logo
1Полный курсКСЕ_Исправл / 01_Структурный курс дисциплины

1.4.1. Эпоха натурфилософии.

В античной натурфилософии – философии древних греков и древних римлян, охватывающий период с 6 века до н.э. до 6 века н.э., была выдвинута гипотеза детерминированного упорядочивания Хаоса Космосом и построена концептуальная модель миросоздания на основе взаимосодействия натуры (природы, Космоса) и философии. «Философ» - человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ – это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа «Целое как целое», понять, в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия.

Итак, более кратко, натурфилософию можно определить как трансдисциплинарное (кооперативное) взаимодействие наук о сущности природы и сущности бытия при образовании интеллектуальной сферы культуры как единого целого. Именно в античной натурфилософии и заложены истоки всех наук в форме концептуальных программ и основных концепций.

У начал естественных наук стоят жрецы и философы, самая древняя из них – астрономия – возникла в 4 – 3 тысячелетии до нашей эры на Востоке. Наука в Греции родилась вместе с Фалесом. Фалес из Милета был астрономом и геометром, т.е. натуралистом, и он является родоначальником ранней классики – натуралистики. Главная проблема – проблема начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Она нашла свое отражение в субстанциональной концептуальной программе первоначал мира и математической концептуальной научной программе, как учения о числе и гармонии. Оформилась же она в общем естествознании в корпускулярной (атомистической) концептуальной программе, родоначальниками которой по праву считают Демокрита и Эпикура.

Вот основы учения Демокрита:

«Существуют первопричины, бесконечные по числу, но бесконечно малые по величине. Атомы движутся в пустоте бесконечное время. Начала Вселенной- атомы и пустота. Пустота бесконечна. Рассеянные в пустоте, атомы сталкивают друг с другом и образуют воду, огонь, землю, воздух, растения, животных и человека.

Из ничего, ничего не может возникнуть и ни одна вещь не превращается в ничто. Душа человека также представляет собой сочетание наиболее подвижных атомов, находящихся в постоянном соприкосновении с атомами других тел, образуя мир.

Смелость – начало дела, случай – хозяин конца. Не стремись все знать, чтобы не оказаться во всем невеждой».

Выделяют также среднюю классику с ее главной проблемой – сущность человека.

Сократ впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа. Познание – главная цель и способность человека, так как в конце процесса познания мы приходим к объективным, общезначимым истинам, к познания добра и красоты, блага, человеческого счастья. В этом и есть цель философии по Сократу.

Концепция нравственности в познании и действиях возникла в Древнем Китае (Лао Цзы, Конфуций), а в античной натурфилософии прошла сложенный путь становления от Сократа к Платону и Эпикуру, отражаясь в мыслях и изречениях большинства философов того времени.

В высокой классике античной натурфилософии возникает новая главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов. Платон – ученик Сократа – выдвигает учение об идеях. Мир идей – это не материальный мир. Он вне пространства вне времени, он всегда есть и никогда не меняется.

Платон описал Вселенную, похожую на составное веретено, сложенное из насаженных на одну ось круглых алмазных частей, вращаясь, они, образуют непрерывную поверхность. На каждом круге сидит сирена, их стройное пение создает божественную музыку. Открытие Пифагора, связующие природу и математику, было распространено Платоном и на небесные тела.

Тот день, когда Платон впервые провозгласил, что видимое бытие укоренено в невидимом, стал великим в истории человеческой мысли. Это открытие сделало Платона основоположником идеалистической европейской философии, т.е. наиболее мощного и богатого содержанием течения в истории человеческой мысли.

«Платон мне друг, по истине дороже» - эти слова Аристотеля означали, что он не принял платоново устройство мира. Гениальный ученик Платона, он отстаивал приоритет чувственного познания. Аристотелево требование наглядной убедительности картины мира оказало влияние на многие поколения натурфилософов. Великий логик и систематик, он занимался многими науками – математикой, физикой, биологией, логикой, риторикой, политикой. Он был «величайшим логиком (и энциклопедистом – вставка наша) всех времен и народом». В натурфилософии он на первые место ставил физику, как науку о сущности природы (фьюзис – с греч. природа), а на второе место метафизику, как совокупность наук о бытие и о сущности как системе категорий. Аристотель считал мир вечным и неизменным, живущим по физическим законам. Мир Аристотеля, модель его Вселенной состояла из концентрических сфер, в центре находилась неподвижная шарообразная Земля. Первый сферой была лунная. Все, что под Луной, подчинялось земным законам и подлежало рассмотрению науками. Выше – божественный мир, идеальный и совершенный.

Физика Аристотеля отличалась от нашей, хотя и просуществовала более 18-ти веков. К четырем субстанциям Эмпедокла ( земля, вода, огонь и воздух) Аристотель добавил пятую, идеальную, из которой состоят эфирные тела. Сам термин «Эфир» был введен Платоном. Сущность этой пятой субстанции (по латыни quinta essentіa) долго искали философы. С именем Аристотеля обычно связывают континуалистскую концептуальную научную программу, согласно которой материя бесконечно делима, пустота отсутствует и материя заполняет всё пространство. Истоки этой программы находят и в высказываниях Анаксагора.

Континуальная концепция Анаксагора – Аристотеля базировалась на идее непрерывности, внутренней однородности, «сплошности» и, по-видимому, была связана с непосредственными чувственными впечатлениями, которые производят вода, воздух, свет и т.п.

В настоящее время корпускулярная и континуальная концепции материи не противопоставляются друг другу а находят свое кооперативное взаимодействие в корпускулярно-волновом дуализме материи. Более того, современная физическая исследовательская программа – единая теория поля задает определенный приоритет, по крайней мере, в физике континуальной концепции.

Четвертый этап античной натурфилософии - эллинизм связан с главной проблемой – моралью и свободой человека, проблемами познания и т.д. Эпикур восстанавливает в своих правах корпускулярную (атомистическую) концепцию и ряд природных явлений, в частности испарение, объясняет на основе корпускулярной концепции. Особое значение в проблемах познания приобретает выдвинутая Эпикуром гипотеза о «спонтанном нарушении» (изменении) движения атомов и тем самым о причинности и роли в ней субъективной и объективной случайностей.

Эпикур утверждал, что: 1) мир вполне познаваем умом человека; 2) познание мира может привести к счастью в реальной жизни; 3) условием достижения счастья является постижение самого себя, своей души по определенным принципам. В моральном плане Эпикур пытается построить этическую теорию разумного наслаждения, в основе которой лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижение спокойного и радостного состояния духа.

Толкователем и популяризатором философии Эпикура был римский поэт и философ Лукреций (99 - 55 г.г. до н.э.). В своем произведении «О природе вещей» Лукреций в поэтической форме излагает философию атомистического материализма.

В античной натурфилософии постепенно зарождалась и концепция целостности теории и практики. Особый вклад в эту концепцию внесли великий математик Евклид, «удивительный гений» античности Архимед – «предвестник теоретической физики», открывший закон равновесия рычага и заложивший основы статики твердого тела и гидростатики, соединивший в себе славу великого геометра древности и автора большого числа технических изобретений. Важная роль в развитии концепции целостности теории и практики принадлежит известному астроному древности К. Птолемею, который в своей работе «Великое математическое построение астрономии в 8 книгах» («Альмагест») разработал геоцентрическую картину мира. При этом даже в рамках геоцентрической картины мира его математическое построение исправно предсказывало солнечные и лунные затмения, позволяло вычислять координаты планет и ориентироваться в дальних плаваниях. Книги Птолемея брали с собой Колумб и Магеллан. Важную роль в технологической культуре сыграла школа инженеров Герона Александрийского, а в социально-экономической культуре труды Аристотеля и ряда других философов античности.

Можно констатировать, что в античной натурфилософии обнаруживаются истоки всех сегментов интеллектуальной сферы культуры.

Схема 8. Концептуальные программы и основные концепции античной натурфилософии (с VI в. до н.э. до II в. н.э.)

  • Субстанциональная концептуальная программа первоначал мира (Фалес ок. 625 – ок. 547 до н.э.), Анаксимандр (610 – 547 до н.э.), Анаксимен (ок. 585 – ок. 525 до н.э.), Гераклит (ок. 540 – ок. 470 до н.э.), Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до н.э.), Платон (ок. 428 – ок. 348 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.).

  • Математическая концептуальная научная программа: Пифагор (ок. 570 – ок. 500 до н.э.), Платон, Евклид (конец IV– пер. половина III вв. до н.э.).

  • Корпускулярная (атомистическая) концептуальная научная программа, согласно которой мир состоит из материи, которая образуется в результате взаимодействия и движения корпускул (атомов) и пустоты: Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н.э.), Эпикур (341 – 270 до н.э.).

  • Континуалистская концептуальная научная программа, согласно которой материя бесконечно делима, пустота отсутствует, и материя заполняет все пространство (Аристотель).

  • Концепция нравственности в познании и действиях: Лао Цзы (IV – III вв. до н.э.), Конфуций (551 – 479 до н.э.), Сократ (469 – 399 до н.э.), Платон, Эпикур и др.

  • Концепция целостности теории и практики: Архимед (287 – 242 до н.э.), Герон Александрийский (150 – 100 до н.э.), К. Птоломей (ок. 90 – ок. 160).

  • Геоцентрическая картина мира: Аристотель, К. Птолемей.