logo
лекции по этнологии

Лекция 1 История формирования понятий этнология, этнография, антропология, их современная интерпретация. Предмет, объект, задачи и значение этнологии.

На земном шаре по разным оценкам проживает от 2 до 2,5 тысяч народов, все они обладают уникальными самобытными чертами и историей, что делает их важной частью общемирового культурного пространства. Еще с древних времен контакты между народами обусловили взаимный интерес, в основе которого лежали экономические, политические и культурные мотивы. Многочисленные путешественники, миссионеры, торговцы и военные деятели оставили для современников и потомков описания народов и стран, которые они посещали. Но лишь на рубеже 18-19 веков общее развитие экономики, политической системы и научного мировоззрения в Европейских странах привели к пониманию, что должна быть самостоятельная наука, которая будет изучать различные народы. Тогда же были предложены названия для новой науки – этнология и этнография. Существуют различные сведения о точном времени их появления, месте и авторстве, в частности, встречаются сведения, что термин этнология был введен в научный оборот в 1784(1) г. французским ученым А. Шаванном. Но общепризнанной является точка зрения, что оба термина вошли в научный оборот на рубеже 18-19 веков, практически одновременно в Германии и Франции и к середине 19 века окончательно закрепились в качестве названий науки о народах. Например, знаменитый ученый Ж.Ж. Ампер в 1830г. разработал и опубликовал общую классификацию гуманитарных наук, среди которых выделил этнологию и предложил использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах. При этом он разбил ее на два раздела - «элементарную этнологию» и «сравнительную этнологию». Одновременно с распространением термина этнология происходило распространение и другого названия науки о народах- этнография. Широта использования каждого из двух названий определялась, в первую очередь, научной традицией - так во Франции использовалось название этнология, здесь же возникло и первое научное общество - Парижское общество этнологии (1839), а в Германии и России более распространенным термином стал термин этнография. Подобная ситуация во многом была обусловлена представлениями о предмете и задачах новой науки, что нашло отражение в самих названиях. Так термин этнология состоит из двух греческих корней «этнос»- народ, племя негреческого происхождения и «логос»- наука, таким образом буквальный перевод означал - «наука о народах». В то время как термин этнография буквально означает «народоописание»,- «графос» с греческого- «пишу». Появление и распространение именно этого названия в Германии было связано с популярностью в научных и общественных кругах германоязычного мира с начала 19 века идеи о делении всех народов на «исторические», т.е. такие которые вершат историю, под ними подразумевались, в первую очередь, европейские народы и «неисторические» народы, которые находятся как бы на обочине исторического процесса, пребывая в первобытном состоянии. Именно вторые и должна рассматривать этнография, но поскольку культура этих народов в сравнении с европейскими народами примитивна, то ее достаточно лишь научно описать. Кроме того в Германии закрепилось деление наук о народах на две отрасли: Voelkerkunde–синоним этнографии, ставившее своей целью изучение внеевропейских народов и «Voelkskunde»-народоведение, изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры.

В России ситуация с использованием термина этнография была иной. Значительную роль в формировании научного знания здесь еще с Петровских времен играли приглашенные по контрактам заграничные ученые, большинство которых, так исторически сложилось - были из германоязычных стран. Это обусловило тесные академические связи с германоязычным научным миром, что в свою очередь способствовало и проникновению в российскую научную традицию именно термина этнография в качестве наименования науки о народах. Но в отличие от Германии этнография в России всегда рассматривалась как полноценная наука, изучающая все народы без деления их на исторические и неисторические, при этом термин этнология имел параллельное хождение. Подобная специфика использования обоих терминов в различных странах сохранялась и во второй половине 19 и большую часть 20-го. Достаточно распространенным в настоящее время является и такой подход к терминологической систематизации, когда этнография рассматривается как субдисциплина или отрасль этнологии, которая изучает «традиционные» или «архаичные» общества, в то время как этнология объединяет всю совокупность научного изучения этнического многообразия - в том числе и теоретическое осмысление этнического феномена. Отечественная научная традиция имеет свою особую историю. На протяжении 19-нач.20-го века термины этнография и этнология рассматривались в российской науке скорее как синонимы, при этом чаще использовался первый, с конца 1920-х годов, этнология запрещается с формулировкой «суррогат буржуазного обществоведения» чуждый интересам нового советского общества и остается только термин этнография, который и используется в качестве названия науки вплоть до 1989 года. В этом году в рамках всесоюзной конференции этнографов и антропологов, состоявшейся в Алма-Ате было принято решение официально закрепить в качестве наименования науки о народах – название этнология, при этом термин этнография сохранить как синоним. С этого момента и до настоящего времени официальным названием науки о народах в России является название этнология, что значительно упростило взаимодействие отечественного научного сообщества с зарубежными коллегами. Но по-прежнему, термин этнография в форме прилагательного чаще используется применительно к практическим полевым исследованиям или профильной музейной деятельности, например, чаще говорят этнографическая экспедиция или этнографическая коллекция.

На этом особенности формирования терминологического аппарата данной отрасли научного знания не исчерпываются, поскольку наряду с уже упоминавшимися терминами получила распространение систематизация научного знания о человеке в рамках такой науки как антропология. Сам термин антропология появляется в 16в. в германии в названии анатомического труда М.Хандта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах тела человека», где повествовалось о физическом строении человеческого тела. В конце того же столетия вышел трактат О.Касмана « Антропологическая психология, или Учение о человеческой душе». В этом случае речь шла уже не об анатомии, а о психологии, поэтому проблематика антропологии как бы перемещалась из сферы тела в область души. Европейский Ренессанс(15-16вв.) утвердил двойственное значение слова «антропология», а именно как науки о человеческом теле и учении о человеческой душе. Это позволило французским энциклопедистам уже в эпоху Просвещения расширить значение и смысл антропологии и понимать ее как всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы 18-начала 19вв., в частности, И.Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии. Первый труд по антропологии в России принадлежит Панкратьевскому диакону Ивану Михайлову и относится к концу 18в. Бурное развитие антропологии происходило в 18в. благодаря колонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам и коснулось в наибольшей степени Великобритании и ее доминионов. В 19в. в развитых европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение многочисленных останков первобытных людей. В течение 19в. и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем. В современной гуманитарной мысли понятие антропология чаще всего подразумевает науку, изучающую прошлое человечества, но нередко оно предполагает всего лишь широкий философско - гуманистический подход к осмыслению человеческой природы во всем ее многообразии, не обязательно, а часто и вовсе не связанным с историческим прошлым. Не удивительно, что количество отраслей и разновидностей антропологии столь велико, что уже почти не поддается счету.

Кроме того, имеются различные научные традиции использования определенного названия науки о человеке и культурах в различных странах то, что в США именуют антропологией, а также культурной антропологией, в Великобритании и ее бывших колониях называют социальной антропологией, в Европе чаще называют этнологией, а в Германии – этнографией.

Но практически общепризнанным является трактовка понятия антропология в узком и широком значениях. В узком смысле антропология- это исключительно учение о человеке( взаимосвязь тела и мозга, анатомии и физиологии). В широком смысле антропология трактуется как наука о человечестве в единстве его культурных и социальных аспектов. В такой трактовке антропология охватывает и гуманитарные, и социальные науки. В США согласно одному из официальных источников в антропологии выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую, в Великобритании – только три: физическую, археологию и социальную антропологию. В нашем учебном курсе мы будем использовать в качестве основного названия науки о народах именно этнология.

Сложность формирования основного понятийного аппарата отразилась и на представлениях о том, что должна изучать этнология. Эти представления изменялись и расширялись по мере становления и развития самой науки. В середине 19 века основными темами исследований и научных дискуссий были системы верований и родства, а также типы семьи у различных народов. К началу 20 века основным предметом этнологического анализа становится культура как совокупность или система связанных между собой элементов и явлений. В первой половине 20 века изучение культуры дополняется анализом психологических особенностей ее носителей, а также изучением социальных связей и групп. Падение колониальной системы в середине 20 века и последовавшие за этим процессы образования новых государств и интенсификацию миграционных потоков обусловило повышенный интерес этнологов к проблемам этнических меньшинств и межэтническим конфликтам, что в свою очередь привело к еще большему расширению круга рассматриваемых этнологами вопросов. В настоящее время предмет этнологии можно в самом общем виде определить как – комплексное изучение всего этнического многообразия земного шара. Подобные же тенденции были присущи формированию представлений об объекте исследования, то есть о том кого же должны изучать этнологи. Если в начале становления самой науки господствовало представление, что этнолог –это ученый, который изучает отсталые племена, то постепенно с усложнением методологического аппарата этнологии и расширению эмпирической базы данных пришло понимание, что деление народов на отсталые и цивилизованные по сути своей антинаучно, поскольку каждый народ имеет свою собственную ценность вне зависимости от какой –либо шкалы ценности, которая является субъективной и отражающей представления ее собственных представителей. Таким образом, объектом научного анализа этнологов стали различные типы этнических общностей – от небольших групп до сложных индустриальных обществ. При этом до последних десятилетий сохранялись определенные особенности в определении объекта исследования в различных научных традициях, так в зарубежной этнологии чаще в фокусе научного интереса ученого небольшие этнические группы - этнические меньшинства, культурные группы до-индустриального типа. В советской этнографии, напротив, основным объектом исследования выступали крупные этнические сообщества или в терминологии советской этнографии - этносы, а также их подразделения: субэтносы, этнографические группы. В настоящее время в отечественной этнологии заметен «разворот» в сторону зарубежной практики. Тем не менее, исходя из сложившихся современных подходов, можно охарактеризовать объект этнологии как изучение различных типов носителей этнических особенностей и крупных этнических общностей и различных малых этнических групп.

С особенностями предмета и объекта исследования тесно связан и круг научно-исследовательских задач, которые решает этнология. Простой перечень проблем, которые исследуют современные этнологи - вряд ли может быть представлен в виде конечного списка. Более продуктивным в данном случае представляется обзор общих тем и вопросов, которые за полтора столетия существования самой науки стали для нее традиционными в силу своей неослабевающей актуальности, а также тех проблем, актуальность которых обусловлена современными общемировыми процессами. Среди таких тем можно выделить следующие:

- изучение этногенеза (происхождения) народов

- изучение этнической истории народов

- комплексное изучение этнической культуры различных народов

- изучение особенностей организации социального пространства в различных культурах

- изучение этнического сознания, самосознания, идентичности и механизмов их актуализации

- изучение языков, их практической и символической функции в жизни представителей различных культур, а также особенностей языкового поведения их носителей,

- политические аспекты жизнедеятельности различных этнических общностей и их представителей, в том числе политические институты, политическая система, а также этнические конфликты

Необходимо подчеркнуть, что это лишь важный, но не исчерпывающий перечень проблем, которыми занимаются современные этнологи и он постоянно пополняется, поскольку современные общества находятся в состоянии постоянных изменений, что формирует новые вызовы для научного сообщества. Это, в свою очередь, влияет и на дальнейшее развитие теоретической базы науки. Так, в последние десятилетия, самим научным сообществом отмечается смещение общей проблематики в сторону отказа от «больших» теорий, к микро теориям и так называемым casestudy, а также к преимущественному уклону в сторону описания, а не интерпретации и переносе внимания на маргинальные явления культуры. Полевые исследования все больше затрагивают пространство города, а не деревни, акцент в исследовательском интересе смещен в сторону современности, а не исторических реконструкций.

Из всего выше сказанного – можно сделать выводы и о той роли, которую играет этнология в современном научном знании и обществе в целом. Как для любой науки, конечно, очевидна ее гносеологическая, или познавательная функция. Этнология раскрывая культурное богатство народов и позволяет по иному оценить свою собственную культуру. Этнология как совокупность знаний о различных культурах и народах позволяет систематизировать и представить этническую куртину мира в целом, выявить характер и динамику этнических процессов в современном обществе. Эти знания имеют и практическое значение. Это легко проиллюстрировать следующими цифрами: лишь 2% государств на современной политической карте мира являются моноэтничными по своему составу, т.е. такими где абсолютное большинство населения – свыше 95% составляют представители одной этнической общности. Таким образом, проблема межэтнического взаимодействия в рамках одного государства актуальна для большинства современных стран. Без знания и понимания своих соседей и сограждан само существование такого государства как единого политического образования вряд ли возможно. Последние десятилетия демонстрируют и возрастающий интерес к специалистам этнологам (социальным и культурным антропологам) со стороны различных государственных и коммерческих структур. На пример, британский ученый Алан Барнард приводит в своем учебнике «Социальная антропология» следующий перечень возможных сфер деятельности для выпускника по специальности социальная антропология: музейный работник, преподаватель, библиотекарь, научный сотрудник, сотрудник госаппарата, социальный работник, служащий посольства, сотрудник благотворительных организаций, журналист, сотрудник политической организации, сотрудник туристической фирмы. Не случаен, в связи с этим и тот факт, что количество выпускников по специальности социальная антропология в американских и британских вузах за последние десятилетия возросло в десятки раз и потребности в такого рода специалистов со стороны различных государственных и коммерческих организаций год от года возрастает. Подводя итог всему выше сказанному,

Список рекомендуемой литературы:

1 Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология)

2 Садохин А.П. Этнология

3 Зорин А.Н. Основы этнографии

4 Зорин А.Н. Введение в этнологию

5 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология

6 Клакхон Клайд Зеркало для человека (введение в антропологию)-С-Пб, 1998

7 Барнард Алан Социальная антропология –М.,2009