39. Человек, индивид, личность.
Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных. В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий в качестве исходного отличительного признака вида Homo sapiens выступает культура, играющая решающую роль в определении человеческих поступков. При этом природа человека признается бинарной, т.е. двойственной, включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным. Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность.
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность». Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности. Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессесоциализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга).
Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.
- 1. Наука отрасль культуры.
- 2. Естественные и гуманитарные науки
- 3. Экология и здоровье человека. Окружающая среда
- 4. История физики (изучает основные законы природы. Ключевая отрасль в знании науке)
- 5. Процесс эволюции природы
- 6. Биологическая эволюция человека
- 7. Экосистемы. Проблемы экологии.
- 8. Электромагнитные волны. Свет
- 9. Возникновение жизни на Земле
- 11. Структурные уровни организации природы
- 12. Строение атома. Постулаты Бора.
- 13. Структура вселенной эволюция вселенной
- 14. Характеристики вселенной. Галактики «млечный путь», солнечной системы
- 15. Происхождение жизни. Опыт Луи Пастера и Стенли Миллера
- 16. Микромир. Элементарные частицы. Структура ядра
- 18. Основные характеристики пространства и времени
- 19. Фундаментальные концепции описания мира.
- Слабое взаимодействие
- Третий закон Ньютона
- Энергия связи ядер
- 35. Концепции классического естествознания.
- 36. Агрегатные состояния вещества.
- 37. Проблема антропогенеза.
- 38. Бессознательное и сознательное в человеке.
- 39. Человек, индивид, личность.
- 40. Приоритеты обобщенных средств управления обществом. Коб.
- 41. Система: природа – биосфера – человек.
- 42. Учение в. И. Вернадского о ноосфере.
- 43. Взаимосвязь космоса и человека.
- 44. Информация и власть.
- 45. Основные религии мира.
- 46. Учение «Живая этика» е. И. Рерих.
- 47. Биологическая эволюция.
- 48. Культурная эволюция.