1.5. Панорама и феноменология современного естествознания
Панорама современного естествознания, фрагментарно отраженная в схеме 13, явно указывает на взаимодействующие процессы в познании Природы. С одной стороны, происходит дифференция и специализация естественных наук, которую вряд ли оправданно снижать в утилитарно-прикладном, предметно-производственном плане их взаимосвязи с научно-техническим прогрессом. Более того, специализация, дифференция знаний служат и интегрирующим фактором в системе наук, создавая «переходные, пограничные науки» (типа физической химии, биохимии, биогеофизики, астрофизики и т.п.).
С другой стороны, приходится констатировать, что «время энциклопедистов либо безвозвратно ушло, либо ещё не наступило», и в формировании интеллектуальной культуры личности трансдисциплинарность приобретает принципиальную ценность, что обусловливает, в частности, проблему построения общего естествознания как целостной совокупности основных естественных наук.
И наконец, экологическая стратегия жизнеобеспечения и созидания целостной культуры человеческой цивилизации и коэволюционная синергетическая парадигма современной «понятийной сетки» рассмотрения Мира (Универсума) ставит на повестку дня объединение всех сегментов интеллектуальной сферы культуры. При этом особое значение приобретает понимание, что естественные и гуманитарные науки имеют общую методологию познания, основанную на идеях эволюции, системности и самоорганизации. Целостное восприятие Мира в концепции современного естествознания, направленное на преодоление разрыва между естественнонаучным и гуманитарным подходами различных наук, называется холизмом (принципом целостности).
Причиной разрыва в техногенной цивилизации между гуманитарной и естественнонаучной культурами стало, с одной стороны, представление культуры, как «контрнатуры», а с другой, резкое усиление воздействия в рамках научно-технической революции науки на общество и природу, что становится не только фактором прогресса, но и причиной ряда трудно решаемых глобальных проблем. Человечество должно пройти путь между «Сциллой и Харибдой», между «пропастью, разделяющей имущих и неимущих», между опасностью самоуничтожения, особенно при попытке решения межгосударственных проблем и проблем «международного и группового терроризма» с помощью создаваемой системы вооружения и экологической, геологической и космической опасностями.
Многие учёные связывают решение глобальных проблем человечества с эволюционно-диалектическим процессом перерастания техногенной цивилизации в информационно-образовательную цивилизацию, в которой будет создана «целостная культура» человеческой цивилизации. В стратегически нестабильном XXI веке усиливается необходимость кооперативно-синергетического взаимодействия «физической (естественно-научной) экономики» с «информационной экономикой».
Весь Мир (Универсум) можно представить в виде пересечения Логоса, Природы и Человека (см. схему 14).
Схема 14. Основные сегменты сферы Мира (Универсума)
Мир – это всё познанное, существующее; бытие физическое (материя, пространство-время) и духовное; форма существования – пространство событий.
Наблюдаемую сторону Мира назовём Природой, чувственную сторону, свяжем с Человеком (Субъектом) и, наконец, к познаваемой стороне Мира отнесём Логос, имеющий многозначность в переводах с греческого языка – это Разум, Слово, Отношение, Учение. В отношении Субъекта к объектам Мира познаются и сущность, и ценность событий и явлений Мира.
Истина – знание объекта, открывающее для субъекта возможность удовлетворения потребностей.
Высшие духовные ценности для отдельных сфер бытия: истина – для науки и философии; вера – для сакрального озарения, в том числе и для религии; совершенство – для эстетического сознания; справедливость, добро, свобода, любовь и счастье – для сфер бытия Человека и социума. Наряду с духовными ценностями система включает здоровье (физическая жизнь и потребности), благосостояние (материальные потребности, социокультурная экономика), гармонию с Природой (экологическая сфера).
В рамках экологической сферы Природа – это совокупность всех взаимодействующих объектов и явлений живой и неживой материи, образующих естественную среду существования человека. В глобальном естественнонаучном понимании Природа – это весь материальный, энергетический и информационный мир Вселенной.
Мы зададим структуру общего естествознания, выделив физику, включая в неё астрофизику и космологию, химию, науки о Земле в обобщённой геологии, и биологию как совокупность наук о живой природе.
Очень часто в структуре общего естествознания пытаются выделить «лидера» среди естественных наук. На наш взгляд, искать в сфере общего естествознания науку – лидера естествознания в общем плане неоправданно в силу как их всё возрастающей междисциплинарности, так и интегрирующей трансдисциплинарности. Конечно, экобиология и возрастание феномена Человека ставит на роль лидера биологию, но проблемы поиска новых веществ и форм энергии и космические опасности не снижают роли физики и химии, а геологические опасности не снижают роли наук о Земле. Изобразив сферу общего естествознания в виде взаимодействия основных естественных наук (см. схему 15), мы подчеркнём их кооперативно-синергетическое взаимодействие в общем естествознании, опирающемся на основополагающую концепцию коэволюции природных систем.
Схема 15. Сфера общего естествознания
Интегрирующую функцию, наряду с синергетикой, выполняют и другие отрасли знания: экология, философия, математика, кибернетика и теория информации.
Можно также выделить основные понятия и идеи общего естествознания, приведённые ниже:
Система – множество элементов или объектов, заданных отношениями между ними. Но эти отношения не обязательно имеют характер связи, взаимодействия между ними.
Структура – множество элементов или объектов с определённым отношением связи, взаимодействия между ними.
Хаос – состояние, в котором не образуется устойчивых во времени структур, отсутствуют согласованные направленные процессы.
Порядок – состояние, в котором имеются согласованные (устойчивые) направленные движения и «запоминаемость» определённых конфигураций.
Беспорядок − состояние, промежуточное между порядком и хаосом, в котором развивается «склероз» в «запоминаемости» определённых конфигураций и(или) хаотизация согласованных (устойчивых) направленных движений.
Симметрия – свойство объектов сохранять определённые характеристики при преобразованиях.
Дисимметрия – элементы симметрии, которые отсутствуют как в объекте, так и в его окружение; понижение симметрии при взаимодействии объектов (природных систем) или объекта и его окружения.
Асимметрия – понятие, противоположное симметрии, т.е. характеризует свойство объектов не сохранять определённые характеристики при своих преобразованиях.
Вселенная регулярна и предсказуема.
Все упорядоченные (детерминированные) движения можно описать одним набором механических законов.
Энергия не исчезает.
При всех превращениях энергия переходит из более полезных в менее полезные формы. Это приводит в закрытых природных системах к росту энтропии – меры беспорядка, в открытых диссипативных системах возможно как возрастание, так убывание и даже сохранение энтропии, т.е. возникает взаимопроникновение Хаоса и Порядка.
Всё состоит из атомов.
Фундаментальные физические взаимодействия задают развитие природных систем и структур на основе дисимметрии – двусторонности связи симметрии и асимметрии.
Все: материя, энергия, квантовые характеристики частиц – выступают дискретными величинами, и нельзя измерить ни одну из них, не изменив её.
Важную роль в общем естествознании также имеют трансдисциплинарные стратегии и концепции естественнонаучного мышления.
- Структурный курс дисциплины «Концепции современного естествознания (ксе)»
- 1. Структурная, методологическая и историческая панорама естественнонаучного познания мира
- 1.1. Предмет курса «Концепции современного естествознания»
- 1.2. Интеллектуальная сфера культуры и ее связь с общим естествознанием
- 1.3. Научный метод
- 1.4. История естествознания
- 1.4.1. Эпоха натурфилософии.
- 1.4.2. Эпоха средневековой схоластики и раннего Ренессанса.
- 1.4.3. Эпоха механистического естествознания.
- 1.4.4 Эпоха эволюционных идей в естествознании.
- 1.4.5. Эпоха зарождения неклассического естествознания.
- 1.4.6. Эпоха современного естествознания.
- 1.5. Панорама и феноменология современного естествознания
- 1.6. Трансдисциплинарные стратегии и концепции современного естествознания