2. Естественные и гуманитарные науки
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области познания.
Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Она включает около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом. Наука изучает сегодня все, включая даже саму себя, – то, как она возникла, развивалась, как взаимодействовала с другими формами культуры, какое влияние оказывала на материальную и духовную жизнь общества. По мнению исследователей, наука как серьезное аналитическое явление еще молода. Ею не постигнуты все тайны мироздания. В сознании современных ученых имеется ясное представление об огромных возможностях дальнейшего развития науки, радикального изменения на основе ее достижений наших представлений о мире и его преобразовании.
По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и гуманитарные, изучающие человека и законы его развития.
Естественные науки рассматривают мир как объективно существующий, изучают структуру этого мира, природу его элементов. Естествознание апеллирует к опыту как основанию знания и критерию истины.
Гуманитарные науки изучают мир, прежде всего сотворенный человеком со стороны его духовного содержания и культурной ценности. Гуманитарные науки опираются более всего на значимость и смысл вещей. Гуманитарные науки имеют дело со знаковыми системами и их отношением к человеческой действительности.
Естественные и гуманитарные науки различаются по функциям. Естественные науки занимаются описанием, объяснением и предсказанием явлений и свойств материального мира.
Специфической функцией гуманитарных наук является понимание, которое заключается в раскрытии и истолковании смысла произведения. Существуют две трактовки понимания. Одна из них является психологической и утверждает, что процесс понимания есть акт вживания в замысел, мотивы и цели «автора» того или иного произведения. Например, если в качестве произведения берется какое-либо историческое событие, то его понимание достигается на пути раскрытия социально-экономических, политических, культурных и других условий, а также личностно-психологических предпосылок действий конкретных исторических субъектов.
Вторая концепция понимания связана с идеей произведения как знаковой системы, как «текста» в широком смысле этого слова. Объектом понимания является смысл, трактуемый как инвариантное содержание «текста» относительно вариантов «пересказа» или представления содержания «текста» различными знаковыми системами.
Границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно взаимное обогащение научных методологий и критериев оценки научных результатов.
Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.
Существенным компонентом общенаучного познания является философское истолкование данных науки, составляющее ее мировоззренческие и методологические основы.
- 1. Наука отрасль культуры.
- 2. Естественные и гуманитарные науки
- 3. Экология и здоровье человека. Окружающая среда
- 4. История физики (изучает основные законы природы. Ключевая отрасль в знании науке)
- 5. Процесс эволюции природы
- 6. Биологическая эволюция человека
- 7. Экосистемы. Проблемы экологии.
- 8. Электромагнитные волны. Свет
- 9. Возникновение жизни на Земле
- 11. Структурные уровни организации природы
- 12. Строение атома. Постулаты Бора.
- 13. Структура вселенной эволюция вселенной
- 14. Характеристики вселенной. Галактики «млечный путь», солнечной системы
- 15. Происхождение жизни. Опыт Луи Пастера и Стенли Миллера
- 16. Микромир. Элементарные частицы. Структура ядра
- 18. Основные характеристики пространства и времени
- 19. Фундаментальные концепции описания мира.
- Слабое взаимодействие
- Третий закон Ньютона
- Энергия связи ядер
- 35. Концепции классического естествознания.
- 36. Агрегатные состояния вещества.
- 37. Проблема антропогенеза.
- 38. Бессознательное и сознательное в человеке.
- 39. Человек, индивид, личность.
- 40. Приоритеты обобщенных средств управления обществом. Коб.
- 41. Система: природа – биосфера – человек.
- 42. Учение в. И. Вернадского о ноосфере.
- 43. Взаимосвязь космоса и человека.
- 44. Информация и власть.
- 45. Основные религии мира.
- 46. Учение «Живая этика» е. И. Рерих.
- 47. Биологическая эволюция.
- 48. Культурная эволюция.