Научные школы в этнологии
Формирование первой собственно этнологической теории – эволюционизма началось около сер. XIX в. и было связано с общими научными установками и открытиями того времени. Среди них важнейшую роль сыграло утверждение в науке принципа развития. Логическим завершением применения принципа развития в естествознании XIX в. стала дарвиновская теория эволюции, ставшая безраздельно популярной, идея эволюции проникла и формирующуюся науку о человеке и культуре. Свою главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры, в сопоставлении уровней развития культуры разных народов. Идеи эволюционизма нашли своих приверженцев среди этнологов самых разных стран.
Старейшим представителем эв. шк. Считается Г. Клемм, опубликовавший в 1843-47 гг. пятитомную «Общую историю культуры человечества». Наиболее видными представителями эволюционизма стали: в Германии – Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц; во Франции – Шарль Летурно, в США – Льюис Генри Морган, в Англии – Герберт Спенсер, Джеймс Фрезер, Джон Леббок, Джон Мак-Леннан. Но основоположником эвол. шк. в этнологии заслуженно принято считать выдающегося английского ученого Эдуарда Тэйлора (1832-1917 г.). В 1865 г. он опубликовал свою книгу «Исследования в области древней истории человечества». В этом труде он изложил идеи о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации, о том, что существующие различия народов являются не расовыми различиями, а лишь разными ступенями развития культуры, о преемственности и взаимосвязи культур разных народов.
Свою эволюционистскую концепцию развития Тэйлор наиболее полно изложил в книге «Первобытная культура» (1871 г.).
Начало русскому эволюционизму положил К.Д. Кавелин, другие видные представители эв. учения в русской науке – М.М. Ковалевский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Э.Ю. Петри, В.Н. и Н.Н. Харузины, Л.Я. Штернберг.
Основными идеями эволюционизма стали:
единство человеческого рода, единство человеческой психики приводит к единообразию развития культуры в любой части света;
культура развивается от низшего к высшему, от простого к сложному;
развитие культуры происходит по ступеням, и на каждой ступени в разных культурах обнаруживаются в основном одинаковые проявления;
различия в быту и культуре народов объясняются неодинаковостью достигнутых ступеней;
все культуры человечества можно поставить в один непрерывный ряд как последовательные стадии развития.
К концу XIX в. этнология вступила в новый этап своего развития. Этнографические исследования стали проводиться специально подготовленными учеными по предварительно разработанным программам. Тогда же эволюционизм утратил свое монопольное положение в этнологии, поскольку появлялось все больше фактов, необъяснимых в рамках эволюционной методологии.
Следующей крупной научной теорией в этнологии стал «диффузионизм». Само понятие «диффузия» было заимствовано из физики, где оно означает «проникновение», а применительно к этнологии оно стало обозначать распространение культурных явлений посредством контактов между народами через торговлю, переселение, завоевание. Диффузионизм, как научное направление, предполагал признание главным содержание исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур.
В рамках теории диффузионизма существовало несколько научных течений и школ. В Скандинавии было распространено историко-географическое направление, в Германии господствующее положение занимали культурно-историческая (Фриц Гребнер и Вильгельм Шмидт) и антропогеографическая (Лео Фробениус) школы; в Сев. Америке - теория культурных ареалов (Эдуард Сепир, Мелвилл Херсковиц), в Англии – геополитическая школа (Уильям Риверс).
Основателем диффузионизма принято считать проф. Этнографии Мюнхенского университета Фридриха Ратцеля (1844-1904), который первым обратил внимание на закономерности распределения явлений культуры по странам и зонам. Он одним из первых поставил вопрос о явлениях культуры как признаках связи народов, поэтому важнейшая задача – изучить распространение предметов культуры. Свои идеи он изложил в многотомных исследованиях: «Антропогеография» (1882-1891), «Народоведение» (1885-95) и «Земля и жизнь» (1897), где он пытался нарисовать общую картину расселения человечества. Ратцель выделял два способа перемещения элементов культур:
1) полный и быстрый перенос всего культурного комплекса; этот способ он называл аккультурацией;
перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.
Самому человеку Ратцель отводил второстепенную роль в культуре и предполагал относительную независимость культуры от него.
Ученик Ратцеля – археолог, этнолог, фольклорист Лео Фробениус (1873-1938) создал в рамках диффузионизма концепцию морфологии культуры и стал основоположником теории «Культурных кругов». Был специалистом по африканским культурам, он совершил 12 экспедиций в Африку, Австралию и Океанию. Материалы экспедиций и их теоретические обобщения были изложены Фробениусом в фундаментальном труде «Происхождение африканских культур» (1898). Взгляды Фробениуса на сущность культуры отличаются некоторой мифологичностью, поскольку полагал, что это живые организмы, которые рождаются, развиваются и умирают. При этом они не создаются людьми, они растут сами по себе. Каждая культура обладает собственным характером и «душой». Этот особенный характер каждой культуры он назвал «пайдеум» - (от греч. «воспитание»). Представляя культуру как некое внесоциальное, мистическое явление, Фробениус подразделял их на мужские и женсике.
Признанным главой диф. в немецкоязычных странах был Фриц Гребнер (1877-1934). Главной проблемой этнологии для Г. стала разработка метода исследования культурно-исторических связей. Свои взгляды изложил в работе «Метод этнологии» (1911). Создал теорию культурных кругов. Объединил все культурные достижения народов Земли на догосударственной стадии развития в 6 кул-ых кругов.
Диффузионизм в США не стал значимым научным направлением. Диф. в английской этнологии связан с именем Уильяма Риверса (1864-1922).
Основными идеями диффузионизма стали:
представление о том, что культура живой организм, рождающийся и развивающийся в определенных географических условиях;
основными факторами развития культуры являются заимствования, переносы, смешение;
у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения;
методом исследования культур является изучение культурных кругов или ареалов распространения элементов культуры;
каждый элемент культуры возникает только однажды и если составить карту его распространения можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента.
Почти одновременно с зарождением диффузионизма в европейской этнологии оформилась социологическая школа. Если основоположники эволюционизма видели главный предмет этнологии в человеке, диф-ты - в культуре, то представители социологической школы – в человеческом обществе.
Родиной социологической школы в этнологии стала Франция, наиболее известным представителем был Эмиль Дюркгейм (1858-19170. В противоположность эволюционистам Дюркгейм понимал человеческое общество не как последовательные стадии, а как закрытые статичные системы. Стабильность общества обеспечивается социальной солидарностью его членов. Другой важной частью этносоц. Теории Дюркгейма является учение о коллективных представлениях. Человеческое сознание существует в двух формах: как индивидуальное и коллективное. Первое специфично, второе едино для всей группы и не зависит от отдельных людей, напротив, само обладает принудительной силой по отношению к индивидуму. Развивая учения о коллективных представлениях, Дюркгейм пришел к вопросу о сущности религии и ее роли в обществе. Религия по его мнению сугубо функциональна, т.к. призвана укреплять социальную солидарность группы.
Другой крупный ученый этой школы Люсьена Леви-Брюль (1857-1939). Исходный пункт всех его исследований учение о коллективных представлениях. Отталкиваясь от взглядов Дюркгейма, он разработал свою теорию дологического мышления первобытных народов, основной труд «Первобытное мышление» (1930 г.).
Основные идеи социологической школы:
в каждом обществе существует комплекс «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества;
функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей;
в каждом обществе существует своя мораль, она динамична и изменчива;
переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно, а рывками.
Дальнейшим развитием идей социологической школы стал функционализм. Если родиной диффузионизма была Германия, социологического направления – Франция, то зарождение произошло в Англии, где он стал господствующим направлением в этнологии с первых десятилетий XX в.
Виднейший представитель функционализма Бронислав Малиновский (1884-1942). Отличительная особенность функционального подхода в этнологии – рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных элементов, частей. При этом каждый элемент не просто выполняет определенную роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Потому важнейшим методом функционализма является разложение культуры на составные части и выяснение зависимости между ними. При этом вопросы исторического изменения культур не представляют интереса. Свою теорию культуры Малиновский изложил в книге «Научная теория культуры» (1944). Культура по его мнению, есть продукт биологических свойств человека. Различия между культурами – это различия в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей.
В отличие от Малиновского в центре другого крупнейшего представителя функционализма – Альфреда Радкинф-Брауна (1881-1955) находилась структура общества. Он создал научное направление, названное структурным функционализмом, в котором сочетались функционалистский и структуралистский подходы. Основной труд «Метод этнологии и социальной антропологии» (1958 г.0.
В результате его усилий английская соц. антропология сформировалась как современная научная дисциплина. Его концепция опиралась на утверждение, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем. Любая система определяется: а) единицами (элементами) ее составляющими; б) отношениями между ними. Соц. система состоит из: а) соц. структуры; б) общей совокупности соц. обычаев; в) специфических образов, мыслей и чувств, связанных с соц. обычаями. До 1931 г. широко использовал термин «культура», затем заменил его более емким понятием «социальная структура».
Основные положения функционализма:
человеческое общество развивается как живой организм и элементы его составляющие выполняют определенные функции;
любая соц. система состоит из «структур» и «действий»;
культура служит нуждам индивида – трем его основным потребностям: базовым (в пище, жилище, одежде), производным (в защите, соц. контроле) и интегративном (в психологической безопасности, законах, религии, искусстве);
ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, моральным нормам, которые являются регуляторами поведения и людей;
задача этнологии состоит в изучении функций культурных явлений.
Важной характерной чертой функционализма была его практическая направленность.
- Лекция 1 История формирования понятий этнология, этнография, антропология, их современная интерпретация. Предмет, объект, задачи и значение этнологии.
- Лекция 2 этнология в структуре научного знания
- Лекция 3 основные понятия и категории этнологии
- Лекция 4
- Методы исследования в этнологии
- Лекция 5 история развития этнологической науки с древних времен до эпохи вго
- Лекция 6 развитие этнографии в период средневековья и эпоху в.Г.О.
- Эпоха вго
- Лекция 7 накопление этнографического материала XVII первая половина XIX вв.
- Этнография в первой половине XIX в.
- Лекция 8 развитие этнологии в россии
- XII первая половина XIX вв.
- Лекция 9
- Научные школы в этнологии
- Лекция 10 классификация народов мира
- Географическая классификация
- Антропологические различия рас