Женский строй
Женщины лемков носили льняные вышитые крестиком на верху рукава и на груди рубашки. Рубашки были с манжетами, имели стойкую или викладний воротничок, который вышивали или пришивали к нему широкое кружево (лягушку).
Юбки (фартук, фарбанка) носили традиционно шерстяные или коленкора темного цвета с нашитыми на них поперечными тремя лентами (красные, небесные, желтые, белые). Посередине пришивали широкую ленту и по бокам - две узких. Порой пришивали еще четвертую ленту или мережку. Традиционными юбками были шерстяные грязно-песочного цвета широкие юбки с нашитыми тремя красными лентами и низом юбки шла четвертая лента. Так же ленты нашивали и на фартук (запаска) и на купленные платки. Также юбки, фартуки и платки были обшиты кружевом.
На верх носили платья голубого цвета или черного бархата вышиты свет красными шерстяными нитками (часто скрученные из золотой нитью) или обшитые красной тесьма горсет (жилеты). На голове носили платок, а замужние женщины - платок. Зимой носили короткую гуньку, сердак или еще сверху белый, вышитый нитками и кожей кожух, часто без рукавов. Кожух был длиной ниже колен. На шее носили пацьорки, что выглядели как воротничок. На ногах носили кожные (ботинки). На шее носили бусы (пацьорки).
Молодые женщины дома часто не носили платков. Волосы заплетали в косу и покрывали простым или небольшим бархатным очипком, который кроме того был украшен мережкой. На праздники носили сложный головной убор белого цвета, который назывался фацелик. Девушки оплиталы косу красно-зелеными или красно-гранатовыми шерстяными нитками, которые заканчивались кутасами.
Руси́ны (русин. Русини, укр. Русини, словацк. Rusíni, польск. Rusini, серб. Русини, Rusini) — группа восточнославянского населения Карпат, проживающая в основном в Закарпатской области Украины и на востоке Словакии. В энциклопедических изданиях русинов относят как кукраинцам, так и к отдельной от украинцев этнической группе. Часть самих русинов и русинских организации считают себя отдельным народом, часть — украинцами. В СССР рассматривались (а на Украине продолжают официально рассматриваться) как этнографическая группа украинцев. Религия
Предки русинов приняли христианство, вероятнее всего, ещё во время миссионерской поездки «Солуньских братьев» Кирилла (Константина) и Мефодия в Великоморавское княжество. Так или иначе, но Кирилл и Мефодий считаются не только «апостолами славян», но и святыми покровителями Закарпатской Руси — множество местных храмов посвящено именно им, а Грушевский монастырь близ Мукачева считает их своими основателями.
Русины изначально были православными (Сербского и Константинопольского патриархатов), но, находясь в многовековой изоляции, под влиянием Флорентийской и Брестской унии также перешли в грекокатолицизм. Чтобы сохранить византийский литургический обряд, Православная церковь Закарпатской Руси вступила в унию с Римом, образовав Русинскую грекокатолическую церковьпосле оформления 24 апреля 1646 года Ужгородской унии. С того момента принадлежность к грекокатолицизму, равно как и к православию, стала этническим сигналом принадлежности русинов к славянскому этносу. Как и раньше, русины подвергались ассимиляции, но их потомки, утрачивая родной язык, сохраняли «веру отцов» — множество русин, особенно в горных районах, оставались православными. В условиях демократического Чехословацкого государства, часть верующих русин, принадлежащих к грекокатоликам, стала возвращаться к православной религии. Запрет, наложенный на грекокатолическую церковь в СССР в 1946, ускорил этот процесс. Ныне более 60 % русинов Закарпатья являются православными, а 35 % — грекокатоликами. Грекокатолическая Ужгородско-Мукаческая епархия, объединяющая закарпатские приходы, входит не в состав Украинской грекокатолической церкви, а в состав Русинской грекокатолической церкви и находится в прямом подчинении Святому Престолу. Ряд руководящих иерархов этой епархии занимают позиции политического русинства, то есть поддерживают движение за автономию и даже отделение Закарпатья.
В Словакии был обратный процесс — после либерализации 1968 года, когда была снова разрешена Словацкая грекокатолическая церковь, большинство русинов вернулось в грекокатоличество. Тем не менее, именно после 1968 года начался процесс словакизации богослужебного обряда грекокатоликов. Богослужебный церковнославянский язык заменялся на современный словацкий. Наблюдалась закономерность: священникам-словакам давались приходы в русинских селах, а русинам — в словацких. Основной курс Словацкой грекокатолической церкви не был изменен до сих пор[54].
Разговорный язык, используемый в Закарпатье — близкие между собой говоры долинного Закарпатья, в Словакии и Польше в качестве официального русинского языка используются местные кодифицированные лемковские диалекты, в Воеводине используется свой вариант русинского языка, который из-за мощного словацкого влияния, которое он испытал, часть лингвистов относит к западно-славянским
Бойки самоназвание: горцы, горальци, - Этнографическая группа украинская , живущих на северных и южных склонах Карпат («Бойковщина» ) от рек Лимница и Тересва на востоке до рек Уж и Сян на западе . В Украине расселены в горных р-нах Украинских Карпат и Прикарпатье (Болеховский, Долинский р-н и часть Рожнятовского района Ивано-Франк. Обл., Сколевский, Турковский, части Стрыйского, Дрогобычского, Самборского и Старосамборского р-на Львов. Обл ., Воловецкий и части Межгорского и Великоберезнянского районов Закарпатской области [1] Центром Бойковщины считается карпатский городок Турка .
Культура
Бойки сохранили много старинных обычаев и обрядов. Основные отрасли традиционного хозяйства бойков - горное скотоводство иземледелие , лесные промыслы и солеварения, ремесла и художественные промыслы. В современных условиях бойки занимаются преимущественно земледелием и животноводством , работающих на лесо-и нефтеразработки, развиты художественные промыслы, существует курортная отрасль.