logo search
KSE_Naydysh

5.1. Ренессанская мировоззренческая революция

В эпоху Возрождения была проведена основная мыслительная рабо­та, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции, свершившейся в эпоху Ренессанса и состоявшей в изменении систе­мы человек—мир человека. Эта система распалась на три относитель­но самостоятельных отношения: отношение Человека к Природе, к Богу и к самому себе.

В эпоху средневековья определяющим отношением к миру было отношение человека к Богу как высшей ценности. Отношение чело­века к природе, которая рассматривалась как символ Бога, и к самому себе как смиренному рабу божьему были производными от этого основного отношения. На основе индивидуализации личности, фор­мирования новых ценностей и установок в эпоху Ренессанса проис­ходит мировоззренческая переориентация субъекта. На первый план постепенно выдвигается отношение человека к природе, а отноше­ния же человека к Богу и к самому себе выступают как производные. В логике такого идейного движения Ренессанс преодолел дуализм темного и небесного миров («двух градов» Августина). В ренессансном сознании эти два мира сближаются вплоть до пронизывания друг друга, слияния, превращения в некую амбивалентную тотальность. В человеке на первый план выдвигается то, что есть в нем божественного: один человек сам способен превращаться для другого в некото­рое божество.

Поскольку все связано со всем и все взаимопроникает во все, постольку все (а не только Бог) достойно быть предметом познания. В этом смысле предмет познания один - богоприрода или природобог. Философско-рационалистическое преодоление теизма с необхо­димостью проходит через стадию пантеизма. А ренессансный онто­логический пантеизм, в свою очередь, повлек за собой гносеологи­ческий плюрализм: не только все может быть предметом познания, но и все точки зрения о предмете имеют право на существование, каждая культура имеет право на свое мировоззрение. В условиях эволюционного развития познания такой плюрализм привел бы к эклектизму. В революционную ренессансную эпоху гносеологичес­кий плюрализм ведет к релятивизму, который воплощает субъектив­но-творческий прорыв к будущим целостным формам теоретическо­го синтеза, смыслового многообразия и вселенской гармонии. Имен­но новаторством, переходностью, сложностью и многообразием эпоха Возрождения глубоко созвучна нашей эпохе.

Право на существование имеют все точки зрения, а значит, и те из них, которые содержат инновации. Более того, именно содержащая новизну позиция наиболее предпочтительна. С этого начинается формирование исторического мышления, ощущение культурно-ис­торической дистанции, постепенное формирование духа новаторст­ва. Противоречивость ренессансной культуры в этом отношении со­стояла в том, что ренессансное сознание это новое искало в... анти­чном прошлом.

Творчески-новаторское отношение к миру выдвигает на первый план познавательную составляющую сознания, разум выходит «из изгнания», куда он заточен средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а чувств над разумом. Уже у Н. Кузанского позна­ние мира бесконечно и ведущим средством познания является разум. Мир для него — это богоприрода или природобог. Мир, Вселенная — бесконечны. Бесконечность мира познается разумом путем «совпаде­ния противоположностей».

Николай Кузанский принадлежит зрелому Возрождению. А в пе­риод позднего Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентричес­кую систему мира, на деле показывает творческие возможности разу­ма, позволяющего через выделение и исследование противоречий в сфере явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью противоположной явлению.

Теоретическая мысль Возрождения еще не поднялась до уровня постановки и решения проблемы метода научного познания приро­ды, однако предварила ее формулированием ряда принципиальных идей: гуманизма, рационализма, познаваемости мира, историзма и социально-исторического оптимизма. Но в ренессансном типе позна­ния мыслительное и образно-чувственное не вполне разграничива­лись, часто выступая в синкретическом единстве. Это не позволяло создать методологический инструментарий для конкретно-научного познания природы. Созданием основ методологии конкретно-науч­ного познания занялись мыслители Нового времени, прежде всего Ф. Бэкон и Р. Декарт.

Не дала эпоха Возрождения и сложных, логически непротиворе­чивых фундаментальных теорий. Она решала другую задачу: посред­ством глубокого синтеза имевшегося мыслительного материала, но­вого способа функционирования культуры, новой системы ценнос­тей осуществить объективистскую перестройку сознания, сформиро­вать его новый исторический тип, в котором бы познавательная составляющая сознания доминировала над ценностной. В культуре Возрождения главной ценностью становится бескорыстное объективное по­знание мира. На основе этой важнейшей мировоззренческой ценнос­ти складываются непосредственные предпосылки возникновения классического естествознания.