III. Исследовательская часть
Цель исследовательской работы - изучить степень развития безусловных рефлексов у доношенных и недоношенных детей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выяснить, в каком возрасте появляются безусловные рефлексы у доношенных детей.
2. Выяснить, в каком возрасте появляются безусловные рефлексы у недоношенных детей.
3. Выяснить, в каком возрасте исчезают безусловные рефлексы у доношенных детей.
4. Выяснить, в каком возрасте исчезают безусловные рефлексы у недоношенных детей.
5. Оценить полученные результаты.
Актуальностью данного исследования является то, что один из основных критериев нормального развития мозга новорождённого - состояние основных безусловных рефлексов, так как на их базе формируются условные рефлексы.
Разберем отличия формирования безусловных рефлексов у доношенных и недоношенных детей.
Заметим, что недоношенными считаются дети, родившиеся при сроке беременности 37 недель и менее, с массой тела 2500 г и менее, длиной тела 45 см. и менее. Частота преждевременных родов достаточно стабильна и составляет в среднем 5-10% от числа родившихся детей.
Различают четыре степени недоношенности:
I. 37-35 недель, масса 2500-2001г
II. 34-32 недели, масса 2000-1501г
III. 31-29 недель, масса 1500-1001г
IV. До 29 недель, масса 1000г и менее
Таблица 1.
Безусловные рефлексы у доношенных детей.
Название рефлекса |
Доношенные дети |
||
Вызывается |
Исчезает |
||
Сосательный рефлекс |
С рождения |
К концу первого года жизни |
|
Глотательный рефлекс |
С рождения |
До конца жизни |
|
Рефлекс Бабкина |
С рождения |
Ослабляется к 2-3 мес. |
|
Хватательный рефлекс |
С рождения |
Исчезает к 4 мес. |
|
Рефлекс Моро |
С рождения |
Исчезает примерно к 4 мес. |
|
Рефлекс Бауэра |
С рождения |
Угасает к 4 мес. |
|
Рефлекс опоры |
С рождения |
Исчезает к 2-3 мес. |
|
Рефлекс автоматической ходьбы |
С рождения |
Исчезает к 3 мес. |
Таблица 2.
Безусловные рефлексы у недоношенных детей.
Название рефлекса |
Недоношенные дети |
||
Вызывается |
Исчезает |
||
Сосательный рефлекс |
С 24 недели внутриутробного развития, хорошо выражен с 32 недель |
К концу первого года жизни |
|
Глотательный рефлекс |
С рождения |
До конца жизни |
|
Рефлекс Бабкина |
С рождения, но без фазы сгибания головы |
Ослабляется к 2-3 мес. |
|
Хватательный рефлекс |
С 29-31 недели, но сгибание пальцев вялое, захватывание усиливается к 34-35 неделе |
Исчезает к 4 мес. |
|
Рефлекс Моро |
Первая фаза вызывается с 29 недели, полностью - с 32 недели |
Исчезает примерно к 4 мес. |
|
Рефлекс Бауэра |
С 30-31 недели |
Угасает к 4 мес. |
|
Рефлекс опоры |
С 30-31 недели |
Исчезает к 2-3 мес. |
|
Рефлекс автоматической ходьбы |
Появляются на 30-31 неделе |
Исчезает к 3 мес. |
Из приведенных выше данных видно, что безусловные рефлексы начинают формироваться к концу внутриутробного развития. По этой причине, многие безусловные рефлексы у недоношенных детей развиты слабо или отсутствуют. Исключение составляет сосательный рефлекс, он закладывается на ранних этапах эмбрионального развития и может отсутствовать только у глубоко недоношенных детей.
У детей с первой степенью недоношенности безусловные рефлексы вызываются полностью. Неврологический статус таких детей не отличается от доношенных.
При второй и третей степени недоношенности глотательный и сосательный рефлексы выявлены достаточно, однако нескоординированы с дыханием, из-за чего возникают трудности при кормлении - может останавливаться дыхание. Остальные выражены слабо, особенно рефлексы из группы спинальных автоматизмов (рефлексы опоры, автоматической ходьбы, ползания), что указывает на неполное созревание нервной системы.
У глубоко недоношенных детей, при четвертой степени недоношенности, отсутствуют или слабо выражены сосательный и глотательный рефлексы, поэтому их кормят через зонд. У таких детей из-за недоразвитости многих систем и органов существует угроза жизни, поэтому для них применяют реанимационные мероприятия.
Все недоношенные дети нуждаются в особом уходе, в создании специальных условий.
- Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. Содержательный модуль 4. Нервная система у детей
- Раздел: Анатомо-физиологические особенности, заболеваемость
- I. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
- Тема 2.1 Анатомо-физиологические особенности нервной системы, кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфороузлов у детей, семиотика поражений
- Раздел 8. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга
- Анатомо – физиологические особенности.
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.
- Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте
- Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Психомоторное развитие здорового ребенка. Семиотика поражений нервной системы в детском возрасте