14.2.2. Биологические предпосылки
Для понимания антропосоциогенеза большое значение имеет анализ эволюции высших биологических организмов, их анатомо-физиологического строения, которое явилось предпосылкой формирования определенной телесной организации человека, а следовательно, перехода к трудовой деятельности, формированию сознания. Современное материалистическое естествознание исходит из того, что человек естественным Образом произошел от высших представителей животного мира — человекообразных обезьян.
Человек имеет настолько много общих свойств с обезьянами, что это позволяет объединить их в один отряд приматов. Приматы —высшие представители класса млекопитающих. Они обладают качествами самого широкого биологического значения. Невозможно себе представить появление человека в составе иного отряда, менее одаренного. Особенно важно то, что большая подвижность отряда приматов и разнообразие функций их передних конечностей обусловило развитие большого по размерам головного мозга и его высокую дифференциацию, поскольку быстрое перемещение в трехмерном пространстве и цепкие передние конечности, помогающие исследовать окружающую среду, требуют высокой организаций нервной системы. В современной фауне насчитывается около 200 видов приматов среди более чем 4000 видов млекопитающих.
Еще в середине XIX в. Ч. Дарвин (на основании данных сравнительной анатомии и эмбриологии, которые убедительно указывали на множество сходных черт у человека и человекообразных обезьян) выдвинул и обосновал идею родства человека и обезьян, их происхождения от одного общего предка, жившего в эпоху неогена. Дарвин и его последователи (Т. Хаксли, Э. Геккель и др.) установили наличие сотен общих признаков телесного строения человека и антропоидных обезьян (шимпанзе, горилл), а также сходство эмбрионального развития человека с основными периодами развития органического мира. Более того, было показано, что антропоидные обезьяны по своей морфофизиологической организации ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Тем самым были заложены основы симиальной (обезьяньей) теории антропогенеза.
Согласно этой теории, человек и современные человекообразные обезьяны произошли от жившего в период неогена одного общего предка — обезьяноподобного существа. Дальнейшее развитие антропологии полностью подтвердило эту идею *. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ — как общих предков человека и человекообразных обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком. Четыре вида известных сейчас антропоидов (человекообразных обезьян) — шимпанзе, горилла, орангутанг и гиббон — представляют собой боковые ветви «родственников» человека и тоже произошли от вымерших обезьян эпохи неогена. Во второй половине XX в. симиальная теория была подтверждена еще и данными молекулярной биологией, доказавшей родство белковых структур и ДНК у человека и антропоидов.
* В истории антропологии имели место попытки ставить под сомнение симиальный характер сходства человека с высшими приматами. Так, в 1916 г. была высказана «тарзиальная гипотеза», в соответствии с которой человек произошел от древнетретичного долгопята, а черты сходства с обезьянами приобрел конвергентно, аналогично конвергенции обезьян Старого и Нового Света. Развитие науки не подтвердило этой точки зрения.
Долгое время отсутствовали эмпирические данные о промежуточных формах между человекообразными обезьянами позднего палеогена и неогена и далекими предками человека. Дарвин знал только одну такую форму — дриопитеков (найденных в 1856 г. во Франции) и писал о них, как о далеких предках человека. Все это стимулировало появление различных гипотез о своеобразии далеких предков человека. Например, высказывалась точка зрения о том, что древесная стадия в развитии обезьяньих предков человека отсутствовала, а предки человека просто передвигались по земле. Такая точка зрения нашла свое выражение в концепции Г. Осборна об эоантропе («человеке зари»), в соответствии с которой еще в олигоцене человеческий предок уже был наземным существом, обладавшим многими особенностями человека.
Только в XX в. палеоантропологические раскопки позволили обнаружить остатки ископаемых обезьян, живших в эпоху неогена (миоцен, плиоцен), т.е. примерно от 20 до 12 млн лет назад. К ним относятся проконсулы (обнаруженные в Восточной Африке), ориопитек (находка скелета в 1958 г. в Италии), рамапитек (30-е гг. XX в., в Индии), сивапитеки и др., которые уже по многим признакам обнаруживают определенное сходство как с современными человекообразными обезьянами, так и с человеком.
Наиболее ранние находки высших обезьян (парапитек, проприопитек и др.) ученые относят к позднему палеогену, к эпохе олигоцена. Именно в олигоцене сформировалось то ответвление от общего ствола обезьян, которое через высших обезьян привело к возникновению далеких обезьяньих предков человека (проконсулы, дриопитеки, рамапитеки и др.). По последним данным, это ответвление произошло не более 20—23 млн лет назад. Расцвет высших обезьян пришелся на неоген, эпохи миоцена и плиоцена. Найдены остатки высших обезьян, живших в это время и обладавших по некоторым свойствам (в частности, строение зубов) уже большим сходством с человеком, чем с ныне живущими группами высших обезьян. Видовой состав антропоидной фауны в миоцене насчитывал, по-видимому, около 20 родов и около 30 видов антропоидов. Но большинство из них вымерло. Переход к человеку впоследствии осуществил лишь один вид.
Анализ таких ископаемых форм позволил сделать вывод, что исходная предковая форма характеризуется меньшей, чем у современных антропоидов, приспособленностью к древесному образу жизни. Аппарат передвижения у этих предковых форм был одинаковым образом приспособлен для передвижения как по земле, так и по деревьям *. У предковой высшей обезьяны руки были короче, а ноги длиннее, чем у современных обезьян, мозг больше, чем у других обезьян того времени, клыки менее выдавались из зубного ряда. Предковая обезьяна обладала и многими другими чертами, свойственными современным антропоидам.
* Однако есть мнение, что это условие не обязательно и исходная предковая форма вполне могла быть брахиатором (т.е. обладать пропорциями конечностей, позволяющими передвигаться по деревьям путем подвешивания к ветвям передними конечностями, как это присуще современным человекообразным обезьянам). С этой точки зрения брахиация даже способствовала переходу к наземному образу жизни.
Один из крайне интересных вопросов антропологии: какая из ныне живущих человекообразных обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон) ближе всего к человеку? В истории учений о происхождении человека отмечены попытки сблизить человека и с гориллой, и с гиббоном, и даже с орангутангом в силу сходства отдельных морфо-физиологических черт. Как недавно (по-видимому, окончательно) выяснилось, таким ближайшим «родственником» человека по антропологическому строению и поведению выступает шимпанзе.
Второй вопрос связан с определением времени выделения филетической линии человека. Из-за недостаточности палеонтологического материала по этому вопросу существовали разные точки зрения. Так, долгое время считалось, что этот момент надо связывать с рамапитеком (примерно 14 млн лет назад). Однако собранные в последние 10— 15 лет палеонтологические данные определили среди палеонтологов преобладание мнения о сравнительно позднем обособлении линии человека. Новые аспекты здесь выявились с развитием эволюционной биохимии и метода молекулярной гибридизации, который позволяет оценить степень генетического родства сопоставляемых групп организмов. Применение этого метода показало, что у человека и шимпанзе 91% сходных генов, у человека и гиббона — 76%, у человека и макаки-резус — 66%. Более того, оказалось, что шимпанзе и горилла ближе к человеку, чем к орангутангу. По данным таких «молекулярных часов», время выделения мартышкообразных обезьян — 27—33 млн лет назад; линия гиббона отделилась от линии, ведущей к человеку 18—22 млн лет назад; линия орангутанга — 13—16 млн лет, линия гориллы — 8—10 млн лет, а линия шимпанзе — всего 5— 8 млн лет назад. Эти данные привели к распространению точки зрения, согласно которой «эволюция человеческой линии заняла не свыше 10 млн лет, а обезьяний предок гоминид имел черты сходства с шимпанзе, был, по существу, «шимпанзеподобен»... В качестве «модельного предка» человеческой и шимпанзоидной линии некоторые антропологи рассматривают карликового шимпанзе — бонобо — ...из джунгей Экваториальной Африки» *.
* Хрисанова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1991. С. 37—38.
Основные пути перестройки телесной организации ископаемого предка в направлении очеловечивания — прямохождение, развитие руки и мозга (так называемая гоминидная триада).
Переход к прямохождению, смена древесного образа жизни на наземный — одна из важнейших предпосылок формирования гоминид. Многие древесные формы обезьян часто в поисках пищи спускались на землю и проводили здесь большую часть времени (есть данные о том, что начальная адаптация к двуногому передвижению формировалась еще в верхнем миоцене 23—27 млн лет назад). Некоторые виды обезьян (с относительно более короткими передними и более длинными задними конечностями) чаще других в полувертикальном положении перемещались по земле. Это освобождало их передние конечности, и они успешнее использовали камни и палки для самозащиты и охоты. Кроме того, поскольку перемещение на двух ногах было более медленным, чем брахиация (перемещение по деревьям с помощью ног и рук), то понадобилась определенная компенсация — развитая психика (способность быстрого ориентирования, необходимость координации тела, передних и задних конечностей), совершенствование стадных отношений. Значительные изменения климата, которые привели к сокращению тропических лесов и распространению пустынь, вызвали гибель многих видов древесных обезьян, не успевших приспособиться к новым условиям. Сложились предпосылки для интенсивного развития тех популяций приматов, которые освоили прямохождение, т.е. был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку *.
* Существует интересная гипотеза о том, что человек произошел от прибрежных обезьян, обитавших в неогене по берегам рек, ручьев, озер и других пресных водоемов в полусаванной гористой местности.
Непосредственным предшественником человека были такие человекообразные обезьяны, у которых верхние конечности не выполняли функции опоры тела и передвижения. Только при этом условии верхние конечности могли стать пригодными для употребления и изготовления орудий. Такое недостававшее звено в цепи обезьяньих предков человека было обнаружено в 1924 г. в Южной Африке, где были найдены костные остатки вымерших высших приматов, возраст которых составляет от 5 до 2,5 млн лет. Они получили название австралопитековых. В настоящее время большинство специалистов считают, что ближайшим предшественником человека являются именно австралопитековые — прямоходящие млекопитающие. К настоящему времени обнаружены костные остатки около 400 особей австралопитековых (в основном в Южной Африке, а также в Юго-Восточной, Восточной и Передней Азии — в долине реки Иордан). Австралопитековые являлись не антропоидными, а гоминидными (т.е. близкими к человеку) приматами, были не древесными, а наземными существами, вели стадный образ жизни и передвигались на двух ногах. Если для высших приматов прямохождение носит спорадический характер, то у австралопитековых оно было нормой поведения. Австралопитековые были широко распространенной, биологически процветающей (с большой численностью и большим ареалом обитания) расой обезьян. Существовало несколько десятков их видов и поэтому они были перспективными в эволюционном отношении.
Прямохождение явилось результатом сложных морфо-физиологических трансформаций — изменения анатомического строения тазовых костей и нижних конечностей, а также функций центрально-нервной регуляции поведения (обеспечивающих возможность со стороны мозга удерживать тело в равновесии во время ходьбы и бега на двух конечностях). Это в свою очередь повлекло значительное усложнение анатомической структуры мозга. И хотя в среднем объем мозга австралопитековых составлял 552 см3, т.е. практический такой же, как средний объем мозга современных человекообразных обезьян (горилла — 496 см3, шимпанзе — 394 см3), тем не менее по сложности организации мозга австралопитековые значительно отличались и от исходной предковой формы, и от параллельно развивавшейся ветви антропоидов.
Овладение австралопитековыми прямохождением имело два важнейших следствия. Во-первых, прямохождение высвобождало передние конечности и создавало предпосылки для превращения их в руку — орган трудовой деятельности. Во-вторых, изменение положения головы и глаз привело к значительному возрастанию зрительной информации, расширению поля зрения, т.е. создавались предпосылки для совершенствования форм восприятия действительности в конкретных образах. Эти достоинства австралопитековых обеспечивали им явные преимущества в борьбе за существование и соответственно возможность прогрессивной эволюции.
Австралопитековые в отличие от нынешних антропоидов жили не в лесу, а в открытой местности — саваннах; питались не только растительной, но и животной пищей; вели охотничий образ жизни, о чем свидетельствуют остатки животных, скопления костей рядом с ископаемыми австралопитековыми. Особенно важно то, что австралопитековые систематически использовали природные предметы (камни, палки, кости и др.) как средства защиты от врагов, нападения на жертв во время охоты и др.
Использование природных предметов - это еще не труд. Труд предполагает создание самим человеком орудий труда. Поэтому австралопитековых относят еще к животному миру, а не к миру людей. Но это такие человекообразные обезьяны, для которых характерны прямохождение, питание мясом, использование природных предметов для добывания пищи, что делает их непосредственными предшественниками человека.
- В.М.Найдыш Концепции современного естествознания
- Предисловие
- Введение Естествознание как отрасль научного познания
- B.I. Понятие культуры
- В.2. Материальная и духовная культура
- В.З. Наука как компонент духовной культуры
- В.4. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству
- В.5. Структура естественнонаучного познания
- Часть первая Основные исторические периоды развития естествознания
- 1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
- 1.1. Повседневное, стихийно-эмпирическое знание
- 1.2. Зарождение счета
- 1.3. Мифология
- 2. Наука в цивилизациях древности
- 2.1. Становление цивилизации
- 2.1.1. Неолитическая революция
- 2.1.2. Рационализация форм деятельности и общения
- 2.1.3. Разделение труда и развитие духовной культуры
- 2.1.4. Возникновение письменности
- 2.1.5. «Культурное пространство» древневосточных цивилизаций
- 2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования цивилизаций Древнего Востока
- 2.2.1. От Мифа к Логосу (Науке)
- 2.2.2. Географические знания.
- 2.2.3. Биологические, медицинские и химические знания
- 2.2.4. Астрономические знания
- 2.2.5. Математические знания
- 3. Создание первой естественнонаучной картины мира в древнегреческой культуре
- 3.1. Культурно-исторические особенности древнегреческой цивилизации
- 3.2. От Хаоса к Космосу
- 3.3. Категория субстанции
- 3.4. Мир как число
- 3.4.1. Пифагорейский союз
- 3.4.2. Математические и естественно-научные достижения пифагореизма
- 3.5. Формирование первых естественнонаучных программ
- 3.5.1. Великое открытие элеатов
- 3.5.2. Атомистическая программа
- 3.5.3. Математическая программа
- 3.6. Физика и космология Аристотеля
- 3.6.1. Учение Аристотеля о материи и форме
- 3.6.2. Космология Аристотеля
- 3.6.3. Основные представления аристотелевской механики
- 3.7. Естествознание эллинистически-римского периода
- 3.7.1. Культура эллинизма
- 3.7.2. Александрийская математическая школа
- 3.7.3. Развитие теоретической и прикладной механики
- 3.8. Развитие древнегреческой астрономии
- 3. 8.1. Становление математической астрономии
- 3.8.2. Геоцентрическая система Птолемея
- 3.9. Античные воззрения на органический мир
- 3. 9.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития живого
- 3.9. 2. Биологические воззрения Аристотеля
- 3. 9.3. Накопление рациональных биологических знаний в античности
- 3.9.4. Античные представления о происхождении человека
- 3.10. Упадок античной науки
- 4. Естествознание в эпоху средневековья
- 4.1. Особенности средневековой духовной культуры
- 4.1.1. Доминирование ценностного над познавательным
- 4. 1.2. Отношение к познанию природы
- 4.1.3. Особенности познавательной деятельности
- 4.2. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры
- 4.2.1. Математические достижения
- 4.2.2. Физика и астрономия
- 4.3. Становление науки в средневековой Европе
- 4.4. Физические идеи средневековья
- 4.5. Алхимия как феномен средневековой культуры
- 4.6. Религиозная трактовка происхождения человека
- 4.7. Историческое значение средневекового познания
- 5. Познание природы в эпоху возрождения
- 5.1. Ренессанская мировоззренческая революция
- 5.2. Зарождение научной биологии
- 5.3. Коперниканская революция
- 5.3.1. Гелиоцентрическая система мира
- 5.3.2. Дж. Бруно: мировоззренческие выводы из коперниканизма
- 6. Научная революция XVII в.: возникновение классической механики
- 6.1. И. Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит
- 6.2. Формирование непосредственных предпосылок классической механики как первой фундаментальной естественно-научной теории
- 6.2.1. Г. Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики»
- 6.2.2. Картезианская физика
- 6.2.3. Новые идеи в динамике Солнечной системы
- 6.3. Ньютонианская революция
- 6.3.1. Создание теории тяготения
- 6.3.2. Корпускулярная теория света
- 6.3.3. Космология Ньютона
- 6.4. Изучение магнитных и электрических явлений в XVII в.
- 7. Естествознание XVIII -первой половины XIX в.
- 7.1. Общая характеристика развития физики
- 7.1.1. Становление основных отраслей классической физики
- 7.1.2. Принцип дальнодействия
- 7.1.3. Теория теплорода
- 7.1.4. Развитие учения об электричестве и магнетизме в XVIII в.
- 7.1.5. Физика первой половины XIX в.: общая характеристика
- 7.1.6. Волновая теория света
- 7.1.7. Проблема эфира
- 7.1.8. Возникновение полевой концепции
- 7.1.9. Закон сохранения и превращения энергии
- 7.1.10. Концепции пространства и времени
- 7.1.11. Методологические установки классической физики (конец XVII - начало XX вв.)
- 7.2. Развитие астрономической картины мира
- 7.2.1. Создание внегалактической астрономии
- 7.2.2. Формирование идеи развития природы
- 7.2.3. Идея развития в астрономии
- 7.2.4. Космогония и. Канта
- 7.2.5. Методологические установки классической астрономии
- 7.3. Возникновение и развитие научной химии
- 7.3.1. От алхимии к научной химии
- 7. 3.2. Лавуазье: революция в химии
- 7.3.3. Победа атомно-молекулярного учения
- 7.4. Биология
- 7.4.1. Образы, идеи, принципы и понятия биологии XVIII в.
- 7.4.2. От концепций трансформации видов к идее эволюции
- 7.4.3. Ламаркизм
- 7.4.4. Катастрофизм
- 7.4.5. Униформизм. Актуалистический метод
- 7.4.6. Дарвиновская революция
- 7.4.7. Методологические установки классической биологии
- 8. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции
- 8.1. Физика
- 8.1.1. Основные черты
- 8.1.2. От возникновения термодинамики к статистической физике: изучение необратимых систем
- 8.1.3. Развитие представлений о пространстве и времени
- 8.1.4. Теория электромагнитного поля
- 8.1.5. Великие открытия
- 8.1.6. Кризис в физике на рубеже веков
- 8.2. Астрономия
- 8.2.1. Триумф ньютоновской астрономии и... Первая брешь в ней
- 8.2.2. Формирование астрофизики: проблема внутреннего строения звезд
- 8.3. Биология
- 8. 3.1. Утверждение теории эволюции ч. Дарвина
- 8.3.2. Становление учения о наследственности (генетики)
- 9.1.2. Создание а. Эйнштейном специальной теории относительности
- 9.2. Создание и развитие общей теории относительности
- 9.2.1. Принципы и понятия эйнштейновской теории гравитации
- 9.2.2. Экспериментальная проверка общей теории относительности
- 9.2 3. Современное состояние теории гравитациии ее роль в физике
- 9.3. Возникновение и развитие квантовой физики
- 9.3.1. Гипотеза квантов
- 9.3.2. Теория атома и. Бора. Принцип соответствия
- 9.3.3. Создание нерелятивистской квантовой механики
- 9.3.4. Проблема интерпретации квантовой механики. Принцип дополнительности
- 9.4. Методологические установки неклассической физики
- 10. Мир элементарных частиц
- 10.1. Фундаментальные физические взаимодействия
- 10.1.1. Гравитация
- 10.1.2. Электромагнетизм
- 10.1.3. Слабое взаимодействие
- 10.1.4. Сильное взаимодействие
- 10.1.5. Проблема единства физики
- 10.2. Классификация элементарных частиц
- 10.2.1. Характеристики субатомных частиц
- 10.2.2. Лептоны
- L0.2.3. Адроны
- 10.2.4. Частицы - переносчики взаимодействий
- 10.3. Теории элементарных частиц
- 10.3.1. Квантовая электродинамика
- 10.3.2. Теория кварков
- 10.3.3. Теория электрослабого взаимодействия
- 10.3.4. Квантовая хромодинамика
- 10.3.5. На пути к Великому объединению
- Современная астрономическая картина мира
- 11. Особенности астрономии XX в.
- 11.1. Изменения способа познания в астрономии хх в.
- 11.2. Новая астрономическая революция
- 11.3. Солнечная система
- 11.3.1. Планеты и их спутники
- 11.3.2. Строение планет
- 11.3.3. Происхождение планет
- 11.3.4. Химический состав вещества во Вселенной
- 11.4. Звезды
- 11.4.1. Звезда - газовый шар
- 11.4.2. Эволюция звезд: звезды от их «рождения» до «смерти»
- 11.5. Острова Вселенной: галактики
- 11.5.1. Общее представление о галактиках и их изучении
- 11.5.2. Наша Галактика - звездный дом человечества
- 11.5.3. Межзвездная среда
- 11.5.4. Понятие Метагалактики
- 11.6. Вселенная в целом
- 11.6.1. Особенности современной космологии
- 11.7. Эволюция Вселенной
- 11.7.1. Модель горячей Вселенной
- 11.7.2. Большой Взрыв: инфляционная модель
- 11.7.3. Первые секунды Вселенной
- 11.7.4. От первых минут Вселенной до образования звезд и галактик
- 11.7.5. Образование тяжелых химических элементов
- 11.7.6. Сценарии будущего Вселенной
- 11.8. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций
- 11.8.1. Понятие внеземных цивилизаций. Вопрос об их возможной распространенности
- 11.8.2. Типы контактов с внеземными цивилизациями
- 11.8.3. Поиски внеземных цивилизаций
- 11.9. Методологические остановки «неклассической» астрономии XX в.
- Современная биологическая картина мира
- 12. Особенности биологии XX в.
- 12.1. Век генетики
- 12.1.1. Хромосомная теория наследственности
- 12.1.2. Создание синтетической теории эволюции
- 12.1.3. Революция в молекулярной, биологии
- 12.1.4. Методологические установки современной биологии
- 13. Мир живого
- 13.1. Особенности живых систем
- 13.1.1. Существенные черты живых систем
- 13.1.2. Основные уровни организации живого
- 13.2. Возникновение жизни на Земле
- 13.2.1. Развитие представлений о происхождении жизни
- 13.2.2. Возникновение жизни
- 13.3. Развитие органического мира
- 13.3.1. Основные этапы геологической истории Земли
- Геологические эры Земли:
- 13.3.2. Начальные этапы эволюции жизни
- 13.3.3. Образование царства растений и царства животных
- 13.3.4. Завоевание суши
- 13.3.5. Основные пути эволюции наземных растений
- 13.3.6. Пути эволюции животных
- 14. Возникновение человека и общества (антропосоциогенез)
- 14.1. Естествознание XVII— первой половины xiXв. О происхождении человека
- 14.2. Предпосылки антропосоциогенеза
- 14.2.1. Абиотические предпосылки
- 14.2.2. Биологические предпосылки
- 14.3. Возникновение труда
- 14.3.1. «Человек умелый»
- 14.3.2. Развитие древнейшей техники человека
- 14.4. Становление социальных отношений
- 14.4.1. Биологические предпосылки социальных отношений
- 14.4.2. Возникновение разделения труда
- 14.5. Генезис сознания и языка.
- 14.5.1. Раскрытие тайны происхождения сознания
- 14.5.2. Генезис языка
- Часть третья естествознание на пороге XXI в.
- 15. Теория самоорганизации (синергетика)
- 15.1. От моделирования простых систем к моделированию сложных
- 15.2. Характеристики самоорганизующихся систем
- 15.2.1. Открытость
- 15.2.2. Нелинейность
- 15.2.3. Диссипативность
- 15.3. Закономерности самоорганизации
- 16. Глобальный эволюционизм
- 17. На пути к постнеклассической науке XXI в.
- Заключение Наука и будущее человечества Естествознание как революционизирующая сила цивилизации
- Наука и квазинаучные формы духовной культуры
- Контрольные вопросы
- Литература
- Терминологический словарь
- Именной указатель
- Основные сокращения и обозначения
- Соотношения между некоторыми физическими величинами
- Содержание
- 1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания 12
- 2. Наука в цивилизациях древности 20
- 3. Создание первой естественнонаучной картины мира в древнегреческой культуре 39
- 4. Естествознание в эпоху средневековья 64
- 5. Познание природы в эпоху возрождения 75
- 6. Научная революция XVII в.: возникновение классической механики 84
- 7. Естествознание XVIII -первой половины XIX в. 93
- 8. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции 123
- 9. Научная революция в физике начала XX в.: возникновение релятивистской и квантовой физики 135
- 10. Мир элементарных частиц 150
- 11. Особенности астрономии XX в. 164
- 12. Особенности биологии XX в. 191
- 13. Мир живого 195
- 14. Возникновение человека и общества (антропосоциогенез) 210
- 15. Теория самоорганизации (синергетика) 225
- 16. Глобальный эволюционизм 229
- 17. На пути к постнеклассической науке XXI в. 230