Введение
Анатомия нервной системы является одним из разделов анатомии человека, в котором рассматриваются строение и развитие головного и спинного мозга, а также периферической нервной системы, включающей нервы, нервные узлы (ганглии), нервные сплетения и автономную нервную систему. Сама же анатомия, изучающая строение тела человека, его внешнюю форму, а также развитие и строение отдельных органов и систем органов, обеспечивающих все жизненные проявления организма, относится к числу базовых (фундаментальных) наук о человеке.
В анатомии нервной системы находит отражение важный принцип единства строения организма и его функций. Наряду с физиологией, антропологией, генетикой и другими медико-биологическими и психолого-педагогическими дисциплинами она закладывает фундаментальные знания о закономерностях жизнедеятельности организма человека, определяющих характер и особенности его поведения.
Известно, что в основе поведения человека, как и поведения всех других живых существ, лежит удовлетворение различных потребностей, которые в значительной степени определяются строением и функциональными возможностями их собственного организма. Удовлетворение потребностей живого существа, позволяющее ему выжить и оставить жизнеспособное потомство, означает его успешную адаптацию к условиям существования. Во взаимодействии с внешней средой каждый организм вырабатывает адаптационные формы поведения, которые у подавляющего большинства животных, и человека в том числе, осуществляются при самом непосредственном участии нервной системы.
В соответствии с принятой в отечественной науке концепцией нервизма, Нервная система играет основополагающую роль в регулировании всех проявлений жизнедеятельности организма и его поведения. У человека нервная система
• управляет деятельностью различных органов и их систем, составляю щих целостный организм;
• координирует процессы, протекающие в организме, с учетом состоя ния внутренней и внешней среды, анатомически и функционально связывая все части организма в единое целое;
• посредством органов чувств осуществляет связь организма с окружа ющей средой, обеспечивая взаимодействие с ней;
• способствует становлению межличностных контактов, необходимых для организации социума.
Поэтому для психолога так важно изучение анатомии нервной системы. Не располагая знаниями о ее строении и развитии, невозможно разобраться во всем многообразии функциональных проявлений организма человека, включая различные формы психической деятельности.
Анатомия нервной системы сложилась как аналитическая наука, так как в ее основе лежит анализ, т. е. расчленение сложноустроенного мозга на составляющие его элементы. Для этих целей используются различные методы исследования: рассечение (препарирование), изготовление тонких срезов и избирательное окрашивание их, заполнение кровеносных и лимфатических сосудов консервирующими жидкостями и окрашенными массами, рентгенография, компьютерная томография и другие современные методы исследования. Широко используются также микроскопические методы, с помощью световых и электронных микроскопов позволяющие изучить тонкое строение нервной ткани и структурные взаимоотношения нейронов.
Прежде чем перейти к конкретному изложению материала по анатомии нервной системы, необходимо сделать краткий обзор основополагающих представлений о строении человеческого тела.
Организм человека устроен удивительным образом. Он включает огромное число различных структур, начиная от клеток и кончая сложными системами органов, такими как нервная и кровеносная. Достаточно сказать, что число клеток в организме человека достигает астрономической величины — 1016, из которых ежедневно обновляется несколько миллионов. Вместе с тем все анатомические структуры человека тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой таким образом, чтобы обеспечить адекватное и целесообразное поведение организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.
Положение человека в природе. Человек является представителем животного мира и продуктом эволюции жизни на Земле. В силу этого и строение тела человека, и его функции подчиняются общим биологическим закономерностям, которым подчиняются все остальные живые формы.
По своим биологическим характеристикам человек относится к типу хордовых и подтипу позвоночных (отличительной особенностью подтипа позвоночных является наличие метамерно устроенного позвоночного столба, составляющего осевой скелет туловища); классу млекопитающих и семейству гоминид. Современный человек (Homo sapiens — человек разумный) появился около 50-30 тысяч лет назад. По сравнению с продолжительностью общей эволюции жизни на Земле (около 5 млрд. лет) это очень небольшой срок. Между тем за это время человек сделал гигантский шаг в своем развитии.
Среди ныне живущих на Земле животных человек является социальным существом. Он живет в обществе и многими своими особенностями обязан
именно этому. Развитие человека шло не по пути изменения строения его тела и поведения, т. е. выработки прямохождения, значительного развития головного мозга, формирования руки и превращения ее в орган самообслуживания и орган труда, становления членораздельной речи и т. п. Для человечества в целом характерно развитие культуры и создание запаса знаний, которым оно пользуется сообща и который увеличивается из поколения в поколение. Таким образом, на физическое развитие человека оказывают влияние не только природно-биологические факторы, но и факторы социальной среды, в которой развивается каждый индивидуум.
Все признаки, присущие живой материи, свойственны и человеку. К числу основных таких признаков следует отнести:
• потребность в постоянном притоке веществ извне, обеспечивающем организм пластическими и энергетическими материалами;
• активное перемещение в пространстве;
• изменчивость, благодаря которой организм адаптируется к окружаю щей среде;
• наследование генетических признаков, т. е. способность родителей передавать потомству генетическую информацию, обеспечивающую развитие морфологических, физиологических и биохимических при знаков;
• рост и развитие;
• способность к воспроизведению себе подобных (репродукция).
Помимо этого человеку присущи:
• способность к защите своей внутренней среды от чужеродных агентов — иммунитет и
• способность к разумной психической деятельности.
Все перечисленные выше признаки имеют свое структурно-функциональное обеспечение, в том числе со стороны нервной системы.
Развитие организма человека. Индивидуальное развитие человека (онтогенез) начинается с момента оплодотворения, когда происходит слияние женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид) половых клеток. Начальные этапы развития протекают в половых путях женщины, поэтому весь онтогенез принято делить на пренаталъный и постнатальный (от лат. natus — роды) периоды, т. е. дородовой и послеродовой.
В пренатальном (внутриутробном) периоде онтогенеза в свою очередь выделяют зародышевый (эмбриональный) и плодный (феталъный) периоды. Первый длится 2 месяца, второй — с 3-го по 9-й включительно (рис. 1).
В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, которые постепенно дифференцируются в зачатки всех типов тканей (гистогенез). В течение второго месяца внутриутробного развития образуются органы (органогенез); в основных чертах формируются части тела: голова, шея, туло-
|
Рис. 1. Пренатальный период развития человека. |
Рис. 2. Изменение длины и пропорций тела в процессе постнатального роста и развития организма.
вище и конечности. С 3-го месяца начинается интенсивный рост и развитие тела плода, продолжающийся и после рождения ребенка.
С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его адаптация к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования. Физическое развитие индивидуума характеризуется весом, ростом и размерами отдельных частей тела (рис. 2). Эти показатели в течение жизни изменяются неравномерно. Ускоренный рост наблюдается в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 11-12 до 15—16 лет), при этом изменяются и основные пропорции тела. Параллельно с ростом наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается и наступает относительно стабильный период существования — зрелый возраст. После 55—60 лет человек начинает постепенно стареть, и в ряде органов возникают склеротические изменения. Это в свою очередь вызывает снижение различных функций организма.
В процессе развития и роста организма и формирования его нервной системы меняется характер и уровень потребностей человека. У новорожденного доминируют витальные потребности, связанные с осуществлением жизненно важных функций: питания, дыхания, сна и т. п. Постепенно формируются и интенсивно развиваются разнообразные физиологические потребности, связанные с перемещением в пространстве, с усвоением различных пищевых веществ, ростом и развитием, а также самостоятельным выполнением и про-
извольным регулированием физиологических функций. Сравнительно рано, уже на первом году жизни, начинают формироваться познавательные потребности, особенно в период раннего детства (1-3 года) и позднее на протяжении дошкольного и школьного периодов развития ребенка. Формирование социально-коммуникативных потребностей занимает довольно длительный период онтогенеза, включая зрелую жизнь индивидуума. В период полового созревания в развитии личности субъекта доминируют социально-коммуникативные потребности. Вершиной в развитии личности являются творческие потребности, связанные с накоплением новых знаний и культурных ценностей. Начало формирования этих потребностей следует отнести к концу раннего детства и переходу к дошкольному периоду развития. Однако доминирующей моти-вационной основой они могут стать позднее, когда личность человека уже сформирована, и наступает период зрелого существования.
Основные структурные уровни построения организма. В теле человека различают четыре основных структурных уровня организации: клетки, ткани, органы и системы органов,
|
Рис. 3. Строение клетки. |
Клетка (cellula, cytos) — элементарная единица организма, на уровне которой осуществляются процессы ассимиляции (усвоения веществ) и диссимиляции (разложения веществ), лежащие в основе жизнедеятельности.
Рис. 4. Основные типы тканей.
Развитие организма начинается с одной клетки (оплодотворенной яйцеклетки, или яйца); число клеток увеличивается путем деления до 1016 у взрослого человека, причем клетки всех органов и тканей постоянно обновляются.
Клетки тела человека различаются по своим размерам и форме, но имеют единый план строения. Каждая клетка снаружи окружена плазматической мембраной, или плазмалеммой, внутри которой заключена цитоплазма и ядро (рис. 3). В ядре сосредоточена ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), играющая ключевую роль в хранении и передаче генетической информации. В цитоплазме находятся органеллы (митохондрии, лизосомы и др.) и различные включения, необходимые для жизнедеятельности клетки.
Ткань (hystos) — исторически сложившаяся совокупность клеток и внеклеточного вещества, обладающих общностью происхождения, строения и функции. Выделяют четыре основных типа тканей (рис. 4). Пограничные (эпителиальные) ткани образуют наружный покров тела и выстилают полости внутренних органов. Они выполняют защитную функцию, а также могут всасывать и выделять различные вещества, принимая участие в обмене веществ. Ткани внутренней среды включают кровь, лимфу и различные виды соединительных тканей, в том числе хрящевую и костную. Особенностью этих тканей является хорошо развитое межклеточное вещество. К мышечным тканям, выполняющим сократительную функцию, относятся поперечнополосатая, из которой состоит мускулатура скелетных мышц, мышечная ткань сердца и гладкая мышечная ткань, образующая мышечную оболочку внутренних органов. Из нервной ткани построена вся нервная система. Основная функция нервной ткани связана с восприятием, проведением и передачей нервного возбуждения.
Орган (organon) — анатомически обособленная часть тела, исторически возникшая как единое целое образование, специализировавшееся на выполнении определенных функций. Каждый орган имеет характерные для него форму и строение и занимает определенное положение в организме.
В зависимости от развития и строения в органах выделяют крупные части — доли, сегменты (при этом учитывается ветвление выводных протоков и кровеносных сосудов) и более мелкие и многочисленные — дольки. Самым мелким структурным подразделением является структурно-функциональная единица органа — наименьшая его часть, способная выполнять все присущие этому органу функции. На уровне структурно-функциональной единицы достигается необходимое структурное и функциональное согласование различных тканевых компонентов, принимающих участие в построении паренхимы органа. Пространственная организация паренхимы определяется кровеносными сосудами микроциркуляторного уровня, обеспечивающими обменные процессы в органе. Структурно-функциональной единицей нервной системы является нейрон.
Система органов представляет собой совокупность органов и других анатомических образований, имеющих общее происхождение, общий план строения и выполняющих единую функцию в организме (рис. 5). К таковым относятся: скелетная, мышечная, пищеварительная, дыхательная, мочевая, половая, сердечно-сосудистая, лимфоидная, общий покров тела и нервная системы.
|
Рис. 5. Органы дыхательной и пищеварительной систем. |
Если органы объединены общностью выполняемой ими функции, но имеют различное происхождение и строение, то говорят об аппарате. Можно выделить аппарат движения (опорно-двигательный), объединяющий скелетную и мышечную системы; эндокринный аппарат — совокупность различных по развитию желез внутренней секреции.
Рис. 6. Части тела человека.
Части тела и полости тела. Тело человека подразделяют на голову (caput), шею (collum), туловище (truncus), верхние и нижние конечности (membra superiores et membra inferiores).
В составе туловища различают спину (dorsum), грудь (thorax), живот (abdomen) и таз (pelvis); в составе верхней конечности — плечо (brachium), предплечье (antebrachium) и кисть (manus); в составе нижней конечности — бедро (femur), голень (eras) и стопу (pes) (рис. 6).
Элементами скелета ограничены: а) полость черепа, которая сообщается с полостью позвоночного канала; в них располагаются головной и спинной мозг; б) грудная полость; в) брюшно-тазовая полость (рис. 7). Органы, расположенные в грудной и брюшно-тазовой полостях, покрыты специальными серозными оболочками. Эти оболочки выстилают и стенки полостей. В результате органы, находящиеся в этих полостях, могут свободно изменять
Рис. 7. Полости тела.
свою форму и размеры в различные фазы функционирования независимо от работы опорно-двигательного аппарата.
Для описания положения частей тела и органов, а также их внутреннего строения в анатомии используются специальные плоскости или сечения (рис. 8). Сагиттальная плоскость разделяет тело и органы на правую и левую части или отделы. Если сагиттальная плоскость проходит через середину тела, ее называют срединной плоскостью; она делит тело на зеркальные правую и левую половины. Горизонтальная плоскость пересекает тело и органы поперек, разделяя его на головной (краниальный) и хвостовой (каудальный) отделы. Множественная симметрия участков тела относительно горизонтальных плоскостей называется метамерией. Фронтальная плоскость делит тело и органы на передний (вентральный) и задний (дорсальный) отделы. Указанные плоскости располагаются взаимно перпендикулярно.
Половой диморфизм. Явление полового диморфизма у человека, как и у других животных, связано с половым способом размножения и образованием двух типов гамет (половых клеток): яйцеклеток, развивающихся в женском организме, и сперматозоидов — в мужском организме. Помимо различий в строении органов половой (репродуктивной) системы у мужчин и женщин имеются характерные различия в телосложении, а также в степени развития
Рис. 8. Анатомические плоскости (сечения) мозга.
отдельных органов (вторичные половые признаки). Половой диморфизм в строении нервной системы выражен незначительно и связан в основном с различиями массы головного мозга (у мужчин в среднем на 150 г больше, чем у женщин). Эти различия обусловлены различиями в общих росто-весовых параметрах, поскольку в среднем мужчины крупнее женщин.
Конституция человека. Это понятие отражает комплекс индивидуальных морфологических и физиологических особенностей организма, складывающихся в определенных социальных и природных условиях. Конституциональные особенности проявляются также в реакциях организма на разные воздействия (температурные, болевые, различные нагрузки и пр.). Внешнему строению тела соответствует определенное расположение органов и их внутреннее строение. В анатомии принято различать три типа конституции (телосложения) человека (рис. 9).
Долихоморфный {астенический) — высокий или выше среднего рост, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза. Внутренности обычно лежат ниже, как бы опущены, и по размерам они меньше, чем у индивидуумов других типов. Кроме того, улиц астенического телосложения относительно велик объем органов нервной системы.
Рис. 9. Типы конституции человека.
Брахиморфный (гиперстенический) — средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, значительный объем груди и живота, относительно широкие плечи, короткие конечности, большой угол наклона таза. Внутренние органы относительно большего размера и лежат выше, чем у представителей других типов конституции.
Мезоморфный {нормостенический) — средний тип, занимающий промежуточное положение. Особенностью представителей данного типа является, как правило, пропорциональное строение тела и достаточно хорошо развитая мускулатура.
Анатомическая терминология. Анатомические термины служат для обозначения и описания отдельных анатомических образований. Они играют существенную роль не только в медицинской практике, но и в психологии, так как являются терминообразующими понятиями. Существует специальная анатомическая номенклатура, в которой приводится систематический перечень всех анатомических терминов, в том числе и по нервной системе. В данном учебном пособии анатомические термины даются по международной анатомической номенклатуре, принятой Федеративным комитетом по анатомической терминологии (FCAT, 1998).
Ниже приводится перечень некоторых наиболее часто употребляемых анатомических терминов.
Передний (anterior) задний {posterior)
Дистальный (более удаленный; distalis) проксимальный (более близкий; proximalis) Дорсальный (спинной; dorsalis) вентральный (брюшной; ventralis)
Верхний (superior) нижний (inferior)
Головной (cranialis) хвостовой (caudalis)
Фронтальный (frontalis) сагиттальный (sagittate)
Горизонтальный (horisontalis) вертикальный (verticalis)
Латеральный (боковой; lateralis) медиальный (ближе к середине; medialis) Срединный (medianus)
Наружный (extemus) внутренний (intemus)
Соматический (телесный; somaticus) внутренностный (visceralis) Правый (dexter) левый (sinister)
- Анатомия нервной системы
- От авторов
- Введение
- Глава 1 общая анатомия нервной системы
- 1.1. Отделы нервной системы
- 1.2. Развитие нервной системы
- 1.3. Нервная ткань
- 1.3.1. Нейроны
- 1.3.2. Нейроглия
- 1.4. Рефлекторный принцип функционирования нервной системы
- 1.5. Оболочки и кровоснабжение головного и спинного мозга
- 1.6. Ликворная система мозга
- 1.1. Отделы нервной системы
- 1.2. Развитие нервной системы
- 1.3. Нервная ткань
- 1.4. Рефлекторный принцип функционирования нервной системы
- 1.5. Оболочки и кровоснабжение головного и спинного мозга
- Глава 2 спинной мозг и спинномозговые нервы
- 2.1. Строение спинного мозга
- 2.1.1. Внешнее строение спинного мозга
- 2.1.2. Сегментарное строение спинного мозга
- 2.1.4. Строение белого вещества
- 2.2. Спинномозговые нервы, их производные и области иннервации
- 2.2.1. Строение спинномозгового нерва
- 2.2.2. Шейное сплетение и его ветви
- 2.2.3. Плечевое сплетение и его ветви
- 2.2.3. Пояснично-крестцовое сплетение и его ветви
- 2.1. Строение спинного мозга
- 2.2. Спинномозговые нервы, их производные и области иннервации
- Глава 3
- 3.1. Симпатическая часть анс
- 3.2. Парасимпатическая часть анс
- 3.3. Висцеральные сплетения и висцеральные узлы
- 3.1. Симпатическая часть
- 3.2. Парасимпатическая часть
- 3.3. Висцеральные сплетения и висцеральные узлы
- Глава 4 головной мозг
- 4.1. Особенности развития головы и головного мозга
- 4.2. Ствол мозга
- 4.2.1. Продолговатый мозг
- 4.2.2. Мост
- 4.2.3. Средний мозг
- 4.2.4. Ретикулярная формация
- 4.3. Черепные нервы и области их иннервации
- 4.4. Мозжечок и его связи
- 4.5. Промежуточный мозг
- 4.5.1. Таламус
- 4.5.2. Эпиталамус
- 4.5.3. Метаталамус
- 4.5.4. Субталамус
- 4.5.5. Гипоталамус
- 4.6. Конечный мозг
- 4.6.1. Полушария головного мозга и их рельеф
- 4.6.2. Строение коры большого мозга
- 4.6.3. Базальные ядра
- 4.1. Особенности развития головы и головного мозга
- 4.2. Ствол мозга
- 4.3. Черепные нервы и области их иннервации
- 4.4. Мозжечок
- 4.5. Промежуточный мозг
- 4.6. Конечный мозг
- Глава 5 проводящие пути центральной нервной системы
- 5.1. Внутренние связи головного и спинного мозга
- 5.1.1. Ассоциативные пути
- 5.1.2. Комиссуральные пути
- 5.1.3. Проекционные пути
- 5.2. Сенсорные проводящие пути
- 5.2.1. Виды рецепции
- 5.2.2. Проводящие пути протопатической чувствительности
- 5.2.3. Проводящие пути глубокой чувствительности
- 5.2.4. Проводящие пути поверхностной чувствительности
- 5.2.5. Сенсорные пути мозжечкового направления
- 5.3. Проводящие пути пирамидной системы
- 5.4. Проводящие пути экстрапирамидной системы
- 5.5. Проекционные связи мозжечка
- 5.6. Связи лимбической системы
- 5.1. Внутренние связи головного и спинного мозга
- 5.2. Сенсорные пути поверхностной и глубокой чувствительности
- 5.3. Проводящие пути пирамидной системы
- 5.4. Проводящие пути экстрапирамидной системы
- 5.5. Связи мозжечка с полушариями большого мозга
- 5.6. Связи лимбической системы
- Глава 6 органы чувств
- 6.1. Орган зрения
- 6.1.1. Глазное яблоко
- 6.1.2. Вспомогательный аппарат глаза
- 6.1.3. Проводящие пути зрительного анализатора
- 6.2. Орган слуха и равновесия
- 6.2.1. Наружное ухо
- 6.2.2. Среднее ухо
- 6.2.3. Внутреннее ухо
- 6.2.4. Улитковый лабиринт
- 6.2.5. Проводящий путь слухового анализатора
- 6.2.6. Вестибулярный лабиринт
- 6.2.7. Проводящий путь вестибулярного аппарата
- 6.3. Орган обоняния и орган вкуса
- 6.1. Орган зрения
- 6.3. Орган обоняния и орган вкуса
- Словарь терминов
- Оглавление
- Глава 1. Общая анатомия нервной системы .................................................... 17
- Глава 2. Спинной мозг и спинномозговые нервы.............................. 43
- Глава 3. Автономная (вегетативная) нервная система 66
- Глава 4. Головной мозг.......................................................................................... 83
- Глава 5. Проводящие пути центральной нервной
- Глава 6. Органы чувств......................................................................................... 175