II. Законы Менделя
В 1856–66 годах чешским монахом натуралистом Грегором Иоганном Менделем (1822-1884) были поставлены знаменитые опыты, результатом которых стало появление новой науки – генетики.
Мендель установил закономерности наследования признаков. В 1865 г. он опубликовал книгу "Опыты над растительными гибридами".
Объектом для экспериментов был выбран огородный горох, так как существует множество его сортов, чётко различающихся по ряду признаков; растения легко выращивать и скрещивать.
Скрещивание двух организмов называется гибридизацией, потомство от скрещивания двух особей с разной наследственностью называют гибридным, а отдельную особь — гибридом.
Скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков называется моногибридным скрещиванием, по двум парам признаков – дигибридным скрещивание, а по множеству пар признаков - полигибридным скрещиванием.
Явление преобладания у гибрида признака одного из родителей назваемся доминированием. Признак, проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака, был назван доминантным, а противоположный, т, е. подавляемый, признак — рецессивным.
Если в генотипе организма (зиготы) два одинаковых аллельных гена — оба доминантные или оба рецессивные (АА или аа), такой организм называется гомозиготным. Если же из пары аллельных генов один доминантный, а другой рецессивный (Аа), то такой организм носит название гетерозиготного.
Первый закон, или закон единообразия гибридов первого поколения, утверждает, что при скрещивании организмов, различающихся аллельными признаками, в первом поколении гибридов проявляется лишь один из них – доминантный, а альтернативный ему, рецессивный, остаётся скрытым
Второй закон, или закон расщепления, гласит, что при скрещивании между собой двух гибридов первого поколения (или при их самоопылении) во втором поколении проявляются в определённом соотношении оба признака исходных родительских форм. Расщепление по генотипу 1:2:1 , по фенотипу 3:1.
Третий закон, или закон независимого комбинирования, утверждает, что при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по двум и более парам альтернативных признаков, каждая из таких пар (и пар аллельных генов) ведёт себя независимо от других пар, т. е. и гены, и соответствующие им признаки наследуются в потомстве независимо и свободно комбинируются во всех возможных сочетаниях.
Схема, иллюстрирующая единообразие гибридов первого поколения F1 (первый закон Менделя) и расщепление признаков у потомства второго поколения F2 с преобладанием доминантного фенотипа над рецессивным в отношении 3 : 1 (второй закон Менделя); A — доминантный ген, а — рецессивный ген. Заштрихованный круг — доминантный фенотип, а светлый — рецессивный. |
Схема, иллюстрирующая независимое комбинирование признаков (третий закон Менделя). \Наследование жёлтой (В) и зелёной (b) окраски семян, а также круглой (А) и морщинистой (а) их формы. А и В доминируют над аллелями а и b. Генотипы родителей и потомков обозначены комбинацией указанных букв, а четыре разных фенотипа — при помощи различной штриховки. |
В современной интерпретации основные положения теории наследственности Менделя следующие:
-
За наследственные признаки отвечают дискретные (отдельные, не смешивающиеся) наследственные факторы — гены (термин «ген» предложен в 1909 г. В.Иоганнсеном)
Дискретность наследственности состоит в том, что отдельные свойства и признаки организма развиваются под контролем наследственных факторов (генов), которые при слиянии гамет и образовании зиготы не смешиваются, не растворяются, а при формировании новых гамет наследуются независимо друг от друга.
-
Каждый диплоидный организм содержит пару аллелей данного гена, отвечающих за данный признак; один из них получен от отца, другой — от матери.
-
Наследственные факторы передаются потомкам через половые клетки. При формировании гамет в каждую из них попадает только по одному аллелю из каждой пары (гаметы «чисты» в том смысле, что не содержат второго аллеля).
- Тема 13. Современные концепции химии
- Органическую Неорганическую Общую
- II. История развития химии
- III. Основные понятия и законы
- IV. Основные химические законы
- V. Достижения химии
- Тема 14. Современные концепции биологии. Специфика и системность живого, уровни организации живых систем
- I. Предмет биологии, её задачи, методы и структура
- 3. Направления биологии
- II. Этапы развития биологии:
- III. Основные концепции современной биологии
- IV. Понятие жизни
- Естественнонаучная модель:
- V. Свойства живого
- Свойства живых организмов
- 3. Живые системы – самоуправляющиеся, саморегулирующиеся, самоорганизующиеся
- Тип размножения
- 6. Способность к росту и развитию.
- 8. Целостность и дискретность
- VI. Уровни организации живых систем
- Уровни и подуровни организации живых систем
- Тема 15. Концепции возникновение жизни на Земле и этапы ее развития
- I. Концепции возникновения жизни на Земле
- 2. Концепция самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни
- 3. Концепция стационарного состояния
- 4. Концепция панспермии
- 5. Концепция биохимической эволюции
- II. Этапы развития жизни на Земле
- Тема 16. Происхождение и эволюция человека
- I. Место человека в системе животного мира
- II. Эволюция приматов
- 60 Млн. Лет назад
- 55 Млн. Лет назад
- 45 Млн. Лет назад
- 25 Млн. Лет назад
- 16 До 12 млн. Лет назад
- III. Антропогенез
- IV. Неолитическая революция и ее последствия
- Периодизация развития первобытного общества
- Тема 17. Развитие эволюционных идей
- I. Предпосылки возникновения эволюционной теории
- II. Дарвинова революция
- III. Подтверждение теории эволюции
- Б. Филогенетические ряды – это история развития систематической группы, отдельных органов и их систем.
- Географическое распространение
- Сравнительная эмбриология
- Сравнительная анатомия
- Классификация
- 6. Биохимические свидетельства
- Тема 18. Эволюционные идеи хх века
- I. Неодарвинизм
- II. Синтетическая теория эволюции
- III. Основные факторы биологической эволюции
- 3. Формы естественного отбора
- Отбор Положительный Отсекающий (отрицательный)
- IV. Прогресс и регресс эволюции
- V. Сочетание и изменение направлений эволюции.
- VI. Системная теория эволюции
- VII. Теория глобального эволюционизма
- Тема 19. Концепции клеточного строения и функционирования живой материи
- I. История открытия клеточного строения живых организмов
- II. Разнообразие клеток и способы их деления
- Способы деления клеток эукариот
- Митоз Мейоз
- III. Химический и молекулярный состав клеток
- Химические элементы клеток
- Строение клетки
- Типы клеток
- Животная клетка
- Тема 20. Концепция биологической информации и самовоспроизведения жизни
- I. Белки, их строение, свойства и функции
- Мономер белка — аминокислота.
- II. Нуклеиновые кислоты и их роль в передаче наследственной информации
- Существует 2 типа нуклеиновых кислот: днк и рнк
- Строение мономера днк (нуклеотида)
- Уровни организации днк
- Определенное сочетание нуклеотидов и последовательность их расположения в молекуле днк является кодом, несущим информацию о белке.
- Свойства генетического кода
- Тема 21. Закономерности наследования и изменчивости признаков
- I. История генетики
- II. Законы Менделя
- III. Основные положения хромосомной теории
- IV. Биотехнология и ее основные направления
- 5) Создания клонов путем переноса генетического материала из одной (донорской) клетки в другую клетку - клонирование.
- Клонированные животные
- Тема 22. Биосферный уровень организации живой материи
- I. Понятие биосферы, ее границы и состав
- II. Живое вещество биосферы и его функции
- III. Биосфера – как глобальная экосистема
- 1. Абиотическая часть экосистемы (экотоп) или биотоп
- 2. Биотическая часть экосистемы (биота) или биоценоз
- По типу дыхания
- По типу питания
- По месту в пищевой цепи
- IV. Среда обитаня и экологические факторы среды
- Экологические факторы