logo search
лекции по этнологии

Лекция 7 накопление этнографического материала XVII первая половина XIX вв.

Тот толчок, который дала для развития этнографических знаний эпоха ВГО получил дальнейшее развитие в эпоху Нового времени и Просвещения. Сведения о народах земли в этот период нарастали лавинообразно. Европейцы вышли далеко за пределы географического горизонта авторов античности.

В середине XVIIв. осуществляется первое знакомство европейцев с австралийскими аборигенами, но заселение Австралии европейцами было отложено до второй половиныXVIIIв. Активно продолжается знакомство европейцев с Московией, начавшееся столетием раньше. Уклад жизни в Московии поражал приезжих иностранцев не меньше, чем во вновь открытых странах за океаном. Большую известность получило сочинение Адама Омария, секретаря гольштейнского посольства, посетившего Московию в 30-е гг.XVIIв. Ценны сведения Августина Мейерберга, члена посольства германского императора 1661-63 гг. Подробное описание Московского государстваXVIIв. принадлежит амстердамскому бургомистру и ученому Николаю Витсену («Северная и Восточная Татария»).

В XVIIIв. продолжилось расширение географического и этнографического горизонта. В северной Америке усилилось соперничество между Англией и Францией, в которое втягивались и племенные союзы американских индейцев. В целом литератураXVIIIв. богата этнографическими сведениями о североамериканских индейцах. Наиболее содержательны сообщения миссионеров: иезуитов Пьера де Шарльвуа, который путешествовал по Канаде в первой четвертиXVIIIв. и Жозефа-Франсуа Лафито, последний, кроме собственных наблюдений, использовал сведения других членов ордена (например, Жюльена Гарнье, прожившего среди ирокезов, гуронов, алгонкинов более 60 лет). Лафито высказал предположение, что американские индейцы переживают тот период в своем развитии, который народы Европы давно прошли. Его исследования во многом положили начало науке о первобытном обществе.

Из трудов о Южной Америке следует отметить работы монаха Григорио Гарсиа «Происхождение индейцев Нового Света и Западной Индии», французского врача Пьера Баррера «Новое известие о равноденственной Франции». В 1722 г. голландец Роггевен, совершая кругосветное путешествие, открыл в день Пасхи небольшой остров в юго-восточной части Тихого океана, названный им островом Пасхи. Здесь голландцы увидели гигантские статуи и различные непонятные письмена. Но Роггевена это не заинтересовало, кратко зафиксировав увиденное, они поплыли дальше. Первая научная экспедиция на остров Пасхи состоялась лишь в 1914-15 гг., когда оставшиеся аборигены уже умели читать старинные письмена.

Во второй половине XVIIIв. колониальное соперничество Англии и Франции вылилось в соревнование научных экспедиций. Наиболее содержательными в этнографическом плане были морские экспедиции французов Луи-Антуана Бугенвиля, Жана Франсуа Лаперуза и англичанина Джеймса Кука.

Будучи сыном бедняка, Кук не имел систематического образования, но его исследования отличались высоким профессионализмом. Он совершил 3 плавания. Открыл и исследовал сотни островов, европейцы узнали о существовании многих неизвестных до того времени народов, их культуре, быте, обрядах, обычаях. Куком было открыто восточное побережье Австралии, основан порт Джексон (ныне г. Сидней). Во время плаваний он вел подробный дневник. Будучи полиглотом, побывав в Новой Зеландии, на Таити, Гавайских островах Кук быстро овладевал языками местных жителей, что позволило ему давать обстоятельную характеристику многих обрядов. В экспедициях Кука принимали участие художники, которые делали зарисовки всего увиденного. Кроме того, во 2-м путешествии спутником Кука были видные немецкие ученые Йоган Форстер и его сын Георг, который описал плавание с Куком в двухтомном труде «Путешествие вокруг света».

Вкладом в этнографию Африки можно считать «Путешествие в Гвинею» (1705 г.)голландца Виллема Босмана и труд немца Петера Кольбе «Описание мыса Доброй Надежды».

В 1736 г. вышел четырехтомный труд о Китае иезуита Жан-Батиста Люгвальда. В 70-е гг. XVIIIв. миссионер-иезуит Йозеф Таффенталер на основе тридцатилетних личных наблюдений составил «Описание Индии».

В 1761-67 гг. большое научное путешествие по Аравии, Месопотамии, Египту и западному побережью Индии совершил Карстен Нибур. Он оставил «Описание Аравии» и «Путешествие по Аравии и др. странам».

В качестве характерных черт развития этнографии во второй половине XVII-XVIIIвв. отметим следующие:

  1. Началось становление сравнительно-исторического метода: самым ранним автором, пытавшимся использовать сравнительно-исторические построения (применительно к религии), был английский философ Джон Толанд. «Отцом же данного метода считают Лафито.

  2. Появилась общая схема всемирно-исторического развития человечества, основанная на этнографических материалах.

  3. Отсталые народы стали рассматриваться как представители ранней стадии этого развития, а сведения о них – переноситься на европейскую старину.

  4. Этнографические данные начали использоваться как аргумент в идейно-политической борьбе.

Основными путями сбора этнографического материала в XVII–XVIIIвв. были:

    1. Миссионерские путешествия.

    2. Дипломатические путешествия.

    3. Научные путешествия.