2. Функциональные особенности нервной системы у детей
рефлекс нервный система новорожденный
С момента рождения у доношенного ребенка имеется ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акт дефекации и мочеиспускания, такие рефлексы, как рефлексы Бабинского, Кернига, Моро и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца 1-го года жизни подвергаются быстрой и существенной эволюции. Большинство безусловных рефлексов имеет примитивный характер. Их исчезновение является признаком подчинения низших центров высшим, которые начинают функционировать полноценно (для большинства рефлексов -- это центры полосатого тела и коры). Их сохранение после определенного срока или их повторное возникновение является патологическим признаком.
Один из основных критериев нормального развития мозга новорождённого - состояние основных безусловных рефлексов, так как на их базе формируются условные рефлексы. Кора головного мозга даже у новорождённого подготовлена для формирования условных рефлексов. Вначале они формируются медленно. На 2-3-й неделе жизни вырабатывается условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью и на покачивание в люльке. Затем идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся со всех анализаторов и подкрепляющихся пищевой доминантой. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мигательного) движения век образуется к концу 1-го месяца жизни, а пищевой рефлекс на звуковой раздражитель - на втором. В это же время формируется и условный рефлекс на свет.
При исследовании безусловных рефлексов учитывают их наличие или отсутствие, симметричность, время появления и угасания, выраженность, а также соответствие возрасту ребёнка. Выделяют сегментарные и надсегментарные двигательные автоматизмы. Сегментарные двигательные автоматизмы регулируются сегментами спинного мозга (спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные автоматизмы).
Золотым правилом неврологии можно считать, что здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам. Патологией считается отсутствие их в период новорожденности а также задержка их обратного развития.
Расскажем об основных безусловных рефлексах новорожденных.
Поисковый рефлекс
Поглаживание в области угла рта вызывает у новорожденного опускание губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.
Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.
Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.
Поисковый рефлекс свидетельствует о слажкенной работе глубоких структур мозга ребенка. Он безукоризненно вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к трехмесячному возрасту. Если этого не происходит, то требуется исключить патологию головного мозга.
Хоботковый рефлекс
Вызывается легким постукиванием пальцем по верхней губе ребенка -- в ответ происходит складывание губ в виде хоботка.
В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и у всех он постепенно угасает к трехмесячному возрасту.
По аналогии с поисковым рефлексом, сохранение его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга.
Сосательный рефлекс
Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. Строгая координация механизма сосания слагается из взаимодействия пяти пар черепно-мозговых нервов.
После кормления этот рефлекс в значительной мере ослабевает, а спустя полчаса-час начинает вновь оживляться.
При поражении головного мозга сосательный рефлекс снижается или совсем исчезает.
Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина
Этот забавный рефлекс вызывается так: нужно легко надавить большим пальцем на ладонь ребенка, и в ответ младенец поворачивает голову и открывает рот. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем -- исчезает совсем.
Ладонно-ротовой рефлекс обычно в норме хорошо выражен и постоянен. Он снижается при некоторых повреждениях нервной системы, особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.
Хватательный рефлекс
В ответ на прикосновение к ладони происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.
Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее. В норме этот рефлекс хорошо вызывается у всех новорожденных.
Снижение хватательного рефлекса чаще всего отмечается на стороне поражения шейного отдела спинного мозга.
Рефлекс Робинсона
Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок захватывает предмет или палец врача так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за палец поднять вверх. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его тело в подвешенном состоянии.
В норме рефлекс Робинсона у всех новорожденных следует считать обязательным. К 3-4 месяцам жизни на основе этого безусловного рефлекса формируется целенаправленное захватывание игрушки, а хорошая выраженность этого рефлекса в дальнейшем способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.
Нижний хватательный рефлекс
Этот рефлекс вызывается легким нажатием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы новорожденного, в ответ на это ребенок сгибает пальцы ног. У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.
Невозможность вызвать этот рефлекс возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.
Рефлекс охватывания Моро
Вызывается этот рефлекс так: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон возле лежащего ребенка, то он раскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальцы, а затем следует движение рук в обратную сторону.
В норме рефлекс Моро сохраняется до 3-4 месяцев. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро вызывается достаточно хорошо и всегда одинаково в обеих руках. При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе.
Рефлекс Переза
Для того чтобы вызвать этот рефлекс, врач укладывает ребенка на свою ладонь лицом вниз. Затем, слегка надавливая, проводит пальцем по позвоночнику ребенка снизу вверх от копчика до шеи. В ответ на это позвоночник прогибается, происходит разгибание рук и ног, голова поднимается. Проверка этого рефлекса дает врачу информацию о функционировании спинного мозга на всем его протяжении. Нередко это неприятно ребенку, и он реагирует плачем. В норме рефлекс Переза хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу третьего месяца.
У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переза получается как бы «обезглавленным».
Рефлекс опоры
Рефлекс опоры очень важен для оценки состояния центральной нервной системы новорожденного. В норме рефлекс выглядит так: если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.
В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-5-неделыюму возрасту. При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.
Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс
При опоре па стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения. Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.
Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.
Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.
Рефлекс ползания по Бауэру
Этот рефлекс вызывается так: к стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука, в ответ на это ребенок начинает выполнять движения ползанья. Этот рефлекс в норме вызывается у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Оценка рефлекса имеет большое диагностическое значение для врача.
Защитный рефлекс
Суть рефлекса заключается в том, что уложенный на живот новорожденный быстро поворачивает голову в сторону и пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.
Этот рефлекс выражен с первого дня жизни у всех без исключения здоровых новорожденных. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга.
Оценка защитного рефлекса поможет врачу своевременно выявить патологию нервной системы у новорожденного.
Рефлекс отдергивания ноги
Этот рефлекс вызывается так: если поочередно осторожно уколоть каждую подошву ребенка иглой, то происходит сгибание ноги во всех суставах.
Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.
Шейно-тонические рефлексы
Кроме этих рефлексов, врач оценивает еще одну группу рефлексов -- это так называемые шейно-тонические или позотонические рефлексы, обеспечивающие фиксацию и положение тела в покое и при движении.
Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.
Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения.
Надсегментарные позотонические автоматизмы осуществляются центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы.
1. Лабиринтные установочные рефлексы вызываются изменением положения головы в пространстве. У ребёнка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей этих частей тела.
2. Верхний рефлекс Ландау: если ребёнка 4-6 мес держать свободно в воздухе лицом вниз (на руках, расположенных под его животом), он поднимает голову, устанавливает её по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища.
3. Нижний рефлекс Ландау: в положении на животе ребёнок разгибает и поднимает ноги. Этот рефлекс формируется к 5-6 мес.
Большинство сегментарных безусловных рефлексов значительно ослабевает к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное появление и угасание безусловных рефлексов позволяет судить о полноценности развития нервной системы ребёнка 1-го года жизни. Слабость безусловных рефлексов, преждевременное их угасание, чрезмерная выраженность, запаздывание появления или задержка угасания свидетельствуют о неблагополучии в состоянии ребёнка.
Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая по сухожилиям согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, имеют широкую зону вызывания. В этом же возрасте у здоровых детей положителен симптом Бабински, что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы. После 2 лет выявление симптома Бабински считают признаком повреждения пирамидных путей.
Кожные рефлексы определяют у детей так же, как и у взрослых, но обычно они бывают более слабыми. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы со слизистых оболочек (корнеальный, глоточный) непостоянны и также могут отсутствовать у здоровых детей.
Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазосердечный, солнечного сплетения, зрачковый, пиломоторный) аналогичны таковым у взрослых, но проявляются обычно менее отчётливо. Выраженный стойкий красный дермографизм нередко выявляют у детей с перинатальным поражением ЦНС и вегето-висцеральными нарушениями.
На базе указанных безусловных рефлексов у ребенка вырабатываются условные рефлексы, имеющие основное значение в жизни человека, иными словами, происходит развитие первой сигнальной системы.
При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, однако образование их в период новорожденности происходит в весьма ограниченном объеме, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования лишь короткое время. Обычно внешние раздражители являются для коры больших полушарий новорожденного сверхсильными, вследствие чего центральная нервная система быстро утомляется, понижается возбудимость нервных центров, развивается торможение и ребенок погружается в физиологический сон.
В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов со всех анализаторов. Появление этих ранних условных рефлексов свидетельствует о том, что мозг и его высшие отделы -- кора больших полушарий -- начинают выполнять свою функцию: установление связи организма с окружающей средой. Следовательно, развитие высшей нервной деятельности происходит у ребенка с первых дней жизни.
Вначале условные рефлексы у ребенка простые, элементарные, но уже в конце 3-го месяца жизни и на 4-м месяце у него можно выработать довольно сложные, тонкие дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.
Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, идет очень быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой. Эти связи у него устойчивые и яркие. Это значит, что ребенок может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.
В то же время следует помнить, что вновь образованные рефлексы легко угасают при воздействии неблагоприятных и сильных раздражителей. Если ребенок попадает в непривычную для него обстановку, например в больницу, то он нередко теряет приобретенные навыки. Незнакомые раздражители и впечатления вызывают чрезмерное раздражение коры головного мозга и распространение этого раздражения, что выражается в беспокойстве ребенка, капризах, плаче, крике или же в заторможенности, вялости, сонливости.
Развитие сложного поведения ребенка тесно связано с определенным уровнем развития органов чувств как периферических воспринимающих органов. Органами чувств являются слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, все они функционируют к моменту рождения, но далеко не совершенно.
Достаточно хорошо у ребенка развит вкус, он различает горькие и сладкие лекарства, охотнее пьет сладкие смеси. Хуже развито обоняние, однако некоторые резкие запахи ребенок различает довольно отчетливо. Достаточно хорошо развито чувство осязания, например прикосновение к губам вызывает сосательные движения. Наиболее чувствительна к прикосновению кожа лица, ладоней и подошв. Болевые раздражения ребенок воспринимает обычно сразу же после рождения.
Самым сложным является развитие слуха и зрения. С момента рождения ребенок видит и слышит, но восприятия у него не четкие. Слуховые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и на сильные звуковые раздражения он реагирует вздрагиванием. Ребенок начинает поворачивать голову к источнику звука после 2 нед. жизни, а на 2-м месяце он отличает гудок от звонка, т. е. различает звуки.
У новорожденного нередко отмечается косоглазие из-за отсутствия содружественного движения обоих глазных яблок, у многих наблюдается светобоязнь, иногда отмечается нистагм. Все эти явления проходят через 2--4 нед. Слезные железы развиты, но слезоотделения еще нет вследствие недостаточности импульсов из центральной нервной системы. Мигание у ребенка 1-го месяца жизни очень редкое, слезоотделение начинается с 2-месячного возраста. На 3--4-й неделе ребенок задерживает взор на яркой игрушке несколько секунд, в конце 2-го месяца жизни -- несколько минут. После 3-го месяца ребенок фиксирует взор на определенном предмете. С 6 мес. дети различают цвета, а с 3 лет правильно называют их. Следовательно, окружающий мир ребенок познает через органы чувств.
Огромную роль в поведении ребенка играет речь -- вторая сигнальная система. Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и проходит через несколько этапов. В 2--3 мес. ребенок обычно «гулит» -- это речевые шумы, зачаток будущих слов. Во 2-м полугодии начинает формироваться речь. Ребенок произносит отдельные слоги, а иногда повторяемые слоги принимают уже определенный смысл. К году дети обычно знают 5--10 слов. На 2--3-м году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К 2 годам словарный запас ребенка должен состоять примерно из 200 слов. Речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно разговаривать с ребенком правильно. Речь, возникая на основе первой сигнальной системы и будучи тесно с ней связана, становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем нервной деятельности ребенка. С развитием речи познание ребенком окружающего мира идет необычайно быстро и бурно.
В понятие «здоровый ребенок» входит и оценка поведения ребенка, его эмоциональной настроенности и соответствия его умений возрасту.
3. Психомоторное развитие
На психомоторное развитие ребёнка влияет множество факторов: наследственность, экологическая обстановка, профессиональные вредности, вредные привычки, различные заболевания родителей, течение беременности, родов у матери, вскармливание, режим дня ребёнка, заболевания ребёнка, культура воспитания, уход и пр.
Психомоторное развитие ребенка раннего возраста:
10 дней
Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)
Вздрагивает и мигает при резком звуке
18-20 дней
Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)
Успокаивается при сильном звуке
1 месяц
Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого.
Появляется плавное прослеживание движущегося предмета.
Прислушивается к звуку, к голосу взрослого, первая улыбка в ответ на разговор взрослого
Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову
Издает отдельные звуки в ответ на разговоре ним
2 месяца
Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете.
Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1 м)
Ищущие повороты головы при длительном звуке (прислушивание)
Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого.
Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову (не менее 5 сек.)
Произносит отдельные звуки
3 месяца
Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на руках у взрослого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке «Комплекс оживления» в ответ на общение с ним (проявляет радость улыбкой, оживленными движениями рук, ног, звуками).
Ищет глазами ребенка, издающего звуки
Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью на высоте до 10-15 см
Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову.
При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
Удерживает голову в вертикальном положении.
4 месяца
Узнает мать (радуется)
Находит глазами источник звука.
Адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию
Громко смеется в ответ на обращение.
Ищет взглядом другого ребёнка, тянется к нему.
Легко и часто возникает «комплекс оживления»
Рассматривает и захватывает висящую над ним
Длительно гулит
Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления
5 месяцев
Отличает близких от чужих
Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенного к нему голоса
Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит
Четко берет игрушку из рук взрослого.
Удерживает в руке игрушку
Долго лежит на животе, опираясь на ладони рук.
Переворачикается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки
Подолгу певуче гулит
Ест из ложки полугустую и густую кашу
6 месяцев
По-разному реагирует на своё и чужое имя
Берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается
Переворачивается с живота на спину.
Передвигается, переставляя руки или ползая
Произносит отдельные слоги (начало лепета)
Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
Пьёт из блюдца или чашки
7 месяцев Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает её и пр.
Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях)
На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте (например, часы, куклу)
Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
Пьёт из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев
Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет
Игрушками занимается долго, разнообразно.
Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит и т.д.)
Сам садится, сидит и ложится.
Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.
Переступает, держась за барьер
На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет заранее разученные простые действия, например, «ладушки», «дай ручку»
Громко, четко и повторно произносит различные слоги
Ест корочку хлеба, которую сам держит в руках.
Пьет из чашки, которую держит взрослый
9 месяцев
Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребенку и пляшут с ним)
Догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка
Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и пр.)
Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками
На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.
Знает свое имя, оборачивается на зов
Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в его лепете
Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.
Спокойно относится к высаживанию на горшок
10 месяцев
Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним
Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия (открывает, вынимает, вкладывает)
Входит на высокую поверхность и сходит с нее (ступенька).
Идет вперед с поддержкой за обе руки
По просьбе «дай» находит среди других игрушек и дает знакомые предметы. При заигрывании выполняет разученные ранее действия и движения («догоню», «сорока-ворона»...)
Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете
Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
11 месяцев
Радуется приходу детей, избирательное отношение к детям
Овладевает новыми действиями с игрушками, выполняет их по слову взрослого: снимает и одевает кольца с большими отверстиями на стержне
Стоит самостоятельно без опоры. Делает первые самостоятельные шаги
Первые обобщения в понимаемой речи: по просьбе находит любой мяч, куклу.
По просьбе взрослого выполняет разученные действия (кормит, водит куклу).
Произносит первые слова - обозначения, например: «дай», «мама»
Закрепление умений, приобретённых в 9 месяцев
12 месяцев
Узнаёт на фотографии знакомое лицо, например, мать.
Различает две контрастные формы предметов
Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождает это смехом или лепетом.
Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком
Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит.
Переносит действия, разученные с одним предметом на другой
Ходит самостоятельно (без опоры)
Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: принеси, найди, отдай тёте, положи на место. Понимает слово «нельзя»
Легко подражает новым слогам. Произносит 5-10 облегчённых слов
Самостоятельно пьёт из чашки, держит чашку, пьёт и ставит чашку
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Раздел: Анатомо-физиологические особенности, заболеваемость
- I. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
- Тема 2.1 Анатомо-физиологические особенности нервной системы, кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфороузлов у детей, семиотика поражений
- Раздел 8. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга
- Анатомо – физиологические особенности.
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.
- Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте
- Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте