Вопросы для повторения
Две культуры: естественнонаучная и гуманитарная, их различие и взаимосвязь.
Структура науки и ее функции.
Специфика естественнонаучного познания.
Эмпирический и теоретический уровни познания.
Критерии научного знания. Наука и паранаука.
Возникновение и развитие науки. Эволюционные и революционные формы развития науки.
Принцип соответствия и его роль в развитии науки.
Мифологическая и религиозная картины мира, их специфика.
Научная картина мира: понятие, структура и функции.
Механическая, электродинамическая, квантово-полевая картины мира как этапы развития физической науки.
Современная научная картина мира, ее основные черты.
Универсальность корпускулярно-волнового дуализма.
Принципы дополнительности и соотношения неопределенностей и их место в квантово-полевой картине мира.
Проблема элементарности в философии и науке. Часть и целое. Система и элемент.
Основные свойства и классификация элементарных частиц.
Кварки и лептоны.
Близкодействие и дальнодействие в классической картине мира.
Гравитационное взаимодействие, его особенности и роль в физических процессах.
Электромагнитное взаимодействие. История его изучения. Механизм этого взаимодействия и роль в физическом мире.
Сильное взаимодействие, его специфика и роль в процессах микромира. Квантовая хромодинамика о природе сильного взаимодействия.
Слабое взаимодействие, его особенности. Теория электрослабого взаимодействия.
Проблема единой теории четырех взаимодействий. Основные направления поиска ее решения.
Понятие необходимости и случайности. Классическая наука о необходимости и случайности в природе.
Понятия хаоса и порядка в механической картине мира. Энтропия как мера хаоса.
Синергетика и проблема порядка и беспорядка в природе.
Понятия пространства и времени. Реляционная и субстанциональная концепции пространства и времени.
Классическая концепция пространства и времени. Принцип относительности Галилея.
Пространство и время в теории относительности. Искривленность пространства - времени. Пространство-время и материя.
Теорема Нетер и законы сохранения.
Проблема пространства и времени микромира.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной.
Классическая модель Вселенной. Основные ее недостатки.
Эмпирические и теоретические основы современной космологии.
Космологическая модель Вселенной Эйнштейна-Фридмана.
Стационарная модель Вселенной Хойла, Голда, Бонди.
Концепция «Большого взрыва».
Модель «горячей Вселенной» и этапы ее развития.
Антропный принцип в современной научной картине мира.
Основные этапы в развитии химии и их характеристика.
Специфика химической формы движения материи.
Многообразие химических систем. Основные законы и принципы их функционирования.
Химическое взаимодействие и химическая связь.
Энергетика химических процессов. Закон сохранения энергии в химических системах и его следствия. Энтальпия.
Направление протекания химических реакций и факторы, его определяющие. Энергия Гиббса.
Скорость химической реакции и факторы, влияющие на неё. Химическое равновесие.
Биохимический подход к проблеме химической эволюции.
Синергетический подход к химическим системам.
Концепции формирования и эволюции геосферных оболочек Земли.
Геологическая эволюция Земли и её характеристика.
Современные представления о форме и строении Земли.
Проблема сущности жизни.
Развитие молекулярной биологии во второй половине XX в. (расшифровка структуры ДНК, генетического кода, матричный принцип синтеза информационных макромолекул).
Уровни организации живой материи.
Атрибутивные признаки живого.
Гипотеза многократного самопроизвольного зарождения жизни.
Гипотеза панспермии и гипотеза В.И.Вернадского о вечности жизни.
Концепция биохимической эволюции.
Гипотеза М.Эйгена о гиперциклах.
Предбиологические структуры: проблема генобиоза и голобиоза.
Эволюционные представления в философии и биологии в додарвиновский период.
Эволюционное учение Ч.Дарвина.
Антидарвинистские концепции эволюции.
Синтетическая теория эволюции.
Происхождение человека.
Организм человека как целое, его системная организация.
Физиологические функции и свойства организма человека.
Проблема здоровья человека. Болезни ХХ в.
Человек в эпоху биотехнологий. Основные проблемы биоэтики.
Понятие биосферы, ее структура.
Среда и пределы жизни в биосфере.
Концепция ноосферы В.И.Вернадского.
Природа и общество. Проблема их коэволюции.
Человеческая деятельность и пределы устойчивости биосферы.
Глобальные проблемы современности.
Биосфера и космические циклы.
Галина Васильевна Богомолова
Наталья Геннадьевна Юровских
Евгений Николаевич Костылев
Людмила Фроловна Остроухова
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
для студентов специальностей 031401, 030401, 032001, 050715, 050714, 030301, 050711, 040104, 031001, 030601, 050301, 080105, 080109, 080507, 080504, 080115, 080111, 030501, 040101, 040201
Редактор: Н.А.Леготина
Компьютерный набор: Е.Н.Костылев
Подписано к печати Формат 60х84 1/16 5. Бумага тип. № 1
Заказ № Усл.печ.л 5.0 Уч.-изд.л. 5.0
Печать трафаретная Тираж 100 экз. Цена свободная
Редакционно-издательский центр КГУ
640669, г.Курган, ул.Гоголя, 25
Курганский государственный университет
- Концепции современного естествознания учебно-методический комплект к изучению курса
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Программа курса блок 1. Физика
- Тема 1. Естествознание в системе культуры
- Тема 2. Рациональный естественнонаучный метод
- Тема 3. Научная картина мира
- Тема 4. Структурная организация материи
- Тема 5. Основные типы взаимодействий
- Тема 6. Порядок и беспорядок в природе
- Тема 7. Пространство и время
- Тема 8. Космологические модели Вселенной
- Блок II. Химия
- Тема 1. Концептуальные системы химии
- Тема 2. Эволюционная химия
- Тема 3. Строение и эволюция Земли
- Блок III. Биология
- Тема 1. Биологический уровень организации материи
- Тема 2. Проблема происхождения жизни
- Тема 3. Эволюция живой природы
- Тема 4. Естественнонаучные и философские проблемы биологии человека
- Тема 5. Структура и функционирование биосферы
- Тема 6. Биосфера и цивилизация
- Тема 1. Естествознание в системе культуры
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 2. Рациональный естественнонаучный метод
- Дополнительная литература
- Тема 3. Естественнонаучная картина мира
- Реферат
- Список литературы Тексты
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 4. Проблема элементарного объекта в современной физике
- Рефераты
- Список литературы Тексты
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 5. Основные типы взаимодействия
- Реферат
- Список литературы Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 6. Проблема порядка и беспорядка в природе
- Рефераты
- Список литературы Тексты
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 7. Проблема пространства и времени
- Дополнительная литература
- Тема 8. Космологические модели Вселенной
- Дополнительная литература
- Тема 1. Концептуальные системы химии
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 2. Концепции химических процессов
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 3. Возникновение и эволюция Земли
- Рефераты
- Список литературы Учебная литература
- Тема 1. Концепции сущности жизни
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 2. Проблема возникновения жизни на земле
- Рефераты
- Список литературы Тексты
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 3. Проблема развития живой природы
- Реферат
- Список литературы Тексты
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 4. Проблема происхождения и эволюции человека
- Рефераты
- Список литературы Тексты
- Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 5. Человек в зеркале естествознания
- Рефераты
- Список литературы Учебная литература
- Дополнительная литература
- Тема 6. Биосфера и человек
- Рефераты
- Список литературы Учебная литература
- Дополнительная литература
- Вопросы для повторения