5.2. Энтропия и вероятность.
Принцип возрастания энтропии
5.2.1. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах (11). Термодинамический метод базируется на так называемых «началах термодинамики». Начала термодинамики — это ее основные законы, сформулированные в результате обобщения большого числа опытных данных.
Первое начало термодинамики — это закон сохранения энергии, сформулированный для тепловых явлений:
Q = U + A.
Количество теплоты Q, сообщенное телу, идет на увеличение его внутренней энергии U и на совершение работы A.
Каждая из этих величин в приведенной формуле может быть и отрицательной. Например, если Q < 0, то теплота не передается системе, а отбирается у нее.
Таким образом, первое начало термодинамики, устанавливая баланс различных типов энергии при их переходе друг в друга, в то же время не указывает направления процесса, связанного с преобразованием энергии.
Самопроизвольные процессы с передачей тепла обладают однонаправленностью (необратимостью), что резко отличает их от механических процессов. Приведем два примера необратимых процессов. Если привести в соприкосновение два тела с различной температурой, то более нагретое тело будет отдавать тепло менее нагретому телу. Обратный процесс — самопроизвольный переход тепла от менее нагретого тела к более нагретому — никогда не произойдет. Столь же необратимым является и другой процесс — расширение газа в пустоту. Газ, находящийся в части сосуда, отделенной от другой части перегородкой, после ее удаления заполняет весь сосуд. Без постороннего вмешательства газ никогда не соберется самопроизвольно в той же части сосуда, где он находился первоначально.
5.2.2. Энтропия и второй закон термодинамики. Второе начало термодинамики: невозможно перевести теплоту от более холодной системы к более горячей при отсутствии других одновременных изменений в обеих системах или окружающей среде.
Здесь констатируется опытный факт определенной направленности теплопередачи: теплота сама собой переходит всегда от горячих тел к холодным. Правда, в холодильных установках осуществляется теплопередача от более холодного тела к более теплому, но эта передача связана с другими изменениями в окружающих телах: охлаждение достигается за счет работы.
О Обратимым называется процесс, который может быть проведен в прямом и обратном направлении без остаточных изменений в окружающей среде.
Энтропия системы (S) — это физическая величина, изменение которой (S) при температуре системы Т определяется формулой:
S = Q/Т.
Но это формальное определение энтропии. Энтропия — это параметр, который наряду с другими параметрами характеризует состояние системы. Однако ее нельзя непосредственно измерить приборами, но можно вычислить. Причем важно знать не саму величину энтропии S, а разность энтропий системы в различных состояниях 1 и 2: S = S2 – S1.
Энтропия оказывается величиной, сохраняющейся в обратимых процессах, происходящих в замкнутых системах:
S2 = S1 и S = 0.
С Замкнутость системы означает, что она не обменивается с окружающей средой энергией и веществом.
S > 0.
Теперь он звучит так:
В любых термодинамических процессах энтропия замкнутой системы не убывает (закон возрастания энтропии).
Что значит в любых процессах замкнутой системы? Разберем это:
Если процесс обратим, энтропия остается неизменной, S = 0.
Если процесс необратим, то энтропия возрастает, S > 0.
Энтропия незамкнутой, открытой системы может вести себя любым образом!!!
Необратимость тепловых процессов имеет вероятностный характер. Самопроизвольный переход тела из состояния термодинамического равновесия в неравновесное состояние не невозможен, а лишь мало вероятен. Молекулы газа стремятся к наиболее вероятному состоянию, т. е. к состоянию с беспорядочным распределением молекул. Это означает, что примерно одинаковое число молекул движется вверх и вниз, вправо и влево, причем в каждом объеме находится примерно одинаковое число молекул, одинаковая доля быстрых и медленных молекул в верхней и нижней частях какого-либо сосуда. Любое отклонение от такого беспорядка, хаоса, т. е. от равномерного и беспорядочного перемешивания молекул по местам и скоростям, связано с уменьшением вероятности, или представляют собой менее вероятное событие. Напротив, процессы, связанные с перемешиванием, с созданием хаоса из порядка, увеличивают вероятность состояния. Только при внешнем воздействии возможно рождение порядка из хаоса, при котором порядок вытесняет хаос. В качестве примеров, демонстрирующих порядок, можно привести созданные природой минералы, построенные человеком большие и малые сооружения и т. п.
Количественной характеристикой теплового состояния системы является термодинамическая вероятность системы W, равная числу микроскопических способов, с помощью которых это состояние может быть достигнуто. Система, предоставленная самой себе, стремится перейти в состояние с большим значением W. Принято пользоваться не самой вероятностью W, а ее логарифмом, который еще умножается на постоянную Больцмана k. Определенную таким образом величину называют энтропией системы:
S = k ln W.
Итак, благодаря статистическому толкованию энтропии раскрывается ее смысл: энтропия является мерой хаотичности состояния системы.
Необратимые процессы самопроизвольно протекают в замкнутой системе, пока энтропия не достигнет возможного максимума. Следовательно, второе начало термодинамики утверждает, что все замкнутые системы эволюционируют в направлении от упорядоченности к хаотичности.
5.2.3. Соотношение статистических и динамических закономерностей в природе (11), (13). Каким образом статистические законы, существенной чертой которых является вероятностный характер устанавливаемых ими взаимосвязей, соотносятся с детерминированными законами динамического типа? Что в природе является первичным: статистические или динамические закономерности?
Последний из этих вопросов был прояснен после установления статистического характера законов микромира. С развитием квантовой физики в естествознание вошло представление о первичности статистических законов в природе. Этот принцип подтверждается тем фактом, что все наиболее глубокие теории современной физики являются статистическими.
История естествознания показывает, что первоначально возникшие модели динамического типа определенных материальных структур и явлений, дополняются по мере развития науки соответствующими статистическими моделями. Статистические теории рассматривают те же самые вопросы с новой точки зрения и более глубоко. Действительно, мы видим, как классическая ньютоновская механика была дополнена и методологически откорректирована квантовой механикой, а суть термодинамических законов была прояснена статистической теорией и т. д.
Динамические законы представляют собой первый, начальный этап в процессе познания природы, а статистические — более точно и полно отражают существующие в ней связи. Главное отличие статистических законов от динамических — в учете случайного. В динамических законах действительность огрублена, хотя в области применимости этих законов последствия этого огрубления практически незаметны.
Тесты
Природа и естественнонаучное познание
Основные, определяющие науку признаки по Г. Гегелю:
Существование достаточно большого объема опытных данных.
Выведение наукой своих законов.
Построение модели, систематизирующей опытные данные.
Возможность на основе модели предсказать новые факты, лежащие вне первоначального опыта.
Наличие научных школ.
Согласно современному определению, наука — это:
Систематизированное знание о закономерностях изучаемых объектов и явлений.
Область человеческих знаний, где можно для изучения использовать математику.
Неразрывная связь рационального и иррационального.
С помощью чего проводится контроль научной продукции?
Рецензирование.
Эксперимент.
Оппонирование.
Доказательство научных законов.
Обобщение.
Экспертиза.
Отметьте научные методы:
Эмпирический.
Теоретический.
Прикладной.
Общенаучный.
Структурный уровень науки, на котором знания являются результатом непосредственного контакта с «живой» реальностью в наблюдении или эксперименте:
Эмпирический.
Теоретический.
Философский.
Прикладной.
Назовите методы эмпирической стадии исследования:
Наблюдение.
Эксперимент.
Измерение.
Все перечисленное.
Отметьте примеры естественнонаучных наблюдений:
Звездное небо.
Поведение людей во время бунтов и революций.
Поведение животных в естественных местах обитания.
Солнечная и земная активность.
Движение ледников.
Падение цен на фондовых биржах.
Повышение уровня образования в развитых странах.
Эмпирические методы наблюдения по способу получения делятся на:
Качественные.
Визуальные.
Инструментальные.
Количественные.
Метод получения эмпирического знания, при котором главное — не вносить при исследовании какие-либо изменения в изучаемую реальность:
Эксперимент.
Наблюдение.
Измерение.
Анализ.
Метод эмпирического познания, при котором изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия:
Измерение.
Эксперимент.
Наблюдение.
Синтез.
Отметьте качественный эффект исследования:
Эффект действия тока на постоянный магнит: магнитная стрелка отклоняется от направления «север – юг» вблизи вертикального проводника с постоянным током.
Закон Ома.
Закон всемирного тяготения.
Отметьте теоретические методы познания:
Догадка.
Гипотеза.
Индукция.
Дедукция.
Аналогия.
Анализ.
Синтез.
Моделирование.
Отметьте примеры научных моделей:
Карта.
Планетарная модель атома.
Двуспиральная модель ДНК.
Глобус.
Чучела животных.
Материальная точка.
Гидродинамическая труба.
Математические уравнения.
Что является настоящей проверкой теории?
Попытка ее опровергнуть.
Попытка ее подтвердить.
Попытка ее проанализировать.
Попытка ее фальсифицировать.
Что является главным источником развития науки?
Взаимодействие теории и эмпирических данных.
Конкуренция теорий, исследовательских программ.
Объективная необходимость изучения явлений природы.
Анализ эмпирических данных.
Когда зародилась наука о природе?
10 тыс. лет назад.
1 тыс. лет назад.
8 тыс. лет назад.
2,5 тыс. лет назад.
Какие две основные физические концепции сложились в древнегреческой науке?
Концепция непрерывности материи.
Атомистическая концепция.
Электромагнитная концепция.
Ядерная концепция.
Кто является прародителем континуальной концепции?
Фалес Милетский и Анаксимандр Милетский.
Гераклит Эфесский и Эмпедокл из Акраганта.
Левкипп и Анаксагор из Клазомеи.
Ксенофан Элейский и Демокрит.
Кто является прародителем атомистической концепции?
Левкипп и Демокрит.
Фалес Милетский и Анаксимандр Милетский.
Ксенофан Элейский и Демокрит.
Гераклит Эфесский и Эмпедокл из Акраганта.
В чьих трудах континуальная концепция получила полное оформление?
Эпикура.
Птолемея.
Аристотеля.
Лукреция.
С чьим именем связано дальнейшее развитие атомистической концепции?
Демокрита.
Эпикура.
Евклида.
Сократа.
Кто из представителей естествознания в XIII–XV веках провозгласил непротиворечивость религиозной веры и научного разума?
Роджер Бэкон.
Улукбек.
Авиценна.
Фома Аквинский.
В какой области были самые впечатляющие достижения естествознания в эпоху Возрождения?
В области математики.
В области методологии.
В области астрономии.
В области физики.
В чем состоит противоречивость Нового времени в научном отношении?
Наряду с традиционной натурфилософией зарождалась новая, специализированная наука.
Утверждения богословов и науки были противоречивы.
Кто стал широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории?
Ньютон.
Галилей.
Пифагор.
Эйнштейн.
Неподвижность Земли в своих трудах доказывал:
Птолемей.
Архимед.
Коперник.
Ньютон.
На его обелиске надпись: «Остановившему Солнце, сдвинувшему Землю»:
На обелиске Птолемея.
На обелиске Коперника.
На обелиске Эйлера.
На обелиске Галилея.
Он проводил со студентами публичные опыты по сбрасыванию тел с «падающей» Пизанской башни:
Коперник.
Ньютон.
Галилей.
Гюйгенс.
Кто экспериментально доказал и теоретически обосновал волновые свойства света?
Роберт Бойль и Эдмонт Мариотт.
Христиан Гюйгенс и Огюст Френель.
Бенджамен Франклин и Шарль Огюст Кулон.
Эванжелиста Торричелли и Блез Паскаль.
Кто установил электрическую природу молнии?
Луиджи Гальвани.
Бенджамен Франклин.
Луиджи Гальвани.
Александро Вольта.
Кто открыл основной закон электростатики?
Шарль Огюст Кулон.
Александро Вольта.
Ганс Христиан Эрстед.
Андре Мари Ампер.
Кто впервые в эксперименте доказал связь электричества и магнетизма?
Александро Вольта.
Роберт Бойль.
Луиджи Гальвани.
Ганс Христиан Эрстед.
Кто установил основной закон электротока, носящий его имя?
Александро Вольта.
Георг Ом.
Андре Мари Ампер.
Шарль Огюст Кулон.
Отметьте положения, принадлежащие первой физической картине мира:
Все тела природы состоят из материальных частиц, обладающих кроме массы, электрическим зарядом.
Между материальными частицами действуют силы притяжения, подчиняющиеся закону всемирного тяготения Ньютона и силы отталкивания, проявляющиеся при упругом ударении. Все силы действуют мгновенно.
Пространство и время являются абсолютными, т. к. существуют независимо от материи.
Отметьте первых представителей появившейся новой науки — статистической физики:
Джеймс Клерк Максвелл.
Джозайн Уиллард Гиббс.
Никола Сади Карно.
Бенуа Бойль Мариотт.
Людвиг Больцман.
Отметьте представителей развивающейся термодинамики:
Никола Сади Карно.
Бенуа Поль Клапейрон.
Рудольф Юлиус Эммануэль.
Джеймс Клерк Максвелл.
Джозайн Уиллард Гиббс.
Кто выполнил строгое математическое оформление концепции электрического порля, при этом ввел понятие напряженности, потенциала поля и др.?
Майкл Фарадей.
Д.К. Максвелл.
Г. Герц.
П.Н. Лебедев.
Вторая картина мира (электродинамическая):
Полностью отменяет законы Ньютона и законы всемирного тяготения.
Включает в себя первую (механическую) картину мира, но основной упор делается на закономерности электромагнитного взаимодействия.
Отрицает законы Ньютона, но принимает и поддерживает закон всемирного тяготения.
Кто создал специальную и общую теории относительности?
А. Майкельсон.
А. Эйнштейн.
М. Планк.
Д. Томсон.
Кто является основоположником квантовой механики:
Эрвин Шредингер и Вернер Гейзенберг.
Вольфганг Паули и Хидэки Юкава.
Энрико Ферми.
Отметьте те положения, которые относятся к квантово-полевой картине мира:
Пространство и время являются относительными, их характеристики изменяются в зависимости от материального наполнения, а в их отсутствие пространство и время не могут существовать.
Все тела природы состоят из элементарных частиц и физических полей.
Отметьте ведущие принципы построения и организации современного научного знания:
Системность.
Глобальный эволюционизм.
Самоорганизация.
Историчность.
Все вышеперечисленное.
Отметьте положения, соответствующие первой научной революции (связанной в большей мере с трудами Аристотеля):
Создание формальной логики, т. е. учения о доказательстве.
Разработка категориально-понятийного аппарата.
Утверждение канона организации научного исследования.
Отделение науки о природе от философии, математики и т.д.
Создал геоцентрическое учение о мировых сферах.
Все вышеперечисленное.
Отметьте положения, соответствующие второй научной революции:
В классическом естествознании появился математический язык
Отказ от всякого центризма вообще.
Утверждение концепции о бесконечной Вселенной.
Сложилось новое представление о случайном и способах описания вероятностных процессов, установлена фундаментальная роль случайности.
Установилась абсолютно научная картина природы, которую можно подправлять в деталях, но радикально переделывать нельзя.
Все вышеперечисленное.
Отметьте основную особенность современной естественнонаучной картины мира:
Принцип относительности.
Принцип глобального эволюционизма.
Принцип неопределенности.
Все вышеперечисленное.
- Учебно-методическое пособие Первая часть
- Оглавление
- Глава 1. Природа и естественнонаучное познание 8
- Глава 2. Наиболее общие свойства материального мира и уровни организации материи 68
- Глава 3. Концепции единства пространственно-временных отношений в природе 100
- Глава 4. Квантовая физика и развитие неклассических концепций естествознания 119
- Глава 5. Динамические и статистические закономерности в природе 131
- Глава 1. Природа и естественнонаучное познание
- 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
- 1.2. История и эволюция естествознания.
- 1.3. Тенденции развития естествознания
- Глава 2. Наиболее общие свойства
- 2.1. Наиболее общие свойства материального мира
- 2.2. Порядок и беспорядок в природе. Хаос
- 2.3. Структурные уровни организации материи
- Количественные характеристики
- Глава 3. Концепции единства пространственно-временных отношений в природе
- 3.1. Основные концепции пространства и времени
- 3.2. Специальная и общая теории относительности.
- Глава 4. Квантовая физика и развитие неклассических концепций
- 4.1. Развитие квантовой концепции. Соотношение неопределенностей и принцип дополнительности
- 4.2. Квантовая механика. Концепция моделирования
- Глава 5. Динамические и статистические
- 5.1. Два способа описания природы на макроуровне
- 5.2. Энтропия и вероятность.
- Наиболее общие свойства материального мира и уровни организации материи
- Концепция единства пространственно-временных отношений в природе
- Квантовая физика и развитие неклассических концепций естествознания
- Динамические и статистические закономерности в природе
- 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
- 603600, Г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37