Лекция 6 развитие этнографии в период средневековья и эпоху в.Г.О.
Традиционно весь период средневековья делится на два этапа: раннее средневековье V–XIвв. и позднееXI– кон.XVвв.
Ранее средневековье характеризовалось общим упадком экономического потенциала, феодальной раздробленностью и, как следствие, снижением общего уровня научных знаний, в сравнении с античной эпохой. В то же время это время распространения двух мировых религий – христианства и ислама, оказавших определяющее значение на культурное и политическое развитие Евразии.
Наиболее ранние труды, содержащие этнографический материал, написаны учеными Восточной Римской империи, которая в отличие от Западной выстояла под натиском варварских племен, что позволило сохранить традицию, оставшуюся от античности.
К VIв. относятся труды Прокопия Кесарийского («История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами»), Агафия (продолжателя Прокопия). Прокопий был первым из византийских историков, имевшим возможность непосредственно наблюдать славян во время их борьбы за Балканы. Сведения о народах, с которыми воевали византийцы (аварах, славянах, народах Ирана), содержатся в написанной около 630 года «Истории» Феофилакта Симокатты.
Сохранились описания путешествий византийцев: купца Космы Индикоплова (VIв.), написавшего « Христианскую топографию», которая содержит наблюдения о народах Аравии, Африки, Передней Азии.
В 30-е – 50-е гг. Xв. появились два сочинения византийского императора Константина Багрянородного, одно из которых называлось «О народах» и содержало ценные этнографические сведения.
Очень важный вклад в собирание этнографического материала в этот период внесли арабские путешественники.
Среди них было много отличных наблюдателей и повествователей. Они оставили описания природы и населения многих стран Европы, Северной Африки, Центральной и Южной Азии. Важно отметить, что сбор этнографического материала арабы проводили, применяя научную методику. Для большей объективности, получаемой информации арабы спрашивали об одном и том же несколько разных информаторов. Среди крупных путешественников, труды которых дошли до наших дней, следует назвать таких как Аль-Масуди, жившего в Х в. Он посетил Персию, Армению, Индию, путешествовал по Египту, Греции, был в Сев. Африке. Результат своих путешествий он изложил в книге «Золотые луга». В Х в. много путешествовал другой араб Ибн-Фадлан, который в 921 г. приезжал вместе с посольством халифа к нам на Волгу и сыграл важную роль в принятии булгарами ислама. Результатом стала написанная им книга «Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу». В этой книге, переведенной в 1947 г. на русский язык, содержатся сведения о жизни и нравах булгар, хазар, руссов. Всего в период с Х по ХIIIвв. на Волгу приезжало около 150 арабских путешественников. ВIXв. среднеазиатским автором Махмудом Кангарским был создан известный труд «Тюркский словарь». Это трехтомное сочинение, содержащее сведения о материальной и духовной культуре тюркских народов. ВXIIв. арабским ученым Ибн-Якута была создана шеститомная географическая энциклопедия. В целом вклад арабов в собрание этнографического материала очень большой. Они создали крупные научные труды. Материалы, собранные ими, весьма достоверны, т.к. арабы применяли при сборе методы, используемые наукой и в настоящее время. Они перевели на арабский язык многие труды античных ученых и тем самым сохранили их для науки.
Определенный вклад в расширение этнографического кругозора в этот период внесли норманны (или викинги). Они поднимались по р. Сена до Парижа, утвердились на берегах Ла-Манша. В IXв. окрыли Исландию и основали Рейкьявик (от норв. «рейк» - «дымится», «вик» - «поселение»). Норманн Эрик Рыжий открыл Гренландию, дал название «зеленая земля» вXI–XIIIв. там было до 50 поселений и 12 церквей. Норманны побывали в Америке, открыл ее Лейф Эриксон. В 1887 г. в Бостоне был воздвигнут памятник с надписью «Подлинному открывателю Америки». Бывали норманны на Руси, спускались по Днепру до Черного моря, доходили до Константинополя. Этот путь получил название «из варяг в греки». Но несмотря не обширную географию, вклад в наполнение этнографического материала был незначителен, так как записей о путешествиях не велось, лишь в форме устного народного творчества (саг и песнопений). Ничего существенного, с точки зрения этнографии, не принесли и крестовые походы.
Первое этнографически содержательное известие о восточных странах пришло в Европу незадолго до монгольского нашествия. Монах-доминиканец Юлиан совершил два путешествия на Восток (в 1235 и 1238 гг.) в Поволжье и Приуралье, с целью найти и обратить в христианство венгров, оставшихся, согласно старым хроникам, где-то в этих краях.
Два путешествия в монгольские степи с дипломатической миссией совершили два других монаха – итальянец Плано Карпини (1245-47 гг.) и фламандец Виллем Рубрун (1253-55 гг.). Первый написал книгу «Путешествие в Восточные страны», а второй «Историю Монголию». Их сочинения стали достоянием тогдашнего европейского образованного общества.
Но особенно интересным стало путешествие венецианского купца Марко Поло. Он 15 лет (1271-86 гг.) прожил в ставке монгольского хана Хубилая в г. Каракарум в Китае. Он хорошо изучил язык, много путешествовал по стране, плавал по морям, омывающим с Востока Китай. По возвращении на родину он написал книгу «Путешествие Марко Поло» (1298 г.), в которой красочно описал много стран и народов и обычаи и обряды. Многие сведения, приводимые М. Поло, расценивались как фантастические, так как уровень развития экономики в Европе в тот период был невысок. Через 100 лет его книга переводится на многие европейские языки.
Накопление этнографического материала в тот период шло следующими путями:
по пути расширяющейся торговли;
по пути паломничества;
по пути миссионерских походов.
В целом, характеризуя этнографические знания в VконцеXVвв. можно отметить следующее:
1) объем этнографических сведений в Европе возрастал крайне медленно
2) существенного расширения этнографического кругозора, в сравнении с античностью, не произошло.
3) периодически появлявшиеся заметки путешественников о дальних странах не отличались систематичностью и были достоянием очень небольшого круга читателей и не давали оснований для серьезного научного обобщения.
наблюдений над бытом самих европейских стран не велось.
- Лекция 1 История формирования понятий этнология, этнография, антропология, их современная интерпретация. Предмет, объект, задачи и значение этнологии.
- Лекция 2 этнология в структуре научного знания
- Лекция 3 основные понятия и категории этнологии
- Лекция 4
- Методы исследования в этнологии
- Лекция 5 история развития этнологической науки с древних времен до эпохи вго
- Лекция 6 развитие этнографии в период средневековья и эпоху в.Г.О.
- Эпоха вго
- Лекция 7 накопление этнографического материала XVII первая половина XIX вв.
- Этнография в первой половине XIX в.
- Лекция 8 развитие этнологии в россии
- XII первая половина XIX вв.
- Лекция 9
- Научные школы в этнологии
- Лекция 10 классификация народов мира
- Географическая классификация
- Антропологические различия рас