logo search
ответы 30-37

Видовые точки в дизайне сада

Возьмите на вооружение информацию, как использовать видовые точки в дизайне сада. Когда объект располагается так, чтобы служить видовой точкой, или точкой фокуса, он выделяется на фоне окружающего пейзажа. И это не преувеличение - вертикальное украшение, например обелиск, высокое дерево или крупные цветы коровяка и бигнонии возвышаются над своими более низкорослыми соседями и, соответственно, первыми притягивают взгляд. То же самое происходит, если объект размещают так, что наблюдатель видит его немного раньше, чем остальную часть композиции. Часто случается, что слово «выделяется» используют не в прямом, а в переносном смысле. Это означает, что объект создает контраст со своим фоном или виден на нем очень ярко. При создании контраста мелочей не бывает. Материалы, фактура, линии, формы и цвета - все играет свою роль.

Видовые точки в дизайне сада. Когда фон создан из природных материалов и растений, с ним будет контрастировать любой искусственный объект. В массе листвы светлые краски, подчеркнутые гладкой фактурой, выделяются особенно заметно. Жемчужные тона мраморной статуи и выкрашенная белой краской скамейка немедленно привлекут к себе внимание. Если такой контраст кажется вам слишком резким, вы можете смягчить его визуальное воздействие, выбрав для статуи не мрамор, а известняк (через некоторое время лишайник еще больше заглушит яркость красок), и покрасив скамейку в бледно-серый цвет. Как вариант используйте некрашеную, подвергшуюся воздействию погоды древесину. Но бывает так, что даже близкие к природным тона, например купальня для птиц из сланца или выкрашенная темно-зеленой краской скамья, не помогают: объекты все равно создают резкий контраст благодаря своим жестким линиям.

Перспектива - наиболее сильное средство выра­жения пространственной глубины сада. Ограниченная посадками или сооружениями, узкая направленная перспектива называется видом, или вистой. В перево­де с итальянского виста означает «красивый вид». Ви­ста как прием ландшафтного дизайна издавна приме­нялась при создании садов.

Угол зрения человеческого глаза в горизонтальной проекции составляет 54°, а в вертикальной - 26°. Это означает, что все предметы, находящиеся вне преде­лов углового зрения, не воспринимаются. Данное об­стоятельство учитывается проектировщиком при раз­мещении кулис - зеленых рамок из деревьев и кустар­ников, обрамляющих висту.

Кулисы могут быть многоплановыми. Они фокуси­руют внимание наблюдателя на так называемом фоку­се интереса - завершающем висту объекте. Им может быть красивый вид на окружающий ландшафт, группа берез, рукотворный холм, яркая композиция из расте­ний, скамья, садовая скульптура.

Садовые висты, как правило, относительно неглубо­кие - длиной не более 100 м. Но и такой размер позво­ляет создавать рукотворные многоплановые перспек­тивы, зрительно увеличивающие площадь сада.Виста как прием ландшафтного дизайна просто необходима в зажатых соседними строениями небольших садах.

В исторических парках встречается прием, полу­чивший название «ах-ах». При движении по прогулоч­ной дорожке вдоль границы сада устраивается про­рыв в зеленом массиве или в живой изгороди с рас­крытием вида на окружающую местность. Вместо вы­сокой ограды здесь устраивается ров и таким обра­зом создается полная иллюзия включения природного ландшафта в композицию сада. Так же можно завер­шить и садовую висту.

С понятиями вид, виста, пейзажная картина, садо­вая перспектива связано понятие «точка наблюдения» или «видовая точка». Это место на территории сада, с которого хорошо воспринимаются виста в саду или вид за его пределами.

Нужно подчеркнуть, что виды и отдельные компо­зиции сада воспринимаются по-разному в зависимости от расстояния между ними и точкой обзора. На от­носительно больших расстояниях - 700-1500 м - мож­но рассмотреть массы насаждений и уловить разницу между планами. На расстоянии 200-700 м можно от­личить отдельные деревья, группы деревьев, опреде­лить породы - лиственные, хвойные. От 30 до 200 м хорошо различаются не только виды деревьев, но и форма кроны, оттенок зелени, цвет ствола. На рас­стоянии 10-30 м с учетом вертикального угла зрения с наибольшей полнотой воспринимаются деревья. Видны не только форма кроны, оттенок зелени лист­вы, но и характер ветвления, размер листа, плотность кроны, фактура ствола. Кустарники с этого расстоя­ния воспринимаются только по форме и светлоте зе­лени. С расстояния 5-10 м можно рассмотреть деко­ративные особенности кустарников и форму куста крупных травянистых многолетников. С этого рассто­яния цветники воспринимаются как цветовые пятна. С 1-5 м в цветниках различимы декоративные группы, нюансы цвета, фактуры. При ближайшем рассмотре­нии видны детали строения растений: гофрирован­ные лепестки, опушение и т.п.

Итак, наиболее четко на расстоянии просматрива­ется форма кроны деревьев. По мере приближения различимы светлая и темная листва (хвоя), затем ха­рактер ветвления, плотность кроны, размер листовой пластинки, оттенок зелени, форма листа и вблизи - мелкие детали строения. Эти обстоятельства учитыва­ют при составлении композиций из растений и их раз­мещении. Тогда, например, растение с интересной формой листа не попадет на дальний план, где эта его особенность не будет видна.

Проектирование видов идет двумя путями. Уже су­ществующие на территории сада или за его предела­ми виды оформляют кулисами, промежуточными пла­нами, цветовыми пятнами и т.п., одновременно созда­вая комфортные условия для их восприятия.

Второй путь заключается в проектировании и со­здании искусственных видов на территории сада. Их располагают так, чтобы они обозревались из окна гос­тиной, с террасы, балкона, от входной калитки, с пло­щадки отдыха, из беседки, с поворота дорожки, т. е. проектируют виды в расчете на имеющиеся видовые точки. Благодаря небольшим размерам и «приближен­ности» к наблюдателю эти «микропейзажи» насыще­ны деталями мелкими нюансами. Вот почему при про­ектировании малого сада так важно знание проекти­ровщиком особенностей строения растений и умение их обыгрывало

Наиболее выигрышную видовую точку «закреп­ляют» - оформляют мощением, скамьей, видовой беседкой.

В русских садах XVIII—XIX вв. беседки с открываю­щимися из них видами на окружающую местность на­зывали миловидами. Ставили миловиды в определен­ных точках рельефа, обычно на возвышении.

Среди отечественных паркостроителей того вре­мени особым искусством в обработке и использова­нии видов отличался Николай Львов. Его парковые картины были наполнены жизнью, движением. За про­шедшие века человек, преобразовав природу, лишил ее первозданной дикости. Природные пейзажи утра­тили потенциальную опасность, враждебность. При­рода, став уютным домом для человека, одновременно превратилась в объект романтического созерцания.

Будни и праздники деревни, обозреваемой из миловидов и террас построенных Н. Львовым усадеб, издали воспринимались как театрализованное дей­ствие. Здесь и река с плывущими по ней лодками, и луга, где идет сенокос, и дорога с проезжающими по­возками, деревенская кузница в отсветах пылающего горна. Полны движения, перемен и картины дикой природы. Вот лунная дорожка на речной глади, уга­сающий закат или нарождающийся рассвет, летя­щие по небу облака и косяки перелетных птиц, гроза и первый снег.

Вывод: Законы линейной и воздушной пер­спективы -  лежащие в основе приемов ландшафтного дизайна, позволяют зрительно увеличить пространство сада и глубину видов, замаскировать неприглядные и мешающие целостному восприятию сада объекты, уси­лить звучание тех или иных композиционных приемов.

32.