3.Математическая программа.
, Если Демокрит решает сформулированное элеатами противоречие в ^"духе первичности и единственности чувственной реальности, то Платон считает логически допустимым другой путь Противоречие между знаниями, полученными органами чувств, и знаниями, полученными логикой, мышлением. Платон объясняет не трудностями процесса познания (как софисты) и не структурой чувственного ма-териального мира (как Демокрит), а возможным наличием двух ре-альностей, двух миров.
Первый мир -- это мир множества единичных, изменяющихся, подвижных, отражаемых чувствами человека вещей; это - материальный мир. Второй мир -- это мир вечных, общих и неизменных сущностей; мир общих идей, понятий; он постигается не чувствами, а разумом. Но что же представляют собой платоновские «идеи»? «Идея», имеет своим корнем слово «видеть», то, что видно разумом в вещи. Для Платона идея вещи не является отражением вещи, а наоборот: идея вещи хотя и существует в отрыве от самой вещи, но, тем не менее, сама является некоторым принципом оформления вещей, принципом, их конструирования.
Идея -- это некоторое конструктивное начало-вещи, ее прообраз, парадигма, порождающая модель, принцип конструирования вещи. Идея -- это старые мифологические боги, переведенные на абстракт-но-всеобщий, философско-категориальный язык. Вместе с тем идея -- это и некоторое общее понятие, некоторое обобщение. Но это такое обобщение, которое характеризуется почти математической пре-дельностью, это такой предел абстрагирования, идеализации вещи, за которым вещь уже теряет свои существенные признаки. Объектив-ный идеализм Платона состоит не столько в том, что идеи являются обобщением вещей, существующим вне этих вещей, а в том, что идеи -- это активный, конструктивный, порождающий базис самих вещей, такое исходное начало, без которого сама вещь существовать не может. Мир идей (или идеальный мир) -- это реальность, которая сущест-вует, хотя и далеко от земного мира, но не на бесконечном расстоянии от него. Никто из богов или героев не пребывал в этом мире. Мир идей, идеальный мир первичен по отношению к миру чувственных вещей, материальному миру. Материальный мир произведен от иде-ального. Материальный мир - это сфера, в которой уже происходит затухание конструктивной активности идей, ее уменьшение, сокра-щение, затемнение и проч. То, что в мире идей характеризуется идеальной формой, в материальном мире характеризуется напласто-ванием случайных, индивидуальных, неповторимых свойств кон-кретных чувственных вещей. И чем дальше от земли и ближе к миру идей, тем стабильнее, устойчивее, неподвижнее организован мир. Так, далекие звезды отличаются стабильностью, неизменностью, не-подвижностью. На уровне планетных сфер уже появляется неустой-чивость, подвижность, нестабильность. А в самом мире земных вещей конструктивное идеальное начало ослабевает в такой мере, что вещи повсеместно становятся изменчивыми, движущимися, ин-дивидуализированными, разнообразными и неповторимыми и т.п.
- Введение.
- 1.Неолитическая революция.
- Античная наука.
- 1.Возникновение письменности.
- 2.География.
- 3.Биологические, медицинские и химические знания.
- 4.Астрономические знания.
- 5.Математические знания.
- Формирование первых естественнонаучных программ.
- 1.Великое открытие элеатов.
- 2.Атомистическая программа
- 3.Математическая программа.
- Первые научные программы античности
- 9. Наука в античной культуре.
- Вопрос 1. Наука как сфера человеческой деятельности и типы цивилизационного развития. Становление первых научных программ. Наука как институт. Метанаука.
- 33. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.
- Первые научные программы античности
- Формирование первых научных программ (Пифагор, Демокрит, Платон, Евклид, Аристотель).
- Античная наука: характеристика, особенности. Возникновение первых научных программ.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук