logo
KSYe

17. Ноосфера

Ноосфера(от греч. noos — разум) — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития . Это предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». Термин введен в науку в конце 20-х годов нашего века. Однако до сих пор представления о ноосфере остаются крайне противоречивыми. Ноосферное учение признается, с одной стороны, как величайшее научное достижение, более того, как основной закон социальной экологии, с другой — как светлая, но зыбкая мечта об управляемой человеческим разумом окружающей среде или даже утопия. В современной науке понятие ноосферы имеет довольно широкий спектр толкований. Г.А. Бачинский говорит о том, что ноосфера представляет собой глобальную оптимизированную социально-экологическую систему. Понятие социально-экологической системы получило достаточно широкое, хотя и неоднозначное применение в работах Г.А. Бачинского, А.Н. Гончаренко, Э.В. Гирусова, Н.Н. Моисеева, И.Ф. Реймерса и др. Ее можно рассматривать как экологическую систему, включенную в сферу общественных отношений, т. е. как саморегулирующуюся природную систему, динамическое равновесие которой обеспечивается обществом. Ноосферу как глобальную оптимизированную социально-экологическую систему можно представить как комплекс четырех взаимосвязанных подсистем:

Идеальная составляющая — лишь одна сторона ноосферы. Другая — материальная — представлена биосферой, преобразованной человеческим трудом и волей. Если синтезировать все характеристики ноосферы, данные В. И. Вернадским, то она представляется как сфера человеческой культуры с широким спектром духовных и материальных проявлений. Цивилизация «...культурного человечества... является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере». Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Главный труд "Философия общего дела". Главная задача человека и человечества в правильном понимании смысла жизни, в организации жизни в соответствии с этим смыслом. Философия должна стать активным проектом всеобщего дела, а не ограничиваться пассивным, умозрительным объяснением сущего. Людям вручено дело спасения мира и себя. Федоров убежден в наличии тесной связи всего происходящего на земле с процессами во Вселенной, считая, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий в Космосе, сознательно управлять преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца. Но для реализации этой возможности необходимо преодолеть людскую разобщенность в отношениях живых людей и забвение усопших, преодолеть отсутствие братства. Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех. Учение о родстве – лежит в основе жизни не только человеческой и мировой, но и в основе жизни самого Бога. Культ предков – единственная истинная религия. Т. о., основой и движущей силой общего дела выступает родство. Для окончательного торжества общего дела человечеству необходимо преодолеть смерть. Федоров ставит и пытается решить важнейшую для него проблему воскрешения, которое осуществит Бог руками людей, с помощью современной науки. Воскрешение он считает не механическое возрождение умерших в их прежней материальной природе, а превращение их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. Он понимал "воскрешение" как полноту жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. В проблеме "воскрешения" сочетает как религиозные (активность человечества во всеобщем деле), так и научные аспекты (конкретные пути и способы этой активности). Вся философия Федорова пронизана идеей единства прошлого, настоящего и будущего. Прогрессивные идеи: 1)преемственность поколений, сплоченных "общим делом" для решения жизненно важных задач; 2)всеобщее братство, бессмертие рода человеческого; 3)вера в безграничные возможности разума и активности человека в регулировании сил природы; 4)бережное отношение человека к природе; 5)значимость достижений науки и техники в освоении Космоса и утверждения возможности выхода человека в Космос; 6)нравственная ответственность при использовании достижений НТП. Заключение Основоположники учения о ноосфере как истинные эволюционисты видели в ней творение историческое. Самые ранние признаки ноосферного развития Земли В. И. Вернадский относит ко времени 10—20 тыс. лет назад, т. е. к верхнему палеолиту и мезолиту. Развитие ноосферы идет непрерывно с нарастающей интенсивностью. Новый мощный толчок ноосферная эволюция получила вследствие промышленного переворота, охватившего западные страны в 19 в. К началу 20 столетия ноосфера приобрела, по славам И. Вернадского, черты «вселенскости». Человеческим разумом был «...охвачен весь земной шар и все моря. Благодаря успехам связи, человек может быть неотрывно в сношениях со всем миром...».

Благодарности выражаем

Дмитриевой Вале Горшковой Кате Киселевой Насте Кожемякиной Вике Козюлину Антону Коровкиной Ане Орлову Диме Плаксину Ване Семёновой Кристине Хохлачевой Кате