26. Вторая сигнальная система. Взаимоотношения 1-й и 2-й сигнальных систем. Х
Первая и вторая сигнальные системы
Типы ВНД, о которых говорилось выше, являются общими для животных и человека. Можно выделить особые, присущие только человеку типологические черты. По мнению И.П.Павлова, в их основе лежит степень развития первой и второй сигнальных систем. Первая сигнальная система - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира.
Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная територия занята и т.д.
Но лишь у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается вторая сигнальная система - словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.
Способность понимать, а потом и произносить слова возникает у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Субъективный образ возникает в мозге на основе нейронных механизмов при декодировании информации и сравнении ее с реально существующими материальными объектами. С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий и представлений.
Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую (семантическую) информацию. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность опери ровать абстрактными понятиями, выражаемыми словами служив основой мыслительной деятельности.
- 1. История, предмет и задачи физиологии и внд
- 2. Возбудимость, возбуждение, раздражители. Х
- 3. Строение нервной ткани. Нейроны, нейроглия. Х
- 4. Потенциал покоя, действия. Х Мышление
- 5. Физиология синапсов. Х
- 6. Регуляция функций организма (нервная, рефлекторная, гуморальная). Х
- 7. Динамика нервных процессов в цнс (концентрация, иррадиация, индукция и т.Д.) х Иррадиация, концентрация и индукция возбуждения и торможения
- 8. Структура и функция спинного мозга х
- Физиология спинного мозга
- 9. Структура и функции продолговатого и среднего мозга. Х Физиология продолговатого мозга
- Физиология среднего мозга
- 10. Структура и функции промежуточного мозга. Х Физиология промежуточного мозга
- Физиология мозжечка
- 12. Лимбическая система мозга. Х
- 13. Кора больших полушарий. Структура и функции. Х
- Основные центры коры головного мозга
- 14. Ретинкулярная формация. Х
- 15. Нервные центры. Свойства. Х
- 16. Функциональная организация мозга.Х
- Основные центры коры головного мозга
- Физиология спинного мозга
- Физиология продолговатого мозга
- Физиология среднего мозга
- Физиология среднего мозга
- Физиология промежуточного мозга
- Физиология мозжечка
- 17. Сенсорные системы (анализаторы) мозга. Х
- 18. Модулирующие системы мозга. Х
- 19. Основы функциональной организации двигательной системы мозга.
- 20. Структура поведенческого акта. Функциональная система п.К.Анохина х
- 21. Врожденная деятельность организма. Безусловные рефлексы и их классификация. Х
- 22. Условные рефлексы, их классификация. Х
- Правила выработки условных рефлексов
- 23. Механ изм образования условного рефлекса.
- 24. Доминанта и условный рефлекс. Х
- Правила выработки условных рефлексов
- Условные рефлексы второго, третьего и более высоких порядков.
- 25. Память, её нейрофизиологические основы, виды. Х
- 26. Вторая сигнальная система. Взаимоотношения 1-й и 2-й сигнальных систем. Х
- 27. Типы внд человека и животных. Х
- 28. Типы внд человека. Х Типы высшей нервной деятельности
- 29. Торможение условных рефлексов. Х Торможение условных рефлексов
- Безусловное торможение
- Условное торможение (внутреннее)
- Запредельное торможение
- 30. Функциональные состояния организма (бодрствование, сон и др.) х Физиология сна
- 31. Межполушарная ассиметрия.
- 32. Зрительный анализатор. Х
- 33. Слуховой анализатор. Х
- 34. Системность в работе кбп. Динамический стереотип. Динамический стереотип
- 35. Нейрофизиологические основы нервной деятельности (ощущение, восприятие, представления мышление, др.)
- 36. Сознание и подсознание. Х
- 37. Анализ и синтез раздражений в цнс. Рефлекс как основной факт нервной деятельности. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо
- Рефлекторное кольцо