logo search
Анатомия нервной системы

Введение

Анатомия нервной системы является одним из разделов анатомии человека, в котором рассматриваются строение и развитие головного и спинного моз­га, а также периферической нервной системы, включающей нервы, нервные узлы (ганглии), нервные сплетения и автономную нервную систему. Сама же анатомия, изучающая строение тела человека, его внешнюю форму, а также развитие и строение отдельных органов и систем органов, обеспечивающих все жизненные проявления организма, относится к числу базовых (фунда­ментальных) наук о человеке.

В анатомии нервной системы находит отражение важный принцип единства строения организма и его функций. Наряду с физиологией, антро­пологией, генетикой и другими медико-биологическими и психолого-педа­гогическими дисциплинами она закладывает фундаментальные знания о закономерностях жизнедеятельности организма человека, определяющих характер и особенности его поведения.

Известно, что в основе поведения человека, как и поведения всех других живых существ, лежит удовлетворение различных потребностей, которые в значительной степени определяются строением и функциональными возможностями их собственного организма. Удовлетворение потребностей живого существа, позволяющее ему выжить и оставить жизнеспособное потомство, означает его успешную адаптацию к условиям существования. Во взаимодействии с внешней средой каждый организм вырабатывает адап­тационные формы поведения, которые у подавляющего большинства животных, и человека в том числе, осуществляются при самом непосредст­венном участии нервной системы.

В соответствии с принятой в отечественной науке концепцией нервизма, Нервная система играет основополагающую роль в регулировании всех про­явлений жизнедеятельности организма и его поведения. У человека нервная система

•     управляет деятельностью различных органов и их систем, составляю­ щих целостный организм;

•     координирует процессы, протекающие в организме, с учетом состоя­ ния внутренней и внешней среды, анатомически и функционально связывая все части организма в единое целое;

•     посредством органов чувств осуществляет связь организма с окружа­ ющей средой, обеспечивая взаимодействие с ней;

•     способствует становлению межличностных контактов, необходимых для организации социума.

Поэтому для психолога так важно изучение анатомии нервной системы. Не располагая знаниями о ее строении и развитии, невозможно разобраться во всем многообразии функциональных проявлений организма человека, включая различные формы психической деятельности.

Анатомия нервной системы сложилась как аналитическая наука, так как в ее основе лежит анализ, т. е. расчленение сложноустроенного мозга на составляющие его элементы. Для этих целей используются различные мето­ды исследования: рассечение (препарирование), изготовление тонких срезов и избирательное окрашивание их, заполнение кровеносных и лимфатиче­ских сосудов консервирующими жидкостями и окрашенными массами, рентгенография, компьютерная томография и другие современные методы исследования. Широко используются также микроскопические методы, с помощью световых и электронных микроскопов позволяющие изучить тон­кое строение нервной ткани и структурные взаимоотношения нейронов.

Прежде чем перейти к конкретному изложению материала по анатомии нервной системы, необходимо сделать краткий обзор основополагающих представлений о строении человеческого тела.

Организм человека устроен удивительным образом. Он включает огром­ное число различных структур, начиная от клеток и кончая сложными систе­мами органов, такими как нервная и кровеносная. Достаточно сказать, что число клеток в организме человека достигает астрономической величины — 1016, из которых ежедневно обновляется несколько миллионов. Вместе с тем все анатомические структуры человека тесно взаимосвязаны и взаимодейст­вуют между собой таким образом, чтобы обеспечить адекватное и целесооб­разное поведение организма в постоянно меняющихся условиях окружаю­щей среды.

Положение человека в природе. Человек является представителем животного мира и продуктом эволюции жизни на Земле. В силу этого и стро­ение тела человека, и его функции подчиняются общим биологическим зако­номерностям, которым подчиняются все остальные живые формы.

По своим биологическим характеристикам человек относится к типу хордовых и подтипу позвоночных (отличительной особенностью подтипа по­звоночных является наличие метамерно устроенного позвоночного столба, составляющего осевой скелет туловища); классу млекопитающих и семейст­ву гоминид. Современный человек (Homo sapiensчеловек разумный) поя­вился около 50-30 тысяч лет назад. По сравнению с продолжительностью общей эволюции жизни на Земле (около 5 млрд. лет) это очень небольшой срок. Между тем за это время человек сделал гигантский шаг в своем раз­витии.

Среди ныне живущих на Земле животных человек является социальным существом. Он живет в обществе и многими своими особенностями обязан

именно этому. Развитие человека шло не по пути изменения строения его тела и поведения, т. е. выработки прямохождения, значительного развития головного мозга, формирования руки и превращения ее в орган самообслу­живания и орган труда, становления членораздельной речи и т. п. Для чело­вечества в целом характерно развитие культуры и создание запаса знаний, которым оно пользуется сообща и который увеличивается из поколения в поколение. Таким образом, на физическое развитие человека оказывают влияние не только природно-биологические факторы, но и факторы соци­альной среды, в которой развивается каждый индивидуум.

Все признаки, присущие живой материи, свойственны и человеку. К чис­лу основных таких признаков следует отнести:

•     потребность в постоянном притоке веществ извне, обеспечивающем организм пластическими и энергетическими материалами;

•     активное перемещение в пространстве;

•     изменчивость, благодаря которой организм адаптируется к окружаю­ щей среде;

•     наследование генетических признаков, т. е. способность родителей передавать потомству генетическую информацию, обеспечивающую развитие морфологических, физиологических и биохимических при­ знаков;

•     рост и развитие;

•     способность к воспроизведению себе подобных (репродукция).

Помимо этого человеку присущи:

•     способность к защите своей внутренней среды от чужеродных агентов — иммунитет и

•     способность к разумной психической деятельности.

Все перечисленные выше признаки имеют свое структурно-функцио­нальное обеспечение, в том числе со стороны нервной системы.

Развитие организма человека. Индивидуальное развитие человека (онтоге­нез) начинается с момента оплодотворения, когда происходит слияние жен­ской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид) половых клеток. Начальные этапы развития протекают в половых путях женщины, поэтому весь онтоге­нез принято делить на пренаталъный и постнатальный (от лат. natus — роды) периоды, т. е. дородовой и послеродовой.

В пренатальном (внутриутробном) периоде онтогенеза в свою очередь выделяют зародышевый (эмбриональный) и плодный (феталъный) периоды. Пер­вый длится 2 месяца, второй — с 3-го по 9-й включительно (рис. 1).

В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, которые постепенно дифференцируются в зачатки всех типов тканей (гистогенез). В течение второго месяца внутриутробного развития образуются органы (органогенез); в основных чертах формируются части тела: голова, шея, туло-

Рис. 1. Пренатальный период развития человека.

 

Рис. 2. Изменение длины и пропорций тела в процессе постнатального роста и развития организма.

вище и конечности. С 3-го месяца начинается интенсивный рост и развитие тела плода, продолжающийся и после рождения ребенка.

С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни инди­видуума и его адаптация к окружающей среде. Вновь приобретаемые призна­ки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования. Физическое развитие индивидуума ха­рактеризуется весом, ростом и размерами отдельных частей тела (рис. 2). Эти показатели в течение жизни изменяются неравномерно. Ускоренный рост наблюдается в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 11-12 до 15—16 лет), при этом изме­няются и основные пропорции тела. Параллельно с ростом наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается и наступает относительно стабильный период существования — зрелый возраст. После 55—60 лет человек начинает посте­пенно стареть, и в ряде органов возникают склеротические изменения. Это в свою очередь вызывает снижение различных функций организма.

В процессе развития и роста организма и формирования его нервной сис­темы меняется характер и уровень потребностей человека. У новорожденного доминируют витальные потребности, связанные с осуществлением жизненно важных функций: питания, дыхания, сна и т. п. Постепенно формируются и интенсивно развиваются разнообразные физиологические потребности, свя­занные с перемещением в пространстве, с усвоением различных пищевых веществ, ростом и развитием, а также самостоятельным выполнением и про-

извольным регулированием физиологических функций. Сравнительно рано, уже на первом году жизни, начинают формироваться познавательные потреб­ности, особенно в период раннего детства (1-3 года) и позднее на протяжении дошкольного и школьного периодов развития ребенка. Формирование соци­ально-коммуникативных потребностей занимает довольно длительный период онтогенеза, включая зрелую жизнь индивидуума. В период полового созрева­ния в развитии личности субъекта доминируют социально-коммуникативные потребности. Вершиной в развитии личности являются творческие потребно­сти, связанные с накоплением новых знаний и культурных ценностей. Нача­ло формирования этих потребностей следует отнести к концу раннего детства и переходу к дошкольному периоду развития. Однако доминирующей моти-вационной основой они могут стать позднее, когда личность человека уже сформирована, и наступает период зрелого существования.

Основные структурные уровни построения организма. В теле человека раз­личают четыре основных структурных уровня организации: клетки, ткани, органы и системы органов,

Рис. 3. Строение клетки.

Клетка (cellula, cytos) — элементарная единица организма, на уровне которой осуществляются процессы ассимиляции (усвоения веществ) и дис­симиляции (разложения веществ), лежащие в основе жизнедеятельности.

Рис. 4. Основные типы тканей.

Развитие организма начинается с одной клетки (оплодотворенной яйцеклет­ки, или яйца); число клеток увеличивается путем деления до 1016 у взрослого человека, причем клетки всех органов и тканей постоянно обновляются.

Клетки тела человека различаются по своим размерам и форме, но имеют единый план строения. Каждая клетка снаружи окружена плазматической мембраной, или плазмалеммой, внутри которой заключена цитоплазма и яд­ро (рис. 3). В ядре сосредоточена ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), играющая ключевую роль в хранении и передаче генетической информации. В цитоплазме находятся органеллы (митохондрии, лизосомы и др.) и различ­ные включения, необходимые для жизнедеятельности клетки.

Ткань (hystos) — исторически сложившаяся совокупность клеток и внекле­точного вещества, обладающих общностью происхождения, строения и функ­ции. Выделяют четыре основных типа тканей (рис. 4). Пограничные (эпители­альные) ткани образуют наружный покров тела и выстилают полости внутрен­них органов. Они выполняют защитную функцию, а также могут всасывать и выделять различные вещества, принимая участие в обмене веществ. Ткани внутренней среды включают кровь, лимфу и различные виды соединительных тканей, в том числе хрящевую и костную. Особенностью этих тканей является хорошо развитое межклеточное вещество. К мышечным тканям, выполняю­щим сократительную функцию, относятся поперечнополосатая, из которой состоит мускулатура скелетных мышц, мышечная ткань сердца и гладкая мы­шечная ткань, образующая мышечную оболочку внутренних органов. Из нерв­ной ткани построена вся нервная система. Основная функция нервной ткани связана с восприятием, проведением и передачей нервного возбуждения.

Орган (organon) — анатомически обособленная часть тела, исторически возникшая как единое целое образование, специализировавшееся на выпол­нении определенных функций. Каждый орган имеет характерные для него форму и строение и занимает определенное положение в организме.

В зависимости от развития и строения в органах выделяют крупные части — доли, сегменты (при этом учитывается ветвление выводных протоков и крове­носных сосудов) и более мелкие и многочисленные — дольки. Самым мелким структурным подразделением является структурно-функциональная единица органа — наименьшая его часть, способная выполнять все присущие этому орга­ну функции. На уровне структурно-функциональной единицы достигается необходимое структурное и функциональное согласование различных тканевых компонентов, принимающих участие в построении паренхимы органа. Про­странственная организация паренхимы определяется кровеносными сосудами микроциркуляторного уровня, обеспечивающими обменные процессы в органе. Структурно-функциональной единицей нервной системы является нейрон.

Система органов представляет собой совокупность органов и других анато­мических образований, имеющих общее происхождение, общий план строе­ния и выполняющих единую функцию в организме (рис. 5). К таковым отно­сятся: скелетная, мышечная, пищеварительная, дыхательная, мочевая, половая, сердечно-сосудистая, лимфоидная, общий покров тела и нервная системы.

Рис. 5. Органы дыхательной и пищеварительной систем.

Если органы объединены общностью выполняемой ими функции, но имеют различное происхождение и строение, то говорят об аппарате. Мож­но выделить аппарат движения (опорно-двигательный), объединяющий скелетную и мышечную системы; эндокринный аппарат — совокупность различных по развитию желез внутренней секреции.

Рис. 6. Части тела человека.

Части тела и полости тела. Тело человека подразделяют на голову (caput), шею (collum), туловище (truncus), верхние и нижние конечности (membra superiores et membra inferiores).

В составе туловища различают спину (dorsum), грудь (thorax), живот (abdomen) и таз (pelvis); в составе верхней конечности — плечо (brachium), предплечье (antebrachium) и кисть (manus); в составе нижней конечности — бедро (femur), голень (eras) и стопу (pes) (рис. 6).

Элементами скелета ограничены: а) полость черепа, которая сообщается с полостью позвоночного канала; в них располагаются головной и спинной мозг; б) грудная полость; в) брюшно-тазовая полость (рис. 7). Органы, распо­ложенные в грудной и брюшно-тазовой полостях, покрыты специальными серозными оболочками. Эти оболочки выстилают и стенки полостей. В ре­зультате органы, находящиеся в этих полостях, могут свободно изменять

Рис. 7. Полости тела.

свою форму и размеры в различные фазы функционирования независимо от работы опорно-двигательного аппарата.

Для описания положения частей тела и органов, а также их внутреннего строения в анатомии используются специальные плоскости или сечения (рис. 8). Сагиттальная плоскость разделяет тело и органы на правую и левую части или отделы. Если сагиттальная плоскость проходит через середину тела, ее называют срединной плоскостью; она делит тело на зеркальные пра­вую и левую половины. Горизонтальная плоскость пересекает тело и органы поперек, разделяя его на головной (краниальный) и хвостовой (каудальный) отделы. Множественная симметрия участков тела относительно горизон­тальных плоскостей называется метамерией. Фронтальная плоскость делит тело и органы на передний (вентральный) и задний (дорсальный) отделы. Указанные плоскости располагаются взаимно перпендикулярно.

Половой диморфизм. Явление полового диморфизма у человека, как и у других животных, связано с половым способом размножения и образованием двух типов гамет (половых клеток): яйцеклеток, развивающихся в женском организме, и сперматозоидов — в мужском организме. Помимо различий в строении органов половой (репродуктивной) системы у мужчин и женщин имеются характерные различия в телосложении, а также в степени развития

Рис. 8. Анатомические плоскости (сечения) мозга.

отдельных органов (вторичные половые признаки). Половой диморфизм в строении нервной системы выражен незначительно и связан в основном с раз­личиями массы головного мозга (у мужчин в среднем на 150 г больше, чем у женщин). Эти различия обусловлены различиями в общих росто-весовых параметрах, поскольку в среднем мужчины крупнее женщин.

Конституция человека. Это понятие отражает комплекс индивидуальных морфологических и физиологических особенностей организма, складываю­щихся в определенных социальных и природных условиях. Конституцио­нальные особенности проявляются также в реакциях организма на разные воздействия (температурные, болевые, различные нагрузки и пр.). Внешнему строению тела соответствует определенное расположение органов и их внут­реннее строение. В анатомии принято различать три типа конституции (тело­сложения) человека (рис. 9).

Долихоморфный {астенический) — высокий или выше среднего рост, отно­сительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза. Внутренно­сти обычно лежат ниже, как бы опущены, и по размерам они меньше, чем у индивидуумов других типов. Кроме того, улиц астенического телосложения относительно велик объем органов нервной системы.

Рис. 9. Типы конституции человека.

Брахиморфный (гиперстенический) — средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, значительный объем груди и живота, отно­сительно широкие плечи, короткие конечности, большой угол наклона таза. Внутренние органы относительно большего размера и лежат выше, чем у представителей других типов конституции.

Мезоморфный {нормостенический) — средний тип, занимающий промежу­точное положение. Особенностью представителей данного типа является, как правило, пропорциональное строение тела и достаточно хорошо разви­тая мускулатура.

Анатомическая терминология. Анатомические термины служат для обозна­чения и описания отдельных анатомических образований. Они играют суще­ственную роль не только в медицинской практике, но и в психологии, так как являются терминообразующими понятиями. Существует специальная ана­томическая номенклатура, в которой приводится систематический перечень всех анатомических терминов, в том числе и по нервной системе. В данном учебном пособии анатомические термины даются по международной анато­мической номенклатуре, принятой Федеративным комитетом по анатомиче­ской терминологии (FCAT, 1998).

Ниже приводится перечень некоторых наиболее часто употребляемых анатомических терминов.

Передний (anterior)                                  задний {posterior)

Дистальный (более удаленный; distalis) проксимальный (более близкий; proximalis) Дорсальный (спинной; dorsalis)            вентральный (брюшной; ventralis)

Верхний (superior)                                     нижний (inferior)

Головной (cranialis)                                 хвостовой (caudalis)

Фронтальный (frontalis)                           сагиттальный (sagittate)

Горизонтальный (horisontalis)              вертикальный (verticalis)

Латеральный (боковой; lateralis)           медиальный (ближе к середине; medialis) Срединный (medianus)

Наружный (extemus)                                 внутренний  (intemus)

Соматический (телесный; somaticus)   внутренностный (visceralis) Правый (dexter)                                          левый (sinister)