Глава 9: Практическая психология возрастных кризисов
В качестве основной причины возникновения трудностей автор выделяет то, что ребенок, используя новые возможности, еще не может предвидеть результаты своих действий. В свою очередь, действия взрослого проходят два этапа- этап усиления и этап поиска: сначала воспитатель пытается усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, а потом, при неуспехе первых, ищет новые. Если удается в качестве “новых” отношений выстроить понимающие, то проблемы “трудновоспитуемости” надолго или совсем уходят.
Затем рассматриваются цели ребенка и родителей. Часто цели неосознанны. Так, цели ребенка определяются особенностями социальной ситуации развития, в которую он попадает в критический период. То есть, в поведении ребенка выделяются две цели: объективная - построение новой формы поведения, необходимой для развития; субъективная -превращение во взрослого.
Цели взрослого автор также разделяет на две. Одна из них состоит в создании условий для превращения действий ребенка в пробующие. Другая цель заключается в сохранении привычных, устойчивых форм взаимодействия с ребенком.
Под содержанием действий участников в данном контексте автором понимается:
а) непосредственные действия ребенка и взрослого,
б) внутреннее содержание действий.
Внутренним содержанием действия ребенка является построение пробы. Проба в свою очередь направлена на обнаружение себя, на возникновение ощущения себя в новом качестве. Строя новое поведение ребенок ожидает простой непосредственной реакции, и получает ее от взрослого. По мнению автора, необходимо, чтобы реакция взрослого соответствовала главной цели - обеспечению развития ребенка. Это и является стержнем ситуации кризиса.
Коррекция же должна состоять не в преодолении симптомов кризиса .а в усилении его положительного эффекта, использования периода кризиса для решения задачи развития. Течение критического периода может стать успешным, если в результате происходит разрешение кризиса, т . е. взрослый выходит из него обогащенным новыми, более продуктивными способами взаимодействия с ребенком, понимающим причины возникших трудностей.
Затем рассказывается о типах коррекционной работы, которая выбирается, в целом зависит от возраста ребенка, а также места протекания кризиса и позиции взрослого. Стратегия коррекции заключается в трансформации детского действия в пробующее, а для этого действие переводится в иной контекст. Начиная с возрастного кризиса семи лет, возможна вербализация- обсуждение с ребенком возникающих проблем.