18. Классическая механистическая парадигма Нового времени и метафизические учения о Боге
В 1642 году умирает Галилей, и в этот же год рождается Ньютон (1642 — 1727). С самого детства он был человеком незаурядных способностей: он придумывал разные механические конструкции (модели ветряных и водяных мельниц, мышеловки), рисовал, а главное – любил учиться. Его жизнь тесно связана с Тринити-колледжем (Колледж святой Троицы) Кембриджского университета, в котором он учился, работал и где написал некоторые свои работы. Человек он был очень глубокий, к науке относился со всей ответственностью. Его друзья говорили, что кот Ньютона очень разжирел, доедая за ученым еду, которую он забывал съесть в процессе работы. Отношение к прежней философии Ньютон остроумно описывал парафразом «Платон мне друг и друг Аристотель, но истина дороже». Очень сильным толчком к его научной деятельности стали так называемые «Чумные года» 1665-1666, когда студентов эвакуировали из Кембриджа. За два года затворничества, Ньютон достигает поразительных результатов. Он начинает разрабатывать теорию цветов, задумывается о существовании силы тяжести, занимается математикой. Эти идеи только начинают захватывать его ум, и лишь спустя десятилетия оформляются в публикации. Тем не менее, сам Ньютон называет эти годы самыми плодотворными в его жизни.
Ньютон был приверженцем атомарной теории, это отразилось в его исследованиях цвета. Он предположил, что свет является потоком частиц, и, проведя эксперимент с призмой, он обнаружил, что свет можно разложить на несколько цветовых лучей. Но главной заслугой является его открытие и доказательство существования силы тяжести. Предположение о существовании силы тяготения привело его к мысли, что Земля движется по орбите в виде эллипса, как предполагал Кеплер (немецкий ученый, создал первую механистическую теорию движения планет), что он успешно доказал в своем труде «О движении тел по орбите» (1684). Помимо этих доказательств, он объясняет инерцию, подразумевая под ней не врожденную характеристику тела, а свойство материи вообще. После издания этого труда, Ньютон одержим написанием своей следующей работы – «Математические начала натуральной философии». Его целью было построение динамики как точной математической науки, чтобы затем с её помощью указать путь решения конкретных физических и астрономических проблем. Этот фундаментальный труд состоит из трех разделов, называемых Книгами. В Первой книге Ньютон формулирует закон притяжения, а также доказывает теорию Кеплера об эллипсовидной орбите. Во второй книге Ньютон рассматривает механику жидкости и газа, в то время совершенно неизученную область. Хотя многие его доказательства ошибочны, нельзя отрицать их оригинальность, ведь Ньютон первый, кто действительно попытался решить проблемы, связанные с механикой жидкости и газа. В третьей Книге «О системе мира» Ньютон доказывает, что большинство движений во Вселенной связано с одной единственной силой – тяготением.
Опять возникает вопрос – какое место в столь упорядоченной механистической системе мира занимает Бог? Ньютон не отрицает его существования, более того, он считает необходимым признать, что Бог буквально пронизывает все пространство Вселенной. Для Ньютона не существовало пространство без Бога, и речь идет не о пантеизме, как может показаться на первый взгляд, а о том, что пространство в принципе существует исключительно благодаря божественной вездесущности. Более того, он провел некоторые историографические исследования, сопоставил множество древних источников и установил, что пророки и события, описанные в Ветхом завете, действительно имели место.
Ньютон прекрасно понимал, что полностью механическая вселенная исключает божественное вмешательство. Однако проблема того, как именно действует сила тяготения, привела его к нескольким решениям. Он не мог признать, что источник движения может быть заключен в самой материи, поэтому для облегчения объяснений он вводит понятие эфира (чрезвычайно разреженная материя) или же предполагает наличие божественной силы. Также он представлял кометы орудиями провидения. Ньютон считал, что материя из их хвостов пополняет вещество, которое теряют планеты из-за сил трения (они же двигаются, соприкасаясь с материей), для этой цели их и посылает Бог. Кроме богословских исследований, Ньютон обращается к алхимии. Это носило характер стремления к абсолютному знанию, это был очередная попытка объяснить структуру материи, а значит и её движение.
Родоначальником деизма считается лорд Герберт Чербери (1583—1648). Наибольшего расцвета деизм достиг в эпоху Просвещения. Деи́зм (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью. Внутри деизма существует много течений. Рамки деизма невозможно точно определить, поскольку сама концепция деизма не предполагает жестких канонов. В то же время деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога. Деизм отрицает божественность Библии, Корана, Торы и других книг, претендующих считаться божественными откровениями. Основная критика традиционных религий со стороны деизма заключается именно в обвинении в необоснованном догматизме. Последователи деизма считают, что священные писания, по современным меркам довольно противоречивые и спорные, — лишь плоды человеческой мысли, а не слова Бога, и поэтому на них невозможно строить мировоззрение. Другая грань критики заключается в том, что традиционные религии чрезмерно спекулируют на обещаниях посмертных блаженств и угрозах адскими муками, чем и удерживают свою паству, лишая ее свободы мысли и вероисповедания.
Известные деисты: Исаак Ньютон, Ламарк, Дэвид Юм, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер
- 16. Инквизиция в борьбе с наукой: сожжение Дж. Бруно и осуждение Галилея.
- 17. Значение открытий Нового времени: от Галилея до Ньютона
- 18. Классическая механистическая парадигма Нового времени и метафизические учения о Боге
- 21. Значение теории эволюции Дарвина и основные положения эволюционизма
- 22. Дарвин и его сторонники о религии. Эволюционизм и конфликт мировоззрений.
- 23. Основные этапы развития эволюционной теории: дарвинизм и естествознание в 21 веке.
- 24. Христианский эволюционизм и его формы – от де Шардена к современным теологическим учениям.
- 25. История полемики эволюционизма и креационизма и её актуальность