5.Формы научного познания.
Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.
Элементарной формой научного знания является научный факт. Как категория науки факт может рассматриваться как достоверное знание о единичном. Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека, отбор фактов, составляющих фундамент науки, так же связан с повседневным опытом человека. В науке фактом признается не всякий полученный результат, поскольку, чтобы прийти к объективному знанию о явлении, необходимо произвести множество исследовательских процедур и их статистическую обработку (т.ее. учесть взаимодействие таких факторов исследования как внешние обстоятельства, состояние приборов, специфика изучаемого объекта, возможности и состояние исследователя и т.д.). Формирование факта – синтетический процесс, благодаря которому происходят особого рода обобщения, в результате чего возникают понятия. Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, но процесс, включающий два основных момента – постановку проблемы и ее решение. В структуре проблемы прежде всего выявляется неизвестное (искомое) и известное (условия и предпосылки проблемы). Неизвестное здесь тесно связано с известным (последнее указывает на те признаки, которыми должно обладать неизвестное), таким образом, даже неизвестное в проблеме не является абсолютно неизвестным, а представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска. Уже формулировка всякой действительной проблемы содержит в себе «подсказку», указывающую, где нужно искать недостающие средства. Они не находятся в сфере абсолютно неизвестного и уже обозначены в проблеме, наделены некоторыми признаками. Чем больше не хватает средств для нахождения исчерпывающего ответа, тем шире пространство возможностей решения проблемы, тем шире сама проблема и неопределённей конечная цель. Многие из таких проблем не по силе отдельным исследователям и определяют границы целых наук.
- 2.Соотношение науки,философии и религии.
- 3.Специфические черты науки.Отличие науки от других отраслей культуры.
- 4.Естественнонаучная и гуманитарная культура.
- 5.Формы научного познания.
- 6.Методы научного познания.
- 8.Научная революция 16-17век.
- 9.Развитие естествознания в 18-19веке.
- 10.Новейшая революция в науке.
- 11.Физическая картина мира,ее содержание и развитие.
- 12.Теория относительности а.Эйнштейна.
- 13.Структурные уровни организации материи.
- 14.Корпускулярно-волновой дуализм.
- 15.Классификация элементарных частиц.
- 16.Фундаментальные физические взаимодействия.
- 17.Общие и специфические свойства пространства и времени.
- 18.Концепция многомерности пространства.
- 20.Гипотезы н.А козырева о новых свойствах времени.
- 21. Космологические модели Вселенной.
- 22. Возникновение Вселенной. Теория Большого Взрыва
- 23. «Тепловая смерть» Вселенной
- 24 .Понятие самоорганизации материи
- 25. Порядок и хаос. Фракталы.
- 26. Неравновесная термодинамика пригожина.
- 27. Кибернетика и синергетика как науки о сложных системах.
- 28. Основные этапы развития химии.
- 1. Предалхимический период: до III в. Н.Э.
- 2. Алхимический период: III – XVI вв.
- 3. Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.
- 4. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории): 1789 – 1860 гг.
- 5. Период классической химии: 1860 г. – конец XIX в.
- 29. Химический элемент. Периодическая система д.И. Менделеева
- 30. Строение атома. Постулаты н. Бора.
- 31. Химическая связь. Виды химической связи.
- 32. Учение о химическом процессе. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.
- 33. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции.
- 34. Эволюционная химия. Теория открытых каталитических систем а.П. Руденко
- 35. История проблемы происхождения жизни на Земле.
- 36. Концепция а.И Опарина и её роль в решении проблемы происхождения жизни.
- 37. Современные концепции происхождения и сущности жизни. Голобиоз и генобиоз.
- 38. Становление идеи развития в биологии. Концепции эволюции к.Линнея, ж.-б.Ламарка, ж.Кювье.
- 39. Эволюционная теория ч. Дарвина.