logo
KSE_Naydysh

3.9.4. Античные представления о происхождении человека

Задумывалась античность и над проблемой происхождения человека. В эпоху первобытного и раннеклассового общества, интересуясь своим прошлым, человек представлял его в виде генеалогических и этнологических мифов и легенд, т.е. устных преданий о деяниях и героических подвигах предков, о происхождении родов и племен. Это нашло выражение, в частности, в гениальных произведениях древнегреческих поэтов Гомера («Одиссея», «Илиада») и Гесиода («Теогония», «Труды и дни»), в произведениях других древнегречес­ких авторов. В эту эпоху формируется и концепция «золотого века» человечества, т.е. представление о том, что в далеком прошлом жизнь людей была намного лучше, чем впоследствии (ведь люди про­изошли от богов); что история человечества — это история не улуч­шения, а ухудшения, усложнения жизни людей. Великий древнегре­ческий поэт Гесиод, например, следующим образом изображает кар­тины далекого прошлого:

...Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили,

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им неведом. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли.

Труды и дни, 112-118.

С окончательным разложением первобытного общества, возник­новением рабовладельческой формации, усилением классовых анта­гонизмов проблема происхождения человека приобретает острую идеологическую направленность и выделяется как одно из важных, ключевых звеньев в цепи мировоззренческих проблем своего вре­мени.

Наряду с идеалистическим, креационистским пониманием антропосоциогенеза в древности развивались и материалистические пред­ставления о естественном происхождении человека. Так, еще фило­софы античного мира высказывали мысли о том, что происхождение человека во многом сходно с происхождением животных: те и другие образуются в результате соединения исходных стихий в части и орга­ны, которые под действием тепла соединяются в тело. Такую концеп­цию развивал, в частности, великий материалист и атомист древнос­ти Демокрит. Аристотель трактовал человека как некое «политичес­кое животное», которое отличается от животного только наличием нравственности и на этой основе стремлением к «совместному жи­тельству».

Древнеримский философ и поэт Лукреций Кар в поэме «О приро­де вещей» нарисовал картину развития древних людей от дикого состояния до изобретения огня, одежды, жилищ и т.д. Он, высмеяв распространенные тогда легенды о сотворении людей богами, о «зо­лотом веке», с которого будто бы начинается жизнь людей на Земле, утверждал, что люди делали важнейшие изобретения, подгоняемые нуждой. Л. Кар образно рисует первобытное состояние человека, когда люди еще не знали ни одежды, ни жилищ и вели жалкое суще­ствование, питаясь желудями и ягодами и охотясь на диких зверей. Предложив периодизацию истории человечества на три эпохи в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда: Каменный, медный (бронзовый) и железный, Л. Кар писал:

Прежде служили оружием руки могучие, когти,

Зубы, каменья, обломки ветвей от деревьев и пламя,

После того была найдена медь и порода железа

Все-таки в употребление вошла прежде медь, чем железо,

Так как была она мягче, притом изобильней гораздо.

О природе вещей. V, 1283-1287.

Кстати сказать, своей догадкой Л. Кар опередил выводы археоло­гии почти на 19 столетий.