Этнография в первой половине XIX в.
Большого прироста этнографических знаний о внеевропейских странах в это время не произошло. Населенные материки были открыты, их берега обследованы, а проникновение вглубь происходило медленно. Путешествия совершались преимущественно с географическими и естественнонаучными целями.
Зато необычайно возрос интерес европейцев к изучению собственных стран и народов. Интерес к европейской народной старине окреп на фоне антинаполеоновского движения в германоязычных странах (1805-1813 гг.). В 1810 г. появилась книга Фридриха Людвига Яна, писателя и общественного деятеля, «Немецкая народность», воспевавшая немецкую родину. В 1806-1808 гг. поэты Людвиг фон Арним и Клеменс Бретано выпустили сборник подвергнутых художественной обработке старинных немецких песен под названием «Волшебный рог мальчика». В 1812 и 1814 гг. появились два тома «Детских и домашних сказок», собранных братьями Якобом и Вильгельмом Гримм. В 1815 г. они издали древнеисландский эпос « Эдду».
Во Франции, созданная в 1804 г. «Кельтская академия» (позже «Общество древностей Франции») занималась сбором народных песен. В 1837 г. был издан полный текст средневековой поэмы «Песнь о Роланде», в 1839 г. – сборник бретонских народных песен. С 1843 г. выходили обширные сборники под названием «Народные песни и напевы Франции».
Литераторы Англии и Шотландии не основе местных исторических преданий сочиняли баллады, поэмы, исторические романы. Фольклором вдохновлялся известный сказочник Ганс Христиан Андерсен.
В Финляндии поэт, врач по профессии, Элиас Лернст, на основе древних песнопений – «рун», открытых в карельской части страны поэтом Топелиусом, написал «Калевалу» (1835 г.).
В Чехии под влиянием идей Гердера аббат Йосиф Добровский (1753-1829) занялся изучением славянских языков и создал их классификацию.
В первые три десятилетия XIXв., получившие название «Эпоха романтизма», теоретической основой фольклористики была так называемая «мифологическая школа». Окончательно мифологическая школа оформилась с появлением работы В. и Я. Гримм «Немецкая мифология» (1835 г.). Основные идеи школы:
- некогда существовал единый индоевропейский пранарод, говоривший на праязыке, разделяющий единую систему религиозных представлений.
- расселение индоевропейцев привело к распаду ее языковокультурного единства.
религиозные представления отражались в мифах. Из мифа возникла сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры.
Фольклор – бессознательное и безличное творчество «народной души», действительно национальное искусство возможно только при условии обращения к мифологии.
Собиранием и изучением фольклора в конце XVIIIнач.XIXвв. занимались философы, поэты, писатели и литературоведы – дилетанты в области знаний о культурах. Для этнологии мифологическая школа имела малое значение. Собранный «мифологами» фольклорный материал обширен, но в значительной части для научной разработки непригоден. Методология и теоретические выводы школы в большинстве оказались ошибочными.
В первой половине XIXв. определилось место этнологии в системе наук. Знаком превращения ее из расплывчатого и неопределенного «народоописания» в дисциплину с конкретным предметом и задачами стало создание научных этнологических обществ – Парижского (1839 г.), Американского (1842 г.), Английского (1843 г.).
- Лекция 1 История формирования понятий этнология, этнография, антропология, их современная интерпретация. Предмет, объект, задачи и значение этнологии.
- Лекция 2 этнология в структуре научного знания
- Лекция 3 основные понятия и категории этнологии
- Лекция 4
- Методы исследования в этнологии
- Лекция 5 история развития этнологической науки с древних времен до эпохи вго
- Лекция 6 развитие этнографии в период средневековья и эпоху в.Г.О.
- Эпоха вго
- Лекция 7 накопление этнографического материала XVII первая половина XIX вв.
- Этнография в первой половине XIX в.
- Лекция 8 развитие этнологии в россии
- XII первая половина XIX вв.
- Лекция 9
- Научные школы в этнологии
- Лекция 10 классификация народов мира
- Географическая классификация
- Антропологические различия рас