Важное замечание:
Ниже речь будет идти, как правило, о естественных науках (то, что на западе называют Science).
Результаты опроса ВЦИОМ на предмет «научной» осведомленности российских граждан (2011 г., 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России). • Сенсация - треть опрошенных всерьез полагают, что Солнце вращается вокруг Земли. Причем за последние четыре года таких респондентов стало даже больше на 4%. • Самым распространенным научным заблуждением россиян является вера в то, что радиоактивность - исключительно дело человеческих рук (55%). • 46% опрошенных считает, что антибиотики убивают вирусы так же, как и бактерии. • Чуть меньшая доля россиян утверждает, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры (29%). • Около четверти наших сограждан ошибочно полагают, что лазер работает, фокусируя звуковые волны (26%). • Среди других научных заблуждений россиян - вера в то, что пол ребенка определяют гены матери (20%) и что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за один месяц (14%). • Каждый шестой россиянин отрицает, что электроны меньше атомов (18%) и не верит в то, что нынешние люди развились из ранних видов человека (17%).
Наступление лже-науки: • отрицание атомной энергетики; в то же время - доля атомной энергетики в производстве электроэнергии во Франции в прошлом году составила 75%, в Бельгии - 58%, Словакии - 47%, Республике Корее - 43%, Германии - 31%, Великобритании - 29%, США - 20%. В России доля атомной энергии чуть больше 15%: • неразумные (и часто - антинаучные) требования по защите окружающей среды; • пропаганда сверхъестественного, паранауки в СМИ; Теорема Стейнзальца: «Нужно рассматривать всю информацию, которую мы получаем через СМИ, как заведомую ложь, если нет специальных оснований, чтобы считать иначе». астрологические прогнозы (?!) - почти в каждой газете (полный идиотизм). • мистицизм, белая и черная (и любая) магия, воскрешение мертвых и пр.
Эти симптомы свидетельствуют о кризисе в обществе. Кризис в нашем обществе – очевиден, Россия не оправилась после катастрофических изменений (революции начала 1990-х годов). Причины: • Чернобыльская катастрофа (страх перед «атомной энергетикой», поэтому «запретить», а не разобраться и не устранить негативные причины); • экономический и политический кризис в стране (нищета во всем - в том числе и в духовной области, - поэтому, проще разрушить образование); • крушение идеологии; • кризис власти и общества; • «особый» менталитет большинства законодателей и членов правительства (огромное число малограмотных или безграмотных людей, которые не смогли овладеть научным подходом, и поэтому считают, что науку развивать не следует); • люмпенизация интеллигенции.
Что же делать? Попытаться разобраться в очень интересных, но не всегда простых вопросах о мире, который нас окружает. Основная цель курса “Концепции современного естествознания” - дать слушателям общее представление о научной картине окружающего мира на основе современных научных достижений, развить любознательность студентов, углубить их способности к критическому осмыслению поступающей информации (особенно пара- и псевдонаучных фактов). Представляется немаловажным научить студентов естественнонаучному подходу, чтобы они могли использовать полученный опыт в отдельных областях гуманитарных наук.
Почему необходимо изучать естествознание в МГИМО( Московский государственный институт международных отношений0) МГИМО – это Университет. Вспомним, что UNIVERSITAS – целость, объединение. И мировое целое, т.е. ВСЕЛЕННАЯ – это UNIVERSUM.
Кто должен изучать естествознание? Конечно, STUDIOSUS’ы – старательные, усердные.
Проблема изучения Мира, стара как мир:
Проверим, что осталось в Вашей памяти из рассказов родителей, учителей, друзей.
Тест 1. Что Вы знаете о людях, перечисленных ниже: | |
Миронов | Паскаль |
Билан | Ламарк |
Гир | Павлов |
Пугачева | Лобачевский |
Ремарк | Вернадский |
Киркоров | Мендель |
Гендель | Аристотель |
Аристофан | Ландау |
Пушкин | Басов |
Церетели | Капица |
Уматурман | Хаббл |
Брынцалов | Пригожин |
Жириновский | Сахаров |
- Тема 1.
- Введение
- Важное замечание:
- Тест 2: Что Вы знаете о явлениях, событиях, фактах и пр., перечисленных ниже:
- Общее представление о современном мире
- Художественное восприятие мира (художник и композитор м.К.Чюрленис - серия «Сотворение Мира»)
- Естествознание и религиозное чувство
- Научный подход
- Тема 1 вселенная
- Вселенная Ньютона
- Вселенная Эйнштейна
- Проблема одновременности.
- Тема 3 Гравитация
- Гравитационное взаимодействие
- Гравитация влияет на течение времени.
- Общая теория относительности (ото) Эйнштейна Геометрия пространства-времени.
- Горячая Вселенная
- Тема 4 Мир элементарных частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
- Строение атома и элементарные частицы
- Частицы и античастицы
- Тема 5 Эволюция Вселенной - от рождения до ... Будущего.
- Образование тяжелых частиц (космологический нуклеосинтез)
- Звезды, Галактики и другие структуры Вселенной.
- Ячеистая структура Вселенной.
- Образование звезд.
- Будущее Вселенной.
- Тема 6 Современная химия или Чем определяются свойства материалов?
- Структура или атомное строение тел. Различные состояния вещества.
- Новые подходы к синтезу новых материалов
- Тема 7 Что такое самоорганизация?
- Почему из хаоса возникают сложные, упорядоченные системы.
- Неравновесные процессы и открытые системы.
- Некоторые конфигурации, возникающие при реакции Белоусова — Жаботинского в тонком слое в чашке Петри.
- Устойчивость и неустойчивость. Критические состояния. Бифуркации. Асимметрия.
- Точка бифуркации и современное состояние.
- Тема 8 Солнечная система
- Напомним основные факты о нашей Солнечной системе
- Гипотезы происхождения Солнечной системы.
- Планета Земля.
- Строение глубинных оболочек Земли.
- Концепция тектоники литосферных плит.
- История Пангеи
- Гидросфера и атмосфера.
- Тема 9 у истоков жизни. Теории появления живого.
- Рассмотрим вопрос о происхождении жизни:
- Роль планеты Земля в развитии живого.
- Обязательно ли должна быть вода и углерод?
- Рассмотрим альтернативные варианты :
- Существуют и проблемные вопросы, связанные с первыми этапами возникновения жизни.
- Тема 10 Способность к эволюции - способность к обмену веществ и самовоспроизведению.
- Вспомним, из чего состоит клетка?
- Подведем некоторые итоги. Моделирование добиологической эволюции:
- Тема 11. Генетическая информация.
- Генетический код
- Программа "Геном человека".
- Генетическая инженерия
- Как осуществляется введение генных конструкций в бактериальную клетку?
- Достижения генной инженерии.
- Клонирование животных.
- Тема 12. Эволюция живого
- Возникновение современных людей, вида Ното sapiens. Непрерывное развитие или замещение
- Тема 13. Эволюция биосферы.
- Два понятия "биосферы".
- Количество живого вещества составляет 0,25% от веса всей биосферы.
- Жизнь на Земле появилась в пределах геологического времени,
- Учение о ноосфере Тейяр де Шардена.
- Тема 14. Антропный принцип и развитие Вселенной.
- Спасибо.