logo
КСЕ МГИМО

Важное замечание:

Ниже речь будет идти, как правило, о естественных науках (то, что на западе называют Science).

Результаты опроса ВЦИОМ на предмет «научной» осведомленности российских граждан (2011 г., 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России). • Сенсация - треть опрошенных всерьез полагают, что Солнце вращается вокруг Земли. Причем за последние четыре года таких респондентов стало даже больше на 4%. • Самым распространенным научным заблуждением россиян является вера в то, что радиоактивность - исключительно дело человеческих рук (55%). • 46% опрошенных считает, что антибиотики убивают вирусы так же, как и бактерии. • Чуть меньшая доля россиян утверждает, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры (29%). • Около четверти наших сограждан ошибочно полагают, что лазер работает, фокусируя звуковые волны (26%). • Среди других научных заблуждений россиян - вера в то, что пол ребенка определяют гены матери (20%) и что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за один месяц (14%). • Каждый шестой россиянин отрицает, что электроны меньше атомов (18%) и не верит в то, что нынешние люди развились из ранних видов человека (17%).

Наступление лже-науки: • отрицание атомной энергетики; в то же время - доля атомной энергетики в производстве электроэнергии во Франции в прошлом году составила 75%, в Бельгии - 58%, Словакии - 47%, Республике Корее - 43%, Германии - 31%, Великобритании - 29%, США - 20%. В России доля атомной энергии чуть больше 15%: • неразумные (и часто - антинаучные) требования по защите окружающей среды; • пропаганда сверхъестественного, паранауки в СМИ; Теорема Стейнзальца: «Нужно рассматривать всю информацию, которую мы получаем через СМИ, как заведомую ложь, если нет специальных оснований, чтобы считать иначе». астрологические прогнозы (?!) - почти в каждой газете (полный идиотизм). • мистицизм, белая и черная (и любая) магия, воскрешение мертвых и пр.

Эти симптомы свидетельствуют о кризисе в обществе. Кризис в нашем обществе – очевиден, Россия не оправилась после катастрофических изменений (революции начала 1990-х годов). Причины: • Чернобыльская катастрофа (страх перед «атомной энергетикой», поэтому «запретить», а не разобраться и не устранить негативные причины); • экономический и политический кризис в стране (нищета во всем - в том числе и в духовной области, - поэтому, проще разрушить образование); • крушение идеологии; • кризис власти и общества; • «особый» менталитет большинства законодателей и членов правительства (огромное число малограмотных или безграмотных людей, которые не смогли овладеть научным подходом, и поэтому считают, что науку развивать не следует); • люмпенизация интеллигенции.

Что же делать? Попытаться разобраться в очень интересных, но не всегда простых вопросах о мире, который нас окружает. Основная цель курса “Концепции современного естествознания” - дать слушателям общее представление о научной картине окружающего мира на основе современных научных достижений, развить любознательность студентов, углубить их способности к критическому осмыслению поступающей информации (особенно пара- и псевдонаучных фактов). Представляется немаловажным научить студентов естественнонаучному подходу, чтобы они могли использовать полученный опыт в отдельных областях гуманитарных наук.

Почему необходимо изучать естествознание в МГИМО( Московский государственный институт международных отношений0) МГИМО – это Университет. Вспомним, что UNIVERSITASцелость, объединение. И мировое целое, т.е. ВСЕЛЕННАЯ – это UNIVERSUM.

Кто должен изучать естествознание? Конечно, STUDIOSUS’ы – старательные, усердные.

Проблема изучения Мира, стара как мир:

Проверим, что осталось в Вашей памяти из рассказов родителей, учителей, друзей.  

Тест 1. Что Вы знаете о людях, перечисленных ниже:

Миронов

Паскаль

Билан

Ламарк

Гир

Павлов

Пугачева

Лобачевский

Ремарк

Вернадский

Киркоров

Мендель

Гендель

Аристотель

Аристофан

Ландау

Пушкин

Басов

Церетели

Капица

Уматурман

Хаббл

Брынцалов

Пригожин

Жириновский

Сахаров