logo search
Античная наука, возникновение первых научных программ

2.География.

Рост населения, его подвижности, динамизма образа жизни, укрепле-ние племенных союзов, развитие военного дела, политический и военный экспансионизм, развитие обмена, торговли -- все это спо-собствовало значительному расширению географического кругозо-ра человека.

Наряду с освоением новых пространств, развитием представлений о границах ойкумены (населенной части планеты) совершенст-вовались формы картографии, создавались карты -- схемы местнос-ти, способы ориентации по звездам, особенно у народов, осваивавших океанские просторы, народов-мореплавателей (например, у на-родов Океании). Интересная характеристика географических познаний эпохи разложения первобытного общества и зарождения раннеклассовых отношений дана Л.Г. Морганом в исследовании жизни ирокезов:

Столетия за столетиями и племя за племенем протаптывал человек древние исхоженные тропы. От Атлантического океана до Миссисипи и от Северных озер до Мексиканского залива главные индейские пути через страну были так же тщательно и разумно проложены и так же хорошо известны, как наши собственные. По многим из, этих длиннейших троп ирокезы совершали военные экспедиции и таким образом, практически изучали географию страны. В пределах своих непосредственных территорий они так же были знакомы с географическими особенностями, маршрутами, путешествий, озерами, холмами и реками, как впоследствии мы сами.

На смену простейшим способам схематического изображения местности с помощью камней, палок, рисунков на песке и др., кото-рые были характерны для первобытного общества, приходят более долговременные и совершенные «карты». Их либо рисовали, либо вышивали на коже или ткани, либо чертили ножом на коре дерева и т.п. Эти карты обычно были схемами маршрута, так как отражали не местность в целом, а отдельный маршрут. На такой карте-схеме изображались гидрографическая сеть (главная река, ее притоки, озера и др.), речные пороги, броды, дороги, тропы, жилища, горы, следы проживания людей в данном районе и др. Длина маршрута определялась днях пути. Есть этнографические данные о том, что у некоторых народов была традиция собирать такие карты местности в особых хранилищах.

Новый дополнительный импульс развитию картографии был по-лучен вместе с расширением торговой деятельности, появлением класса купцов, осваивавших дальние и неизведанные торговые пути;

Наиболее распространенные и трудные маршруты снабжались определенными указательными знаками (на деревьях, на камнях, на ска-лах и др.), включая знаки, предупреждающие о возможности нападе-ния (так зарождалось то, что на современном языке называется «служба эксплуатации дорог»). Указательные знаки также отмеча-лись на картах-схемах маршрутов.