Методы исследования в этнологии
Формирование методики исследования в этнологии началось со второй половины 19в., и этот процесс продолжается постоянно, так как изменения, происходящие с объектом науки, и расширяющаяся исследовательская проблематика требуют и новых подходов в осмыслении и репрезентации этих явлений. Например, с исследованиями 19-го - первой половины 20-го века связывают понятие «этнографическое настоящее», которое обозначает период, предшествующий вестернизации (модернизации), когда описываемые культуры находились в стадии своего «истинного» расцвета. Таким образом, ученые могли фиксировать культуры в их естественном состоянии, для чего использовались такие методы как наблюдение, сравнительно- сопоставительный, беседа. По мере усиления контактов этих культур с западным типом культуры в 20-м веке, что серьезно трансформировала эти сообщества. А также повышение исследовательского интереса к «сложным» урбанизированным культурам набор методов, используемых в этнологии значительно расширился. Кроме того, видоизменялись или теряли актуальность и так называемые «классические методы», как например» «метод пережитков», утративший статус ведущего принципа этнологической систематизации культурного материала с кризисом эволюционного направления.
Для общей классификации методов этнологии мы предлагаем следующую условную схему. Вся совокупность методов может быть разделена на две группы: первая- методы сбора материала, а вторая- методы обобщения и анализа. В свою очередь, методы второй группы разделены нами на две подгруппы: универсальные методы, т.е. такие, которые используются различными науками и специфические, к ним относятся методы, которые были разработаны этнологами и используются практически только в этнологии.
Итак, к основополагающим методам сбора материала относятся:
1.Наблюдение. Предполагает ведение записей, зарисовку, фотографирование, киносъемку и все другие формы непосредственной фиксации культурных явлений. Наблюдение бывает двух видов:
а) включенное – исследователь находится «внутри» изучаемого народа, становится для тех, кого изучает «своим», что позволяет глубже исследовать различные аспекты внутригрупповых отношений;
б) стороннее наблюдение – ученый не принимает непосредственного участия в жизни изучаемого народа, описывает наблюдаемые явления со стороны, затрагивая на наблюдение меньше времени, что позволяет охватить более широкий массив.
2. Опрос. Применятся в двух основных формах:
а) письменный
б) устный
Письменный опрос, по-другому называют анкетированием, применятся с использованием заранее составленных анкет или вопросников, состоящих из нескольких или нескольких десятков, в зависимости от цели исследования вопросов.
Устный опрос или интервью, подразделяется на «глубинное» (интервью проводится с основными или «ключевыми» информаторами) и «тематическое» с большим числом лиц.
К универсальным методам обобщения и анализа относятся :
1.Общенаучный метод, т.е. все обобщения, выводы делаются в рамках научного осмысления реальности, которое характеризуется рядом принципов:
а) Историзм. Любой предмет, явление действительности можно понять и познать только подходя к нему с исторической точки зрения, уяснив его происхождение и развитие.
б) Комплексный подход. Явления действительности должны рассматриваться не изолированно друг от друга, а в их связи и взаимообусловленности.
в) Научный метод требует рассмотрения окружающего мира как процесс.
2. Описательный метод. Исследователь воссоздает картину увиденного и услышанного, стремясь к максимальной ее полноте.
3. Типологический метод. Прием типизации в науке сводится к тому, что множество различных явлений и фактов разбивается на группы, основываясь на их дальнем или близком сходстве. Такой путь называют еще индуктивным – от разрозненных фактов исследователь приходит к обобщенным типам. При этом выделяются некие существенные признаки у рассматриваемых явлений, но заведомо игнорируются другие, рассматриваемые в данном случае как несущественные.
4. Картографический метод. Впервые стал использовать представителями диффузионисткого направления в этнологии в конце 19в., когда они графически хотели представить распространение того или иного элемента материальной культуры, но как один из ключевых методов анализа метод картографирования использовали представители школы Ф.Боаса, составляя этнографические атласы по культурам северо- американских индейцев.
5. Математические методы. Стали активно использоваться в этнологии по мере развития таких научных отраслей как социология и статистика в первой половине 20-го, а с развитием ЭВМ заняли одно из ведущих мест в научном анализе., поскольку позволяют трансформировать множество субъективных данных в объективнее показатели, отражающие некие тенденции, динамику и в целом общее состояние различных сторон общества, что позволяет использовать более объективно интерпретировать данные, полученные с помощью сравнительно-исторического метода.
К так называемым «специфическим» методам анализа в этнологии мы отнесли:
1.«Метод пережитков». Саму идею впервые сформулировал французский исследователь XVIII в. Лафито, который много лет провел среди американских индейцев племенного союза ирокезов. В 1724 г. он выпустил книгу «Обычаи американских индейцев в сравнении с обычаями первобытных племен». Где высказал предположение, что у отсталой части населения Земного шара того времени сохранились обычаи, общественные институты, которые у народов Европы относятся к отдаленному прошлому. Как полноценный научный метод систематизации этнологического знания и построения историко - этнографических реконструкций - был разработан и предложен британским этнологом Эдуардом Бенетом Тейлором , ставших одним из основателей эволюционного направления в этнологии. Он предлагал, используя данные по «примитивным» культурам выявлять те элементы культуры, которые в виде пережитков еще сохраняются у развитых, тем самым восстанавливая этапы и эволюцию развития культуры в целом.
2. Интерпретативный метод. Получил распространение с 70-х годов 20-го века в рамках научного направления «интепритативная антропология». Основателем данного течения в американской культурной считается известный американский этнолог-антрополог Клифорд Гирц. Согласно этому подходу к осмыслению другой культуры - она является своеобразным текстам, наделенным смыслом, который сами ее представители постоянно «читают», а исследователь должен расшифровать эти смыслы как некий незнакомый текст. Часто этот метод называют и методом «понимающего участия».
Особо стоит подчеркнуть, что современное этнологическое исследование предполагает комплексное использование- как методов сбора, так и методов анализа, поскольку именно такой подход дает наиболее систематическую информацию.
Основная форма получения этнологических данных, при которой применяются описанные выше методы, это этнографическая экспедиция.
Имеются два основных вида этнографических экспедиций:
1. Стационарные или долгосрочные. Исследователь производит исследования объекта в течение продолжительного периода времени, как правило, используя метод включенного наблюдения и интервью в качестве основных. Такого рода экспедиции были наиболее распространены в XIX первой половине XX вв. Наиболее известные примеры- исследования Л. Моргана, прожившего порядка двух десятилетий среди ирокезского племени «сенела», а также научная деятельность русского ученого – этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, более 15 лет с небольшими периодами лечения и отдыха проводившего исследования на островах Тихого океана, в т.ч. на Новой Гвинее. Подобный тип экспедиции с подачи Л.Штернберга и Богораза вошел и в практику подготовки советских специалистов- этнографов в 1920-е годы как неотъемлемая часть профессиональной подготовки. Тогда же в научном словаре появилось и понятие- «этнографический год», основанное как раз на практике проведения стандартных экспедиций того времени и насчитывавший в отличие от года календарного 14-15 месяцев. Так как по сложившимся канонам необходимо было 2-3 месяца на подготовку экспедиции и 12 месяцев полевого этапа».
2. Маршрутные экспедиции или собственно просто экспедиции. Наиболее распространены в настоящее время. Бывают:
а) Маршрутные. Применяются тогда, когда проводится первичное знакомство с тем или иным народом. Для этого выбирается определенный маршрут и по пути следования фиксируются все характерные элементы духовной и материальной культуры, характерные для изучаемого народа.
б) Кустовые. Применяются, когда необходимо провести более углубленное изучение. Для этого по маршруту следования выбираются определенные населенные пункты, в которых экспедиция делает длительную остановку, устраивает свою базу. Отсюда ежедневно совершаются выезды в близлежащие населенные пункты.
Этнографическая экспедиция состоит из трех этапов:
подготовительный
собственно экспедиция
камеральная обработка
Подготовительный этап:
1) необходимо просмотреть весь имеющийся по данному вопросу материал: архивы, публикации, музеи, чтобы не делать уже сделанную работу еще раз.
2)подготовить программу, по которой будет проводиться сбор материала.
3)подготовить анкеты, вопросники.
4)провести распределение обязанностей участников экспедиции.
5)детально разработать маршрут.
Экспедиция
Используются основные методы сбора материала, наблюдение с фотографированием, зарисовкой, личными наблюдениями и расспрос. Основное требование к полученным материалам – точная датировка. Вещи, рисунок, фотографии без точной датировки и атрибуции не имеют исторической значимости и не могут быть использованы для исторических обобщений.
Сбор коллекционного материала: 1) дарение; 2) покупка; 3) обмен.
Общее требование к фиксации полевого материала – точность. Все записывать как есть. Свои мнения, предположения, замечания записывать на полях полевого дневника.
Камеральная обработка.
1) Привести в порядок все дневники, не оставив там ничего неясного, непонятного.
2)Собранный иллюстративный материал необходимо систематизировать.
3)Привести в порядок все статистические материалы.
4)Проводится предварительное нанесение полученного этнографического материала на карты, составление этнографических атласов. Для этого используется определенная система знаков. Форма знака обозначает тот или иной объект (матер. Предмет обряд); цвет – его разновидность, а величина – интенсивность бытования.
Отдельной темой в последние десятилетия стала проблема этики в этнологическом исследовании. Причиной ее актуализации стали примеры негативных последствий научной деятельности этнологов для тех этнических групп, среди которых они работали. Одним из наиболее известных примеров является история с американским антропологом Наполеоном Шаньона, который написал книгу о «свирепом» народе бразильских индейцев яномами в 1970-е годы, а позже в годы военной диктатуры в Бразилии власти проводили бомбардировки деревень этого народа, аппелируя к той самой книге. Хотя основной причиной было стремление получить доступ к богатым природным ресурсам данной местности. Также неоднозначную реакцию в научном сообществе вызвало сотрудничество некоторых американских антропологов с армией во время вьетнамской войны. Результатом стало серьезное обсуждение вопросов этической стороны этнологического исследования и появление в 1967году первой «Декларации о проблемах этики в антропологическом исследовании», составленной Американской Антропологической Ассоциацией. На ее основе в 1971 году была сформулированы «принципы профессиональной ответственности», которые в настоящее время являются базой для выработки так называемых протоколов этических комиссий различных вузов, осуществляющих финансирование по социальной проблематике. По некоторым данным таковых на сегодняшний день насчитывается с стране порядка 4000., а для университетов, имеющих государственное финансирование они являются обязательными. Без визы этих комиссий никакое социальное исследование не может получить окончательного одобрения. У нас в стране проблема этики этнологического исследования получила актуальность лишь в последние десятилетия и в основном как результат сотрудничества с зарубежными университетами и фондами, для которых эти вопросы, как мы отметили выше, носят принципиальный характер. В целом же отечественная этнология по-прежнему опирается не на юридическую практику, а на гуманистические традиции советской этнографии, выраженные в канонических десяти заповедях этнографа Льва Штернберга.
- Лекция 1 История формирования понятий этнология, этнография, антропология, их современная интерпретация. Предмет, объект, задачи и значение этнологии.
- Лекция 2 этнология в структуре научного знания
- Лекция 3 основные понятия и категории этнологии
- Лекция 4
- Методы исследования в этнологии
- Лекция 5 история развития этнологической науки с древних времен до эпохи вго
- Лекция 6 развитие этнографии в период средневековья и эпоху в.Г.О.
- Эпоха вго
- Лекция 7 накопление этнографического материала XVII первая половина XIX вв.
- Этнография в первой половине XIX в.
- Лекция 8 развитие этнологии в россии
- XII первая половина XIX вв.
- Лекция 9
- Научные школы в этнологии
- Лекция 10 классификация народов мира
- Географическая классификация
- Антропологические различия рас