logo search
лекции по этнологии

XII первая половина XIX вв.

Первым отечественным историческим и этнографическим трудом стала «Повесть временных лет», созданная летописцем Нестором в XII в. Летописец дает картину расселения на территории европейской равнины многочисленных племен, которые позднее вошли в состав русского, украинского и белорусского народов. Нестор описывает быт и обычаи славян, различные игрища, старинные погребения.

Кроме летописи Нестора Этнографический материал содержится в «Слове о полку Игореве», созданным в XII в. В XII-XV вв. было написано несколько «хождений» русских людей в арабские страны. В «хождения» отправлялись любители путешествий, грамотные, любознательные люди. В их описаниях содержится этнографический материал о занятиях жителей, некоторых обычаях, обрядах. В «хождении» игумена Даниила XII в. говорится о хозяйстве сельских жителей, о развитии земледелия и садоводства, овцеводства, пчеловодства, виноделия. В 70-е гг. XIV в. известно «хождение» архимандрита Смоленского Трефения в арабские страны. Он побывал в Палестине и приводит много сведений о жизни арабов.

Во второй половине XV в. (1466-72 гг.) было осуществлено самое известное путешествие, осуществленное тверским купцом Афанасием Никитиным в Индию. Основной торговый путь во второй половине XV в. из Западной Европы на Восток шел по Волге и назывался «из варяг в персы». К Индии у русских был давний интерес. Русские купцы пытались проникнуть в эту страну и установить торговые отношения.

Летом 1466 г. Никитин выехал из Твери, проплыл мимо Казани, достиг Астрахани, оттуда через Баку добрался до Персии г. Ормуз на пересечении Персидского и Оманского заливов, далее с торговым кораблем доплыл до Индии и высадился несколько Южнее Бомбея. Примерно по широте Бомбея Афанасий Никитин пересек Индию. После трехлетнего пребывания в этой стране он посетил Эфиопию, столицу Омана Маскат и через Персию добрался до Черного моря. Через Крым он вернулся на Родину, но доехать до Твери не смог, умер недалеко от Смоленска. Его спутники доставили записи Никитина в Москву, где они попали к монаху-летописцу, который, пометив записи 1475 годом, положил их в архив, где они пролежали до начала XIX в. Историк Карамзин обнаружил их, назвав «Хождение за три моря» и ввел в научный оборот. Стало известно, что индийцы узнали о России, прежде чем о Португалии, Голландии и Англии. Записи Афанасия Никитина неоднократно издавались в отечественной и иностранной литературе. Главное значение данного труда заключается в том, что:

Здесь содержится обилие географического и этнографического материала;

Отличает точность и правдоподобность фиксируемых событий.

В XVI-XVII вв. впервые были получены сведения о народах, населяющих пространства Северной Азии. Если Юж. Центр. и Вост. Азия были известны европейцам, то Сев. Азия была белым пятном на карте мира. Начало открытия Сев. Азии и знакомство с живущими там народами было положено русскими землепроходцами. Спрос на меха был высок , что стимулировало продвижение на восток. Таких называли землепроходцами. Они двигались на Восток, приходили в новые места, строили остроги, составляли чертежи – карты новых территорий, писали «сказки» - описывали природу и живущих здесь людей. С начала XVII в. землепроходцы проникли на Енисей (с хантыйского «иондесси» - «большая река») и основали Енисейский острог. В 1631 г. на Лену (с эвенкийского «элюэне» - «река») проник Петр Бекетов, основавший Якутский острог.

Большое значение имели походы Василия Пояркова и Ерофея Хабарова. Поярков открыл путь с Лены на Амур, дошел и первый совершил плавание по Охотскому морю. Он дал описание открытых земель, нанес их на карту, охарактеризовал внешний вид и некоторые культурно-бытовые особенности народов приамурского края.

Е.Хабаров в 1647 г. дошел до Амура, основал город и присоединил приамурские земли к владениям России.

Выдающееся значение для познания Северной Азии имело путешествие Владимира Атласова. Им впервые была посещена Камчатка и впервые увидены Курильские острова. Он оставил после себя ценнейшие записки, где содержатся сведения о культуре и быте многих народов Северо-Восточной Азии.

Интересные сведения о народах Сибири XVII в. содержатся в трудах русского географа, картографа и историка Семена Ремезова. В 1698 г. им был составлен «Чертеж Сибирской земли», дающий представление о многих народах Сибири, с указанием мест их обитания или кочевания. Написал Ремезов и чисто этнографическую работу «Описание о народах Сибири». В XVII в. были путешествия за рубежи страны. Выдающимся было путешествие Николая Спафария в Китай. Н. Спафарий (1636-1708) молдавский ученый, возглавлял в 1675-78 гг. русское посольство в Китай. За это время собрал и систематизировал сведения о Китае. Он писал о земледелии и скотоводстве, о разнообразных промыслах, в частности о шелководстве, о многих сторонах общественной и семейной жизни. Написал также книгу «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского полсанника Николая Спафария в 1675 г.». В этой работе описаны - остяки, татары, тунгусы, телеуты, карачаевцы и др.

Все этнографические материалы русских путешественников XV – XVII вв. свободны от фантастики и очень реалистичны.

В 1725 г. была открыта Академия Наук. Началось целенаправленное научное исследование земель и народов. Одной из первых этнографических работ XVIII в. была монография Григория Новицкого (1715 г.) «Краткое описание о народе Остяцком». По указу Петра I он совершил ряд поездок к хантам и манси с целью искоренения язычества.

Большой этнографический материал был получен участниками Великой Северной экспедиции 1733-43 гг. Состояла из 3-х частей: первая часть – Камчатская экспедиция под руководством Беринга, Чирикова, Шпанберга. Работала в северных районах Тихого океана. Была открыта сев.-зап. Америка, осуществлено первое знакомство с эскимосами и алеутами. Вторая часть - дала интересные сведения о народах, живущих на побережье Ледовитого океана в записках Челюскина, Прончицева сведения о нганасанах, долганах, эвенах. Третья часть – внутренние пространства Сибири под руководством Г.Ф. Миллера. В задачу входило изучение архивов сибирских административных центров. Сохранил материалы землепроходцев для науки. Написал также «Описание живущих в Казанский губернии языческих народов, как то черемис, чуваш, вотяков» (напечатано в 1791 г.).

Знамением эпохи была также научная деятельность В.Н. Татищева. Ему принадлежит составление «Программы собирания географических, исторических и этнографических сведений», которую он в 1734 г. разослал по разным городам в виде вопросника. Анкета В.Н. Татищева является самой ранней в мировой науке этнографической программой.

Особый интерес представляет также исследование Степана Крашенинникова на Камчатке. Его классический труд «Описание земли Камчатки» (1755 г.) по полноте и точности собранного материала, по глубине и серьезности его понимания автором не имел себе равных в этнографической литературе того времени. Отличительная особенность книги в том, что составляющие ее этнографические материалы были собраны по специальной программе, не упуская «мелочей», которые позволили создать развернутую картину быта и культуры «камчатских народов» - ительменов, коряков, курилов. После ее издания появились переводы на английский, немецкий, голландский языки.

В 1740 г. Т.Ф. Миллер составил этнографическую программу, где обосновал необходимость иметь среди исторических наук «всеобщее описание народов земного круга», т.е. этнографию. Предлагал также использовать не только описательно-исторический, но и сравнительно-исторический принципы исследования.

Огромный этнографический материал был собран большой академической экспедицией 1768-74 гг. П.С.Паллас, И.Фальк, В.Ф.Зуев. И.Г. Георги, И.И. Лепехин обследовали территорию страны от Белого моря до Каспийского и от Байкала до Кяхты (городок на границе с Китаем). Большая академическая экспедиция состояла из двух частей: первая- оренбургская экспедиция, в которой было выделено 3 отряда: первым руководил адъюнкт Петербургской АН доктор медицины- Иван Иванович Лепехин, вторым- приглашенный недавно из Германии молодой, но уже известный немецкий естествоиспытатель Петр Симон Паллас и третьей- шведский натуралист, директор ботанического сада АН Иоган-Петер Фальк. Вторая часть большой экспедиции получила название «астраханской» и состояла их двух отрядов под руководством профессора ботаники Самуэля-Георга Гмелина и И.-А. Гильденштедта. Для всех экспедиций 1768г. была составлена одна общая инструкция, в которой указывались основные вопросы, которые должны были исследовать ученые, среди них: описание природных богатств объезжаемых территорий, описание экономической деятельности населения на данных территориях с указанием целесообразности таковой и, наконец, этнографической описание народов, проживающих в этих местностях. В результате пятилетних путевых исследований и наблюдений участниками экспедиции были написаны крупные обобщающие труды, в которых содержались сведения всесторонние сведения о обширной территории Россиской империи, в том числе очень много ценных этнографических материалов. Так, И.И.Лепехин в своей работе «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства» описал быт и различные стороны жизни башкир, мордвы. П.-С.Паллас в своей работе «Путешествие по разным провинциям Российской империи» дает подробными описание, дополняя его весьма точными зарисовками, особенностей материальной культуры и быта, а также различных обрядов и верований калмыков, киргизов. Описывает особенности быта яицких казаков и мордвы, причем дает сравнительный анализ основных этнических групп мордвы: эрзя и мокша. Кроме того, он составляет разговорники. Подобные работы составили и другие участники экспедиции, а также их помощники. В качестве обобщающего труда в 1776 г. появилось трехтомное «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», составленное И.Г. Георги. Это была первая обобщающая этнографическая работа о народах России. Не для всех участников Большой экспедиции она закончилась успешно, на пример, И.Фальк, не выдержав трудностей пути и подорвав здоровье, покончил с собой в Казани в 1774г., а С.-Г. Гмелин, путешествуя по Кавказу в районе Дербента, - попал в плен и умер, но и их материалы были доработаны коллегами, в частности, Палласом и вошли в итоговый труд. Таким образом, XVIII в. был для отечественной этнографии веком «Великих экспедиций».

Кроме уже названных в второй половине этого столетия состоялись еще ряд важных путешествий, давших богатый этнографический материал. На пример, путешествие в Китай Иллариона Рассохина, где он прожил 11 лет, и Алексея Леонтьева, который пробыл в Китае 20 лет. Их считают основоположниками мирового китаеведения. В 1782 г. Федор Карковин побывал на Антильских островах и США.

Кроме того, с 70-х гг. XVIII в. началось пробуждение интереса к духовной культуре русского народа. В 1770 г. вышло «Собрание разных песен» М.Д. Чулкова. В 1780 г. он опубликовал «Сборник сказок», а в 1782 г. – «Словарь русских суеверий». В 1790 г. вышел сборник И. Прага «Собрание русских народных песен с их голосами», где помимо текста и их мелодий была вводная статья о музыкальной культуре русского народа.

В целом в XVIII в. было положено начало отечественному народоведению, которое должно было накопить эмпирический материал, чтобы затем перейти к его систематизации и теоретическим обобщениям.

Первые десятилетия XIX в. стали периодом российских кругосветных экспедиций, было осуществлено около 40, познакомили русских людей со странами и народами всех частей света. Первая была осуществлена (в 1803 – 06 гг.) И.Ф. Крузенштерном и Ю.Ф. Лисянским. Из других наиболее значимых В.М. Головина (1807-09 гг. и 1817 – 19 гг.), Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819 – 22 гг.). Научным руководителем этой экспедиции был профессор Казанского университета И.М. Симонов. Во время плавания по центральной части Тихого океана Симонов вел этнографические наблюдения и сбор вещей посещенных народов. Привезенная им коллекция легла в основу образовывавшегося этнографического музея университета. Кроме того, он написал «Записки», состоявшие из 25 тетрадей, хранящиеся в настоящее время в научной библиотеке университета. В первой половине XIX в. было начато изучение Аляски и знакомство с живущими там народами. Из наиболее крупных экспедиций следует отметить поездки Калмыкова и Глазунова в 1832-34 гг., а также экспедиция Лаврентия Загоскина, прошедшего с небольшой группой более 5 тыс. км. по внутренним района Аляски. Тщательно описывал местность, собирал шкурки, гербарий, украшения, одежду и утварь индейцев. Затем передал все в музей Академии Наук. Написал книгу «Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведенная в 1842, 1843 и 1844 гг.». За этот труд получил высшую награду РАН – Демидовскую премию.

Иван Евсеевич Вениаминов 15 лет прожил в русс. Америке среди алеутов и тлинкитов, написал труд «Записки об островах Уналашкинского отдела».

Значительный этнографический материал в первой половине XIX в. был получен Лангсдорфом во время путешествия по Бразилии 1825-29 гг. Им был описан быт многих индейских племен – инвантов, гуана, ботокудов. Некоторые впоследствии исчезли, поэтому его записи имеют огромное значение для науки. Все записи, рисунки, коллекции были переданы в Петербургскую АН, где пролежали забытыми более 90 лет. Впервые были обработаны в 1917 г. Генрихом Манизером, который также работал в Бразилии в 1914-15 гг., где узнал об экспедиции Лангсдорфа и по приезду нашел его материалы. Написал книгу «Экспедиция академика Лангсдорфа в Бразилию», была издана в 1948 г.

Огромный вклад в первой половине XIX в. был внесен в изучение народов Востока, среди ученых Иакинф Бичурин (1777-1853). С 1807 г. возглавлял духовную миссию в Пекине, вел дневник. В 1828 г. вышла в свет его замечательная работа «Записки о Монголии». Значительные этнографические материалы по Китаю были получены профессорами Казанского университета О.М. Ковалевским и В.Н. Васильевым. Первый прожил в Пекине 13 месяцев, второй пробыл в Китае с 1830 по 1840 г. Привезли из Китая богатые этнографические коллекции.

В 1848-49 гг. Егор Петрович Ковалевский побывал в Африке и написал книгу «Путешествие во внутреннюю Африку».

В первой половине XIX в. много было сделано для этнографического изучения Росси. Большое внимание уделялось изучению многонационального Поволжья. Систематическое изучение тюркских и финно-угорских народов края началось учеными Казанского университета. Работы В.Я. Баженова «Описание поминок и народных игр в окрестностях Вятки», В.А. Сбоева «Исследования об инородцах Казанской губернии» и «О быте крестьян Казанской губернии». Особо следует отметить работы по этнографии татар К. Фукса. Основной его труд «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении» вышел в 1844 г.

Таким образом, в первой половине XIX в. было осуществлено большое число экспедиций в различные части света, давшие огромный материал о природе и населении России, Монголии, Китая, островов Тихого океана, Северной и Южной Америки. Написаны крупные научные труды. К середине XIX в. этнография становится полноценной научной дисциплиной и в рамках Русского Географического общества, созданного в 1845 г. появляется этнографический отдел под руководством академика Бэра.

Зиньковская И.В. История отечественной этнографии (1845-1945). Учебное пособие – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003 – 152 с.