1.Возникновение письменности.
Грандиозным по своей исторической значимости и последствиям событием было возникновение письменности. Письменность по сравнению с речью -- принципиально новое средство общения, по-зволяющее закреплять, хранить и передавать речевую информацию с помощью начертательных знаков. Письменные знаки -- это матери-альные предметы-посредники в общении людей между собой.
В отличие от непосредственного речевого общения письмен-ность способна преодолевать пространственные и временные грани-цы общения людей, выходить за пределы непосредственного взаимо-действия субъектов, развертывать содержание общения в простран-стве и во времени.
С возникновением письменности процесс общения как бы приоб-ретает два новых «измерения» -- историческое и географическое. Один безвестный египетский писец свыше четырех тысяч лет назад, размышляя о значении письма, записал на папирусе: «Человек исче-зает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с поверх-ности земли, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше
роскошного дворца, лучше памятника в храме».
В истории письменности (и особенно ее конкретных видов) еще
немало тайн, загадок, нерасшифрованных страниц. Не все детали этого процесса в полной мере прояснены наукой. Это и не удивитель-но: ведь процесс становления письменности длился тысячелетия (на-чиная, возможно, с верхнего палеолита). И тем не менее основные этапы этого процесса уже достаточно обстоятельно выявлены, изуче-ны и сейчас мало у кого вызывают сомнения.
Принято считать, что первые, зачаточные формы неречевых (до-письменных) средств передачи информации связаны с так называе-мым предметным письмом. Предметное письмо - это совокупность пред-метов, вещей, которые искусственно создавались (или сочетались из природ-ных вещей) одним человеком (или группой) для передачи какой-либо информа-ции другому человеку (группе). В качестве таких знаковых предметов служили воткнутые у тропы ветки, зарубки на дереве, узоры из кам-ней, информирующие идущих следом соплеменников о направлении движения, дым от костра как знак опасности, пучок стрел как символ объявления войны и др. Вполне вероятно, что такое предметное письмо широко применялось уже в эпоху верхнего палеолита. С по-мощью предметного письма, а также магических ритуалов и симво-лов человечество в течение длительного времени осваивало знако-вую функцию вещей -- способность определенной вещи указывать на нечто другое, принципиально отличное от самой этой вещи, - на другие вещи, явления, процессы.
Но предметное письмо носит абстрактный характер и, как пра-вило, требует предварительной договоренности для своего адекват-ного понимания. Если ее нет, то информация может быть понята неверно. Ярким примером здесь может служить рассказ древнегре-ческого историка Геродота о том послании, которое скифы напра-вили вторгнувшемуся в их страну древнеперсидскому царю Дарию. Они составили предметное письмо из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Дарий извлек из этого послания смысл, противоположный тому, Который вкладывали скифы. И следствием стала гибель персидского войска
Следующий шаг в становлении письменности состоял в переход к использованию изобразительных средств закрепления информации. Первые изобразительные средства представлены рисуночные письмом -- пиктографией.
Пиктография - это фиксация и передача информации с помощью рисунков. Пиктографическое письмо появилось еще в период расцвет первобытного общества в верхнем палеолите. С помощью последовательного размещения ряда рисунков, изображающих отдельные конкретные предметы, передается определенная информация о хозяйственных, общественных, военных и других ситуациях. Пиктографическое письмо имело множество несомненных достоинств, которые определили возможности его развития в более высокие формы письменности, вплоть до фонетической. К числу этих достоинств следуем отнести:
· возможность вводить новые промежуточные звенья повествовательности;
· достаточно высокий уровень абстрагирования, выделение главного, существенного;
· отсутствие необходимости в реалистичности изображения, в таком письме заложены значительные возможности схематизации и перерастания в условные изображения.
Основные направления исторического развития пиктографии следующие: выработка единого способа начертания рисунка, понятного для всех (или большинства) Представителей данного племени (рода, общины); закрепление за каждым рисунком более или менее определенного значения, смысла (иначе говоря, тенденция к общезначимости и однозначности, хотя, конечно, до полной однозназначности было еще далеко); обогащение набора пиктографических рисунков такими знаками, которые позволяют конкретизировать текст, пиктограммы, особенно в том, что касается счета, собственности имен и др. В связи с частой необходимостью передачи имен появился каче-ственно новый и перспективный прием -- изображение имен людей некоторыми предметами, сходными по звучанию, но имеющими, ра-зумеется, совсем иную природу. Так постепенно зарождаются зачат-ки фонетического письма.
В течение нескольких тысячелетий пиктографическое письмо по-степенно перерастало в идеографическое письмо, где рисунки заменяют-ся определенными знаками. Идеографическое письмо развивалось в направлении от изображения определенных представлений (обра-зов, понятий) независимо от их звучания в устной речи -- к иерогли-фам. Иероглифы одновременно указывали, и образы (представления, понятия), и те звуки, из которых состоят слова, обозначающие дан-ные образы (представления, понятия). На рубеже IV--III тыс. до н.э. иероглифическое письмо уже широко применялось в Месопотамии, а в 2400 г. до н.э. оно превратилось в упорядоченное словесно-слоговое письмо клинописного типа. Клинописное письмо было достаточ-но сложной системой, состоящей из нескольких сотен и даже тысяч специальных Знаков. Его усвоение требовало значительной специа-лизации и профессионализации. В древневавилонском обществе сформировался целый социальный слой -- слой писцов. В течение III тыс. до н.э. складывается и египетская иероглифика.
Высшей формой письменности, сложившейся во II тыс. до н.э., было фонетическое письмо, буквенное, в котором знаки обозначают не пред-меты, а слоги, звуки и графически передаются отдельные звуковые обозначе-ния. Первое алфавитное письмо изобрели финикийцы. Финикий-ское письмо было положено в основу древнегреческого, а также ара-мейского письма, из которого позднее возникли индийская, персид-ская, арабская системы письменности.
Благодаря возможности хранения, накопления и передачи зна-ний письменность оказалась важнейшим стимулом для ускорения развития духовной культуры, явилась важнейшей предпосылкой ста-новления науки.
- Введение.
- 1.Неолитическая революция.
- Античная наука.
- 1.Возникновение письменности.
- 2.География.
- 3.Биологические, медицинские и химические знания.
- 4.Астрономические знания.
- 5.Математические знания.
- Формирование первых естественнонаучных программ.
- 1.Великое открытие элеатов.
- 2.Атомистическая программа
- 3.Математическая программа.
- Первые научные программы античности
- 9. Наука в античной культуре.
- Вопрос 1. Наука как сфера человеческой деятельности и типы цивилизационного развития. Становление первых научных программ. Наука как институт. Метанаука.
- 33. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.
- Первые научные программы античности
- Формирование первых научных программ (Пифагор, Демокрит, Платон, Евклид, Аристотель).
- Античная наука: характеристика, особенности. Возникновение первых научных программ.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук