22) . Механизмы регуляции эмбриогенеза. Гипотеза дифференциальной активности генов.
Регуляция эмбриогенеза осуществляется на всех уровнях биологической организации организма: надклеточном, клеточном и молекулярно-генетическом.
Надклеточный уровень. Большое значение в управлении ходом эмбриогенеза придается организационным центрам (организаторам). Впервые их роль была установлена в 1924 году немецким ученым Г. Шпеманом. Он проводил свои опыты на зародышах тритона. В норме у зародыша тритона из эктодермы на спинной стороне формируется нервная трубка. Однако если на стадии ранней гаструлы удалить верхнюю губу бластопора, то нервная трубка не сформируется. Если верхнюю губу бластопора пересадить под эктодерму брюшной стороны, то нервная трубка сформируется на брюшной стороне. Если добавить зародышу еще одну губу, то сформируется две нервные трубки. Из проведенных опытов следует, что верхняя губа бластопора направляет развитие эктодермы по пути формирования нервной трубки. Участок верхней губы бластопора Шпеман назвал организационным центром, или индуктором, а само явление получило название – эмбриональная индукция. Ткань, отвечающая на действие индуктора, – компетентная ткань. В последующем были установлены многочисленные примеры взаимовлияния зачатков в ходе эмбриогенеза. Причем деление зачатков на индукторы и компетентную ткань является относительным. Так, при закладке глаза вырост мозгового пузыря вызывает развитие из эктодермы зачатка хрусталика, а зачаток хрусталика - развитие зачатка роговицы.Исходя из учения Шпемана, ход эмбриогенеза можно представить как цепочку, состоящую из пар:
индуктор компетентная ткань (индуктор) компетентная ткань и т.д.
Клеточный уровень. В эмбриогенезе наблюдается пять типов клеточных реакций:
Пролиферация.
Клеточные перемещения.
Гибель клеток.
Избирательная сортировка.
Дифференцировка.
Пролиферация – размножение клеток митозом. Имеет место при формировании любого органа.
Клеточные перемещения – миграция отдельных клеток развивающегося организма. Например, перемещение нервных клеток ганглиозной пластинки к местам закладки рецепторного аппарата органов чувств.
Гибель клеток – запрограммированный процесс на завершающем этапе формообразования органа. Например, гибель клеток в межпальцевых промежутках кисти человека. Если она не произойдет, то ребенок родится со сросшимися пальцами (синдактилия).
Избирательная сортировка – выделение из смеси однотипных клеток и образование между ними прочных контактов.
Дифференцировка клеток – процесс образования специализированных типов клеток. Можно выделить три этапа на пути дифференцировки клеток:
тотипотентность (равнонаследственность) – путь развития клетки еще не определен. Это стадия зиготы и начало ее дробления (2-8 бластомеров). У гидромедузы клетки тотипотентны до стадии 32 бластомеров;
трансдетерминация – переопределение намеченного пути дифференцировки. Клетка теряет тотипотентность, но способна изменить направление намеченного пути развития (опыты Шпемана);
детерминация – клетка имеет строго определенный путь своего развития.
Таким образом, в ходе эмбриогенеза число возможных путей развития каждой клетки уменьшается в конечном счете до одного.
Молекулярно-генетический уровень. Ранние этапы эмбриогенеза (дробление) управляются веществами (РНК, белки), накопленными яйцеклеткой в ходе оогенеза. Они находятся в цитоплазме. Доказательством этого служат опыты английского ученого Д. Гердона, проведенные им в 1962-1972 гг. Он брал яйцеклетку лягушки, удалял из нее ядро и помещал туда ядро специализированной клетки эпителия кишечника. В последующем из такой клетки развивалась нормальная лягушка. Этим опытом было доказано:
все специализированные клетки имеют полный набор генов;
ранние стадии эмбриогенеза управляются не ядром, а цитоплазмой.
Для объяснения механизмов регуляции эмбриогенеза на молекулярно-генетическом уровне была предложена гипотеза дифференциальной активности генов: в ходе эмбриогенеза наблюдается последовательная смена активности генов, т.е. гены функционируют поочередно. Включение и выключение генов происходит за счет продуктов деятельности самих генов, т.е. путем саморегуляции.
Экспрессия отдельных генов регулируется на уровне транскрипции негистоновыми белками и гормонами. Различают пептидные гормоны (инсулин) и стероидные (эстрогены и андрогены). Молекулы пептидных гормонов из-за крупных размеров не могут проникнуть в клетку, и поэтому их эффект осуществляется через белки-рецепторы, локализованные в мембранах клеток-мишеней. Стероидные гормоны проникают через мембрану и связываются там с рецепторными белками, образуя комплекс: гормон+белок-рецептор. Затем этот комплекс связывается с негистоновыми белками, которые соединены с промоторными районами специфических генов. При этом промотор освобождается для действия РНК-полимеразы и начинается процесс транскрипции.
Доказательства справедливости гипотезы дифференциальной активности генов:
в ходе эмбриогенеза (онтогенеза) наблюдается смена локализации пуффов политенных хромосом у двукрылых насекомых. Пуфф - область интенсивного синтеза иРНК;
в онтогенезе человека имеет место смена нескольких видов гемоглобинов:
Стадия | Гемоглобин |
Эмбрион | Gover I Gover II Portland I |
Плод | Гемоглобин F |
Взрослый | Гемоглобин А Гемоглобин А2 |
Процесс дифференцировки сопровождается уменьшением числа активных генов. Например, у морского ежа из 40 тысяч генов функционируют:
на стадии бластулы – 30 тысяч;
на стадии гаструлы – 15-20 тысяч;
у взрослой особи – 3-5 тысяч генов.
- Цитология. Размножение организмов. Онтогенез
- Особенности строения генов у прокариотических и эукариотических клеток
- Экспрессия (проявление действия) гена в процессе синтеза белк
- Транскрипция
- Инициация – начало синтеза и-рнк.
- Элонгация –
- Терминация –
- 2. Процессинг
- 3. Трансляция
- Инициация
- Элонгация
- Терминация
- 14) Митоз, его биологическое значение. Эндомитоз, политения
- 15) Размножение - основное свойство живого. Бесполое и половое размножение, их отличия. Классификация форм размножения. Партеногенез.
- 16) Мейоз. Особенности первого и второго деления мейоза. Биологическое значение.
- 17) Оогенез, определение, схема. Цитологическая и цитогенетическая характеристика.
- 18) Сперматогенез, схема. Цитологическая и цитогенетическая характеристика
- 19) Морфофункциональные и генетические особенности половых клеток. Оплодотворение, его биологическая сущность.
- 20) Общая характеристика эмбрионального развития: зигота, дробление, гаструляция, гисто- и органогенез.
- 21) Механизмы регуляции развития на разных этапах онтогенеза. Эмбриональная индукция. Примеры.
- 22) . Механизмы регуляции эмбриогенеза. Гипотеза дифференциальной активности генов.
- 23) Постэмбриональное развитие: периодизация; закономерности роста и формирования; влияние внешних и внутренних факторов.
- 24) Биологические аспекты старения. Теории старения. Основные направления борьбы с преждевременной старостью
- 25) Продолжительность жизни человека. Влияние биологических, природно-климатических и социальных факторов на продолжительность жизни.
- 26) Смерть как заключительный этап онтогенеза. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация.
- 27) Регенерация как свойство живого к самообновлению. Классификация регенерации, значение для биологии и медицины
- 28) Репаративная регенерация. Проявление регенерационной способности в фило- и онтогенезе
- Факторы, определяющие репаративные способности разных видов
- 29) Формы репаративной регенерации. Способы ее осуществления. Примеры.
- 30) Механизмы регуляции регенерации. Методы стимуляции репаративной регенерации.
- 32) Биоритмы. Медицинское значение хронобиологии. Биологические ритмы
- Адаптивные биоритмы
- Генетика
- Функциональная классификация генов
- Критические периоды эмбриогенеза
- Генеалогический метод
- Признаки, характерные для родословной при аутосомно-доминантном типе наследования
- 1. Исследование кариотипа.
- Классификация мутаций
- Эволюционное учение
- Экология
- 5. Ответные реакции организма на действие факторов среды носят индивидуальный, половой и возрастной характер.
- Функциональная структура экосистемы:Абиотические факторы среды.
- Границы биосферы
- Паразитология
- Адаптации к паразитизму
- Природная очаговость нетрансмиссивных болезней
- Профилактика паразитарных заболеваний
- Профилактические мероприятия, направленные на источник инвазии:
- Профилактические мероприятия, направленные на второе звено эпидемического процесса – механизм передачи возбудителя
- Повышение невосприимчивости населения к возбудителям заболеваний
- Общие принципы борьбы с природно-очаговыми заболеваниями