Видовые точки в дизайне сада
Возьмите на вооружение информацию, как использовать видовые точки в дизайне сада. Когда объект располагается так, чтобы служить видовой точкой, или точкой фокуса, он выделяется на фоне окружающего пейзажа. И это не преувеличение - вертикальное украшение, например обелиск, высокое дерево или крупные цветы коровяка и бигнонии возвышаются над своими более низкорослыми соседями и, соответственно, первыми притягивают взгляд. То же самое происходит, если объект размещают так, что наблюдатель видит его немного раньше, чем остальную часть композиции. Часто случается, что слово «выделяется» используют не в прямом, а в переносном смысле. Это означает, что объект создает контраст со своим фоном или виден на нем очень ярко. При создании контраста мелочей не бывает. Материалы, фактура, линии, формы и цвета - все играет свою роль.
Видовые точки в дизайне сада. Когда фон создан из природных материалов и растений, с ним будет контрастировать любой искусственный объект. В массе листвы светлые краски, подчеркнутые гладкой фактурой, выделяются особенно заметно. Жемчужные тона мраморной статуи и выкрашенная белой краской скамейка немедленно привлекут к себе внимание. Если такой контраст кажется вам слишком резким, вы можете смягчить его визуальное воздействие, выбрав для статуи не мрамор, а известняк (через некоторое время лишайник еще больше заглушит яркость красок), и покрасив скамейку в бледно-серый цвет. Как вариант используйте некрашеную, подвергшуюся воздействию погоды древесину. Но бывает так, что даже близкие к природным тона, например купальня для птиц из сланца или выкрашенная темно-зеленой краской скамья, не помогают: объекты все равно создают резкий контраст благодаря своим жестким линиям.
Перспектива - наиболее сильное средство выражения пространственной глубины сада. Ограниченная посадками или сооружениями, узкая направленная перспектива называется видом, или вистой. В переводе с итальянского виста означает «красивый вид». Виста как прием ландшафтного дизайна издавна применялась при создании садов.
Угол зрения человеческого глаза в горизонтальной проекции составляет 54°, а в вертикальной - 26°. Это означает, что все предметы, находящиеся вне пределов углового зрения, не воспринимаются. Данное обстоятельство учитывается проектировщиком при размещении кулис - зеленых рамок из деревьев и кустарников, обрамляющих висту.
Кулисы могут быть многоплановыми. Они фокусируют внимание наблюдателя на так называемом фокусе интереса - завершающем висту объекте. Им может быть красивый вид на окружающий ландшафт, группа берез, рукотворный холм, яркая композиция из растений, скамья, садовая скульптура.
Садовые висты, как правило, относительно неглубокие - длиной не более 100 м. Но и такой размер позволяет создавать рукотворные многоплановые перспективы, зрительно увеличивающие площадь сада.Виста как прием ландшафтного дизайна просто необходима в зажатых соседними строениями небольших садах.
В исторических парках встречается прием, получивший название «ах-ах». При движении по прогулочной дорожке вдоль границы сада устраивается прорыв в зеленом массиве или в живой изгороди с раскрытием вида на окружающую местность. Вместо высокой ограды здесь устраивается ров и таким образом создается полная иллюзия включения природного ландшафта в композицию сада. Так же можно завершить и садовую висту.
С понятиями вид, виста, пейзажная картина, садовая перспектива связано понятие «точка наблюдения» или «видовая точка». Это место на территории сада, с которого хорошо воспринимаются виста в саду или вид за его пределами.
Нужно подчеркнуть, что виды и отдельные композиции сада воспринимаются по-разному в зависимости от расстояния между ними и точкой обзора. На относительно больших расстояниях - 700-1500 м - можно рассмотреть массы насаждений и уловить разницу между планами. На расстоянии 200-700 м можно отличить отдельные деревья, группы деревьев, определить породы - лиственные, хвойные. От 30 до 200 м хорошо различаются не только виды деревьев, но и форма кроны, оттенок зелени, цвет ствола. На расстоянии 10-30 м с учетом вертикального угла зрения с наибольшей полнотой воспринимаются деревья. Видны не только форма кроны, оттенок зелени листвы, но и характер ветвления, размер листа, плотность кроны, фактура ствола. Кустарники с этого расстояния воспринимаются только по форме и светлоте зелени. С расстояния 5-10 м можно рассмотреть декоративные особенности кустарников и форму куста крупных травянистых многолетников. С этого расстояния цветники воспринимаются как цветовые пятна. С 1-5 м в цветниках различимы декоративные группы, нюансы цвета, фактуры. При ближайшем рассмотрении видны детали строения растений: гофрированные лепестки, опушение и т.п.
Итак, наиболее четко на расстоянии просматривается форма кроны деревьев. По мере приближения различимы светлая и темная листва (хвоя), затем характер ветвления, плотность кроны, размер листовой пластинки, оттенок зелени, форма листа и вблизи - мелкие детали строения. Эти обстоятельства учитывают при составлении композиций из растений и их размещении. Тогда, например, растение с интересной формой листа не попадет на дальний план, где эта его особенность не будет видна.
Проектирование видов идет двумя путями. Уже существующие на территории сада или за его пределами виды оформляют кулисами, промежуточными планами, цветовыми пятнами и т.п., одновременно создавая комфортные условия для их восприятия.
Второй путь заключается в проектировании и создании искусственных видов на территории сада. Их располагают так, чтобы они обозревались из окна гостиной, с террасы, балкона, от входной калитки, с площадки отдыха, из беседки, с поворота дорожки, т. е. проектируют виды в расчете на имеющиеся видовые точки. Благодаря небольшим размерам и «приближенности» к наблюдателю эти «микропейзажи» насыщены деталями мелкими нюансами. Вот почему при проектировании малого сада так важно знание проектировщиком особенностей строения растений и умение их обыгрывало
Наиболее выигрышную видовую точку «закрепляют» - оформляют мощением, скамьей, видовой беседкой.
В русских садах XVIII—XIX вв. беседки с открывающимися из них видами на окружающую местность называли миловидами. Ставили миловиды в определенных точках рельефа, обычно на возвышении.
Среди отечественных паркостроителей того времени особым искусством в обработке и использовании видов отличался Николай Львов. Его парковые картины были наполнены жизнью, движением. За прошедшие века человек, преобразовав природу, лишил ее первозданной дикости. Природные пейзажи утратили потенциальную опасность, враждебность. Природа, став уютным домом для человека, одновременно превратилась в объект романтического созерцания.
Будни и праздники деревни, обозреваемой из миловидов и террас построенных Н. Львовым усадеб, издали воспринимались как театрализованное действие. Здесь и река с плывущими по ней лодками, и луга, где идет сенокос, и дорога с проезжающими повозками, деревенская кузница в отсветах пылающего горна. Полны движения, перемен и картины дикой природы. Вот лунная дорожка на речной глади, угасающий закат или нарождающийся рассвет, летящие по небу облака и косяки перелетных птиц, гроза и первый снег.
Вывод: Законы линейной и воздушной перспективы - лежащие в основе приемов ландшафтного дизайна, позволяют зрительно увеличить пространство сада и глубину видов, замаскировать неприглядные и мешающие целостному восприятию сада объекты, усилить звучание тех или иных композиционных приемов.
32.
- Видовые точки в дизайне сада
- Подбор растений для сада
- Сезонные изменения у растений
- Вертикальная планировка
- Планировка участка. Что куда?
- Виды планировки участка
- Методы при проектировании вертикальной планировки территории
- Дендрологический и посадочный планы
- Пояснительная записка к проекту
- К эскизному проектированию относятся: