logo search
лекции по этнологии

Лекция 2 этнология в структуре научного знания

Этнология тесно связана с рядом гуманитарных, обществоведческих и естественных научных дисциплин, в сфере интересов которых находятся различные стороны человеческой деятельности и сам человек. За годы становления и развития этнологии в научной среде менялось представление о ее месте и роли в научно-познавательном процессе. Соответственно этому изменялось и ее место в структуре научного знания. Так до середины 60-70-х годов 19в. господствовало представление о тесной связи этнологии с естественно- научными отраслями знания: географией, физической антропологией, биологией. Затем, по мере роста популярности среди научного сообщества идей социальной и культурной эволюции, возобладала точка зрения о гуманитарной и, в первую очередь, исторической природе этнологического знания. В начале 20-го века на фоне упадка эволюционного направления в этнологии и развития новых школ, рассматривавших социальную сторону жизни этнических и культурных сообществ значительное число представителей этнологов и социальных антропологов стали относить этнологию именно к обществоведческим наукам. Таким образом, в различных научных традициях и с точки зрения представителей различных теоретических направлений этнология может быть отнесена ко всем трем выше названым научным циклам. Такое широкое трактование места этнологии в структуре научного знания лишний раз подчеркивает широту ее предметной области и универсальность исследовательноского поля.

Приступим к рассмотрению взаимосвязи этнологии с другими науками в хронологическом порядке - как это было представлено выше. Итак, связь этнологии с естественно- научными дисциплинами Здесь, без сомнения стоит начать с раскрытия того как этнология связана с географией, поскольку именно между двумя этими науками такая связь представляется наиболее давней и тесной. Ведь, еще с античности этнология и география фактически представляли собой единую сферу научного познания окружающего мира, которая позже получит название- страноведение. Ученых, которых можно отнести к представителям этой отрасли античной научной мысли изучали и природу и население различных стран. Хотя уже в этот период отдельные ученые уделяли большее внимание землеведческим вопросам, познанию форм Земли, ее размерам, природным условиям, среди них Птолемей, Эратосфен, Дикеарх. А другие, наоборот, основное внимание обращали на изучение народов, их культурно-бытовых особенностей, делали попытки осмыслить тот или иной обычай, обряд, к ним относились Геродот, Страбон, Тацит, Юлий Цезарь. Слитное развитие этнологии и географии продолжалось в средние века и новое время. Полное разделение произошло лишь вXIXв., когда стало очевидно, что в основе развития человеческого общества и природы лежат различные законы развития, а природно-географические условия более не являются определящими для абсолютного большинства человеческого сообщества. Тем не менее, связь между науками сохранилась до настоящего времени, а в советской науке первых десятилетий советской власти –до начала 1930-х годов были попытки сохранить этнологическое знание именно как часть естественно- научного, рассматривая этнографию в тесной связи с географической проблематикой. В этнологии по-прежнему широко используется географическая классификация народов Земного шара в качестве одной из вспомогательных. А последние десятилетия наметилось междисциплинарное сотрудничество в рамках такого направления как этногеография.

Этнология и экология.Экология охватывает все аспекты существования органического мира. Экология человека выделяется особо, так как человек существо не только биологическое, но и социальное. Поэтому при взаимодействии человека с природой нужно учитывать не только биологические, но и социальные факторы. Не случайно, что на стыке двух наук стало развиваться такое научное направление как этноэкология, предметом которой является комплексное изучение связи этносов с природно-географическими условиями их проживания. У каждого народа за длительный период существования сложилась своя система связей с окружающей природной средой. Для отражения характера этих связей используется понятие адаптация. При полной адаптации этническая общность включена в природно-географический ландшафт и биологическую цепочку региона проживания настолько, что не оказывает на него негативного влияния, выступая фактически как звено биологической цепи. И изменение этих связей часто приводит к негативным последствиям. Например, у эскимоса может наступить перегрев организма при температуре, которая жителю Южной Индии покажется нормальной и наоборот. У негров, завезенных в Америку, характер заболеваний отличается от заболеваний людей, прибывших из Европы. В частности, широкие носовые отверстия являются причиной болезней органов дыхания. То же самое может происходить и в области культуры. Непродуманное изменение каких-либо элементов традиционной культуры может серьезно сказаться и на здоровье представителей этнической общности. Например, распространение миссионерами европейской одежды среди народов, живущих во влажном климате с частыми ливнями, большой влажностью приводило к частым простудным заболеванием. Имеются и примеры, частичной адаптации самого этноса, когда он не полностью приспособлен к окружающим условиям. Это может быть связано как с недостаточным уровнем социально-экономического развития, что не позволяет наилучшим образом использовать природные условия в хозяйственной деятельности. В частности, малочисленные племена, живущие в бассейне реки Амазонки, далеко не использовали все богатство тропического леса; или оленеводы- чукчи не могли до знакомства с русскими строить добротные дома и часто мерзли в своих легких чумах.

Этнология и физическая антропология.Среди других наук весьма близкой к этнологии является физическая антропология, поскольку общим предметом исследований для них являются вопросы происхождения рас, их распределения по регионам и континентам, изменение физического облика людей в результате культурно-исторического процесса, антропологического состава этносов. При этом каждая из наук сохраняет свою самостоятельность, так как физическая антропология была и остается наукой о биологической, физической природе человека. В отличие от нее этнология ориентирована на исследование социальных изменений и изменений этнических общностей. При этом в настоящее время во взаимосвязях двух наук существует некоторая неопределенность, вызванная развитием таких научных направлений как социальная и культурная антропология.

Этнология и история.С расширением популярности идей эволюции в этнологическом и антропологическом ( в широком смысле ) знании в научных сообществах различных стран и особенно там, где эти идеи получили наибольшую поддержку среди ученых специалистов этнологию все чаще стали рассматривать как часть обще гуманитарного знания, которая в наибольшей степени может решать различные исторические проблемы. А эти вопросы стали в тот период одними из наиболее актуальных и не только в научном сообществе, но и в рамках политического, а в основе своей- социально-экономического взаимодействия различных государств. Поэтому этнология стала все чаще ассоциироваться с историко-гуманитарным знанием. И для этого имелись достаточно весомые причины, поскольку любое общество или народ является субъектом исторического процесса и имеет свою историю. С начала 1930-х годов этнология( относится к циклу исторических дисциплин, поэтому связь двух наук достаточно очевидна. В то же время существуют принципиальные различия в предметной области истории и этнологии. Историческая наука обращается к проблемам, событиям современного общества, но любое событие современной жизни она рассматривает как конечный этап прошлого, то есть фокус научного интереса всегда ретроспективен. В отличие от этого этнология изучает как прошлые, таки и современные процессы и отчасти прогнозирует будущее. Существуют различия и в источниковой базе двух наук. Основным источником для историка является письменный источник, в то время как для этнолога это один из источников, наряду с вещественными.

Этнология и археология.Этнология тесно связано с археологией. Археология также изучает культуру и быт народа, только давно прошедших эпох. Они решают общую задачу – выявление этапов истории формирования и развития народов, их культуры и быта. И если археологи делают свои выводы на основе культурно-бытовых предметов, найденных при раскопках, находящихся в земле, то этнологи исторические вопросы решают на основе изучения культурно-бытовых предметов, еще не ушедших в землю, пусть уже не бытующих, но так или иначе хранящихся у своих владельцев.

Этнология и языкознание. Язык является одним из важнейших признаков, которые отличают один народ от другого. Языкознание – это наука о языке. Она изучает общее строение, функционирование и историческое развитие языка. Изучает язык во всем объеме его свойств и функций. На языке, его фонетике, лексике, грамматике написана и история народов. С помощью анализа языка можно решать вопросы, связанные с историей формирования и развитием народов. В науке имели место даже попытки представить эту связь как определяющую. Так согласно теории американских лингвистов и культурных антропологов Сепира и Уорфа культура и психология любого этноса является лингвистически обусловленной, т.е. формируется и развивается в рамках конкретного языка, поскольку не только все явления передаются в определенных формах и категориях, имеющихся в данном языке, но и сам процесс мышления связан и происходит в рамках определенных языковых конструкций. Кроме того, в современных этнологических школах большое внимание уделяется символической роли языка в жизни этнической общности.

Этнология и фольклористика. Фольклористика – наука о народном творчестве. В задачу фольклористики входит анализ художественных особенностей произведений фольклора с точки зрения их формы, содержания, поэтического и музыкального языка. Этнологию произведения фольклора интересуют потому, что в них содержится богатейший материал по народному быту, обо всех элементах материальной, социальной и духовной культуры народа.

Этнология и психология.Взаимосвязь этнологии и психологии имеет давнюю историю и датируется 1859годом, когда увидела свет книга двух немецких ученых Лацаруса и Штейнталя- «Мысли о народной психологии», в которой они обосновывали необходимость формирования новой научной дисциплины- народной психологии. Впоследствии данная отрасль научного знания получила развитие не только в Германии, где плодотворно развивал идеи Лацаруса и Штейнталя выдающийся психолог Вильгельм Вундт. Результатом его многолетних научных исследований стал многотомный труд «Психологи народов». Но и в США в рамках научной школы « культура и личность», которая на несколько десятилетий стала ведущей в американской культурной антропологии и положила начало новой отрасли знания «психологической антропологии». Наконец, с начала 20-го века экспериментальные исследования психологов в области изучения культуры различных народов привело к оформлению еще одного междисциплинарного направления «кросс- культурная психологи». В целом все направления, развившиеся на стыке этнологии и психологии, объединяют в рамках общей междисциплинарной области знаний -этнопсихологии. Предметное поле этнопсихологии включает в себя вопросы этнических особенностей психики людей, национального характера, этнического самосознания и этнической самоидентификации, культурно-психологических характеристик этнических групп, семейно-родственных отношений в разнообразной культурной среде. В настоящее время этнопсихология динамично развивающееся научное направление, в том числе и в России.

Этнология и социология. Социология и этнология имеют общую историю и единые корни. Изначально социология складывалась как наука о формах совместной жизни и деятельности людей и поэтому предметом ее изучения были формы человеческой социальности: социальные группы, социальная структура, социальные институты. Центральной категорией социологии является общество. Одной из форм социальной организации является этнос. Но социология стремится преимущественно к исследованию больших и сложных общностей. В то время как этнология изучает различные виды социальных общностей как крупные- этносы, так и небольшие этнические группы. Методы исследования в социологии и этнологии также близки, но в их использовании у каждой науки свои особенности. Социолог, как правило, работает с письменными источниками и документами, а этнолог – с устными и невербальными (разговорной речью, изображениями, жестами и т.д.). Тем не менее, близость и широта взаимных научных интересов обеих научных дисциплин привели к тому, что в 30-е гг. ХХ в. на стыке двух наук сформировалось отдельное научное направление – этносоциология. Основоположником ее стал немецкий ученый Рихард Турнвальд, по мнению которого это прикладная наука, которая должна изучать взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых стран. В отечественной науке данное направление сформировалось в середине 1960-х гг. Предмет изучения отечественной этносоциологии был сформулирован емкой формулой: «этносоциология изучает социальное в этническом и этническое в социальном».

Этнология и демография. Одной из серьезных проблем, которой занимаются этнологи при анализе этнических общностей является изучение демографических процессов. Режим воспроизводства населения, определяющий естественный прирост и, прежде всего, уровень рождаемости зависит от бытующих брачных обычаев, традиционного отношения к безбрачию, многодетности и от других факторов, связанных с этнической спецификой. Этими же факторами зачастую определяются смертность, миграция, заболеваемость, долгожительство. Знание демографических особенностей у отдельных народов имеет большое значение для понимания многих современных социальных проблем. Не случайно на стыке двух наук в последние десятилетия сформировалась новая дисциплина- этнодемография, которая всесторонне изучает особенности демографического поведения этнических общностей.