42. Учение в. И. Вернадского о ноосфере.
Ноосфе́ра— сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»).
Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере.Термин "ноосфера" (гр. пооs — разум) переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю. Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского. В его работах можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, В.И. Вернадский употребляет понятие "ноосфера" в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы. Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающего среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Речь вдет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с "интересами природы". В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы. Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. В этом и заключаются непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.
- 1. Наука отрасль культуры.
- 2. Естественные и гуманитарные науки
- 3. Экология и здоровье человека. Окружающая среда
- 4. История физики (изучает основные законы природы. Ключевая отрасль в знании науке)
- 5. Процесс эволюции природы
- Эволюция жизни
- 6. Биологическая эволюция человека
- 7. Экосистемы. Проблемы экологии.
- 8. Электромагнитные волны. Свет
- 9. Возникновение жизни на Земле
- 11. Структурные уровни организации природы
- 12. Строение атома. Постулаты Бора.
- 13. Структура вселенной эволюция вселенной
- 14. Характеристики вселенной. Галактики «млечный путь», солнечной системы
- 15. Происхождение жизни. Опыт Луи Пастера и Стенли Миллера
- 16. Микромир. Элементарные частицы. Структура ядра
- 18. Основные характеристики пространства и времени
- 19. Фундаментальные концепции описания мира.
- Слабое взаимодействие
- Третий закон Ньютона
- Энергия связи ядер
- 35. Концепции классического естествознания.
- 36. Агрегатные состояния вещества.
- 38. Бессознательное и сознательное в человеке.
- 39. Человек, индивид, личность.
- 40. Приоритеты обобщенных средств управления обществом. Коб.
- 41. Система: природа – биосфера – человек.
- 42. Учение в. И. Вернадского о ноосфере.
- 43. Взаимосвязь космоса и человека.
- 44. Информация и власть.
- 45. Основные религии мира.
- 46. Учение «Живая этика» е. И. Рерих.
- 47. Биологическая эволюция.
- 48. Культурная эволюция.