logo search
KSE_Naydysh

Контрольные вопросы

1. Наука в системе культуры. Классификация наук.

2. Естествознание как отрасль научного познания. Уровни естественно-научного познания.

3. Проблема двух культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству.

4. Методы естественно-научного познания.

5. Эволюционные и революционные периоды развития естествознания.

6. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания.

7. Наука в цивилизациях древности.

8. Развитие естествознания в эпоху классической античности.

9. Естествознание эллинистически-римского периода.

10. Геоцентрическая система мира К. Птолемея.

11. Познание природы в эпоху Средневековья.

12. Мировоззренческая революция эпохи Ренессанса.

13. Коперниканская революция, ее мировоззренческое и методологическое значе­ние.

14. Создание классической механики — первой естественно-научной фундамен­тальной теории.

15. Развитие естествознания в XVIII в.

16. Важнейшие открытия в естествознании первой половины XIX в.

17. Методологические установки классической физики.

18. Методологические установки классической астрономии.

19. Методологические установки классической биологии.

20. Теория электромагнитного поля. Вещество и поле.

21. Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв.

22. Основные идеи, понятия и принципы специальной теории относительности.

23. Основные идеи, понятия и принципы общей теории относительности.

24. Основные идеи, понятия и принципы квантовой механики.

25. Фундаментальные физические взаимодействия.

26. Мир элементарных частиц. Классификация элементарных частиц.

27. Теории элементарных частиц (квантовая электродинамика, теория кварков, теория электрослабого взаимодействия, квантовая хромодинамика).

28. Проблема единства физики. На пути к Великому объединению.

29. Методологические установки неклассической физики.

30. Солнечная система и ее происхождение.

31. Звезды и их эволюция.

32. Общее представление о галактиках и их изучении. Понятие Метагалактики.

33. Формирование релятивистской космологии; ее основные понятия и принципы.

34. Эволюция Вселенной. Модель «горячей Вселенной».

35. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций.

36. Антропный принцип в космологии.

37. Методологические установки неклассической астрономии XX в.

38. Основные особенности биологии XX в.

39. Основные понятия и представления генетики.

40. Создание синтетической теории эволюции. Основные идеи, понятия и прин­ципы синтетической теории эволюции.

41. Революция в молекулярной биологии. Достижения молекулярной биологии и генетики в XX в.

42. Методологические установки неклассической биологии.

43. Особенности живых систем.

44. Основные уровни организации живого (общая характеристика).

45. Молекулярно-генетический уровень организации живого.

46. Онтогенетический уровень организации живого.

47. Популяционно-видовой уровень организации живого.

48. Биоценотический уровень организации живого.

49. Возникновение жизни на Земле. Мировоззренческое значение проблемы про­исхождения жизни.

50. Развитие органического мира (начальные этапы эволюции жизни).

51. Развитие органического мира (основные пути эволюции растений и жи­вотных).

52. Современный экологический кризис и пути его преодоления.

53. Проблема происхождения человека и общества, ее мировоззренческое зна­чение.

54. Предпосылки (биотические и абиотические) возникновения человека и обще­ства.

55. Возникновение труда и социальных отношений.

56. Генезис сознания и языка.

57. Проблема самоорганизации систем живой и неживой природы.

58. Понятия и принципы синергетики.

59. Характеристики самоорганизующихся систем (открытость, нелинейность, диссипативносгь).

60. Синергетика о закономерностях системной самоорганизации.

61. Принцип глобального эволюционизма.

62. Формирование постнеклассической науки XXI в.

63. Наука и квазинаучные формы духовной культуры.