logo
Шпоры по КСЕ3 / ЛЕКЦИИ! / koncepcii_sovremennogo_estestvoznaniya_1 / Концепции Современного Естествознания

6. Основные научные методы

Метод — система мыслительных и практических правил и приемов, позволяющих достичь желаемого результата, которым может быть как знание о действительности, так и изменение по­ложения дел в ней. Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение — совокупность преднамеренных действий че­ловека, предпринимаемых с целью выявления существенных свойств и отношений объекта. Наблюдение, несмотря на относительную пассивность, всегда заранее планируется и осуществ­ляется целенаправленно в соответствии с определенной схемой. Эксперимент — это метод исследования, с помощью которо­го заранее запланированным образом производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и необходи­мых свойств и отношений. Эксперимент в отличие от наблюде­ния предполагает более активную роль человека, осуществляет­ся в точно заданных условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью проверки полученных результа­тов. Эксперимент в отличие от наблюдения позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми. Особая форма эксперимента — это мысленный эксперимент, в котором в идеальном плане осуществляется преобразование воображаемых объектов. В результате наблюдения и эксперимента получаются дан­ные, подвергающиеся затем описанию. Описание — дополни­тельный метод эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным и полным. На основе описаний эмпирических данных осуществляется дальнейшая систематизация знания. Методами теоретического уровня научного познания являют­ся дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование. Дедукция — это метод познания, в котором вывод о частном делается исходя из общего положения. отдельных фрагментов уже устоявшегося и общепринятого знания. Индукция — такой метод познания, в котором осуществляется вывод нового общего положения исходя из совокупности ча­стных. Индукцию часто называют выводом от частного к общему. Аналогия — метод познания, позволяющий на основе сход­ства объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию называют выводом от единичного к еди­ничному или от частного к частному. Близким к аналогии является метод сравнения, позволяющий установить не только сходство, но и различие предметов и явле­ний. Моделирование — это оперирование объектом, который является аналогом другого, по каким-то причинам недоступного для манипуляций. Благодаря модели­рованию можно проникнуть в недоступные свойства объекта, используя его аналог. Методы, применяемые на метатеоретическом уровне научно­го познания, имеют вид общелогических приемов: анализ и син­тез, абстрагирование, идеализация. Анализ представляет собой мысленное разложение целого до исходных составляющих, синтез — мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объеди­нение в единое целое отдельных сторон предмета. Абстрагирование — мыслитель­ный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточение внимания на существен­ных. Еще одним универсальным приемом познания выступает идеализация — мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности.