2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
В основе их различия лежат определенные типы отношения объекта и субъекта в естественных и социально-гуманитарных науках. В первых присутствует четкое отделение объекта от субъекта, иногда доведенное до абсолютного; при этом все внимание исследователя сосредоточенно на объекте. В социальных и гуманитарных науках такое разделение принципиально невозможно, поскольку в них субъект и объект слиты воедино в одном предмете. Проблемы подобных взаимоотношений исследовались английским писателем и ученым Ч. Сноу.
Предметная область науки включает:
· систему знаний о природе - естествознание (естественные науки);
· систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).
Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.
Естественнонаучная культура - это: совокупный исторический объем знания о природе и обществе; объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.
Гуманитарная культура - это: совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).
Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.
Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.
Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем: имеют общую культурную основу, являются основополагающими элементами единой системы знаний ;представляют собой высшую форму человеческих знаний; взаимно координируют в историко-культурном процессе; стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.
Человек является основным звеном связи всех наук
- 1. Понятие науки. Классификация наук.
- 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
- 3. Научная картина мира.
- 4. Методы эмпирического уровня познания. Понятие факта.
- 5. Методы теоретического познания. Гипотеза и теория.
- 6. Эволюционные и революционные периоды развития естествознания.
- 7. Основные этапы развития естествознания.
- 8. Понятие натурфилософии. Основные достижения античного естествознания.
- 9. Первая универсальная физико-космологическая картина мира (Аристотель).
- 10. Геоцентрическая модель Птолемея.
- 11. Основные черты средневековой картины мира.
- 13. Основные черты механической картины мира.
- 15. Закон Всемирного тяготения. Принцип дальнодействия.
- 16. Теория электромагнитного поля. Вещество и поле.
- 17. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна.
- 18. Пространство и время в классической механике и теории относительности.
- 19. Принцип эквивалентности и общая теория относительности. Принцип эквивалентности.
- 20. Тяготение и свойства пространства и времени.
- 21. Основные положения молекулярно-кинетической теории.
- 22. Первое и второе начала термодинамики.
- 23.Энтропия,вероятность,информация. Их взаимосвязь. (вероятность хз)
- 24.Детерминизм.Виды детерменизма. ( дебильный вопрос )
- 25.Понятие вероятности.Динамичские и статические закономерности.
- 26.Виды взаимодействий в природе.
- 27.Учение о составе вещества.Природа химического соединения
- 28. Периодическая система д.И.Менделеева.
- 30.Эволюционная химия и проблема возникновения живого.
- 31. Понятие живого.Структурные уровни живого.
- 32. Принципы теории эволюции Дарвина.
- 33.Генетика,основные понятия и принципы. Достижения генетики в 20 веке.
- 34. Синтетическая теория эволюции.
- 35.Основные концепции антропогенеза.
- 36. Основные черты биосферы как системы.
- 37.Учение о ноосфере.
- 38.Экология как наука. Сущность экологических проблем.
- 39. Понятие самоорганизации условия и механизмы самоорганизации.
- 40. Принцип универсального эволюционизма. Универсальный эволюционизм—основа современной научной картины мира.
- 41.Корпускулярно-волновой дуализм. Принцип дополнительности.
- 42.Квантовая механика и строение атома.
- 43.Принцип неопределенности.Понятие физического атома.
- 44.Принцип соответствия.Соотношение между классической механикой и теорией относительности, классической и квантовой механиками.
- 45. Строение солнечной системы. Солнечно-земные связи.
- 46. Строение звёзд.
- 47. Эволюция звёзд.
- 48. Теория расширяющейся вселенной.Большой взрыв.
- 49. Проблема поиска внеземных цивилизаций.
- 50. Антропный принцип в космологии.