) конфликт -внешнее противостояние ребенка и реакции окружающих;

в) рефлексия - возникновение отношения к собственному действию в ситуации. Интериоризация конфликта между желаемым и реальным.

3. Посткритическая, которая представляет собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход реально-идеальное и свое-иное, принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность), происходит поиск нового “значимого другого”.

Далее в восьмой главе дается анализ подросткового возраста, который рассматривается с одной стороны, как переходный, критический, а с другой - переход осуществляется к неопределенности подподростничества, поэтому позитивные характеристики возрастного перехода и подросткового возраста оказываются наименее изученными. В этой логике особый смысл приобретают указания на изменение картины мира подростка, в частности, на появление у него нового видения себя во времени. Возрастная перспектива понимается автором как изменение отношения ребенка к окружающей действительности, прежде всего социальной.

Также приведены результаты экспериментального исследования, проведенного с помощью трех методик: “Прошлое, настоящее, будущее”; “Самоописания”; “Структурированные самоописания”.

Далее представлено исследование, посвященное анализу представлении о взрослости и этапов его построения в предподростничестве. Выделены две основные характеристики отношения ребенка к собственной взрослости:

- все описанные ситуации делятся на происходившие реально и “сказочные”, явно содержащие элемент фантазии, происходящие в условном плане;

- тексты различались по указанным в них признаку взрослости: внешний признак или внутреннее качество.

В зависимости от этих характеристик выделяют четыре основных типа сочинений: а)условный план действия -внешняя взрослость; б) реальный план действий -внешняя взрослость; в) реальный план действий - внутренняя взрослость; в) условный план действия - внутренняя взрослость. Дается их подробная характеристика.