17. Ноосфера
Ноосфера(от греч. noos — разум) — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития . Это предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». Термин введен в науку в конце 20-х годов нашего века. Однако до сих пор представления о ноосфере остаются крайне противоречивыми. Ноосферное учение признается, с одной стороны, как величайшее научное достижение, более того, как основной закон социальной экологии, с другой — как светлая, но зыбкая мечта об управляемой человеческим разумом окружающей среде или даже утопия. В современной науке понятие ноосферы имеет довольно широкий спектр толкований. Г.А. Бачинский говорит о том, что ноосфера представляет собой глобальную оптимизированную социально-экологическую систему. Понятие социально-экологической системы получило достаточно широкое, хотя и неоднозначное применение в работах Г.А. Бачинского, А.Н. Гончаренко, Э.В. Гирусова, Н.Н. Моисеева, И.Ф. Реймерса и др. Ее можно рассматривать как экологическую систему, включенную в сферу общественных отношений, т. е. как саморегулирующуюся природную систему, динамическое равновесие которой обеспечивается обществом. Ноосферу как глобальную оптимизированную социально-экологическую систему можно представить как комплекс четырех взаимосвязанных подсистем:
-
природной (вода, воздух, рельеф, климат, флора, фауна и т. д.);
-
экономической (население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.);
-
социокультурной (наука, искусство, здравоохранение, образование, религия и т. д.);
-
этносоциальной (быт, традиции, обычаи, язык и т. д.). В отличие от всех опубликованных работ по проблеме устойчивого развития и ноосферы глобалистика впервые вводит в их концепцию количественные критерии. Тогда понятие ноосферы можно сформулировать следующим образом. Ноосфера - непрерывно расширяющаяся в пространстве и во времени сфера разума и духа, сфера основанной на них жизнедеятельности Земной цивилизации, ядром которой служит историческая биосфера Земли. Неограниченная во времени жизнедеятельность Земной цивилизации достигается гармоничным взаимодействием человечества и биосферы. Под словами «непрерывно расширяющаяся в пространстве» понимается экспансия человечества в космическое пространство. Введение в концепцию ноосферы количественных критериев рассеивает туман вседозволенных толкований, делает концепцию научно-конструктивной, ясной и удобной для дальнейшего развития учения о ноосфере. Что касается проблемы «устойчивое развитие – ноосфера», то очень важно понять, что термин «устойчивое развитие» означает лишь тип развития человеческого общества, предшествующий становлению ноосферы. Этот термин не может охватить необычайно широкий спектр содержания и функционирования самого общества, возможного взаимодействия нашей цивилизации с другими космическими цивилизациями. Он ограничен по содержанию. Проблема преобразования биосферы в ноосферу, сформулированная В.И. Вернадским, поднимается в XXI веке до проблемы конструирования и становления Земной ноосферной цивилизации. В настоящее время активно развивается ноосферное мышление, представляющее собой ключевой узел ноосферогенеза, всей концепции ноосферы. Ноосферогенез переживает самый сложный этап, на котором происходит выбор основного направления развития. В пределах биосферы идет борьба различных стратегий, одной из которых является формирование ноосферной оболочки, квазиравновесное дальнейшее развитие человечества и т.д. Однако этой стратегии противостоят другие, в том числе и разрушительные, так что ноосфера вполне может не состояться и ответ на вопрос, быть ей или не быть, связан прежде всего с формированием ноосферного мышления. В ноосферном мышлении можно выделить несколько основных направлений: планетарное мышление, формирование нообиогеоценозов, осознание ноосферогенеза в целом. Человек не может пока охватить своим сознанием все аспекты ноосферы: ее многомерность, сложное иерархическое устройство и саморазвитие. Первой фундаментальной ступенью в процессе восхождения человечества к ноосфере можно считать планетарное мышление. Концепция ноосферы В.И. Вернадского Немаловажную роль в зарождении ноосферных идей сыграли русские философы-космисты, особенно Н. Ф. Федоров и С. Н. Булгаков. Первый из них в своем труде «Философия общего дела», опубликованном в 1906 г., заявляет, что главная цель общего дела человечества состоит в управлении слепыми, хаотичными силами природы: «...нет в природе целесообразности... ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность». Средством для наведения порядка в природе должна стать хозяйственная деятельность. Эту мысль развивает С. Н. Булгаков в работе «Философия хозяйства», вышедшей в 1912 г.: «Хозяйственный труд есть уже как бы новая сила природы, новый мирообразующий, космогенический фактор, принципиально отличный... от всех остальных сил природы». Человек «создает как бы новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту — он творит культуру... Рядом с миром естественным «создается мир искусственный, творение человека, и этот мир новых сил и новых ценностей увеличивается от поколения к поколению...». С. Н. Булгаков придает религиозно-философскую окраску происходящему, полагая, что «человеческое творчество — в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве — софийно». Главным творцом ноосферной концепции стал В.И. Вернадский — один из величайших ученых-натуралистов, мыслитель-энциклопедист XX в. Ключевые положения концепции В.И. Вернадского: а) человечество—великая геологическая сила; б) эта сила есть разум и воля человека как существа социально организованного; в) лик планеты изменен человеком настолько глубоко, что оказался затронутым ее биогеохимический метаболизм; г) человечество эволюционирует в сторону обособления от остальной биосферы. Последний тезис служит оправданием целесообразности перехода человечества на позиции автотрофности, что «...даст ему доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений... реально откроет перед ним пути лучшей жизни». Здесь В.И. Вернадский выступает заодно с рядом других российских космистов, мечтавших о человеке, свободном от земных материальных оков. Для В. И. Вернадского, ноосфера чаще всего определяется как «царство разума».
Идеальная составляющая — лишь одна сторона ноосферы. Другая — материальная — представлена биосферой, преобразованной человеческим трудом и волей. Если синтезировать все характеристики ноосферы, данные В. И. Вернадским, то она представляется как сфера человеческой культуры с широким спектром духовных и материальных проявлений. Цивилизация «...культурного человечества... является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере». Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Главный труд "Философия общего дела". Главная задача человека и человечества в правильном понимании смысла жизни, в организации жизни в соответствии с этим смыслом. Философия должна стать активным проектом всеобщего дела, а не ограничиваться пассивным, умозрительным объяснением сущего. Людям вручено дело спасения мира и себя. Федоров убежден в наличии тесной связи всего происходящего на земле с процессами во Вселенной, считая, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий в Космосе, сознательно управлять преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца. Но для реализации этой возможности необходимо преодолеть людскую разобщенность в отношениях живых людей и забвение усопших, преодолеть отсутствие братства. Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех. Учение о родстве – лежит в основе жизни не только человеческой и мировой, но и в основе жизни самого Бога. Культ предков – единственная истинная религия. Т. о., основой и движущей силой общего дела выступает родство. Для окончательного торжества общего дела человечеству необходимо преодолеть смерть. Федоров ставит и пытается решить важнейшую для него проблему воскрешения, которое осуществит Бог руками людей, с помощью современной науки. Воскрешение он считает не механическое возрождение умерших в их прежней материальной природе, а превращение их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. Он понимал "воскрешение" как полноту жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. В проблеме "воскрешения" сочетает как религиозные (активность человечества во всеобщем деле), так и научные аспекты (конкретные пути и способы этой активности). Вся философия Федорова пронизана идеей единства прошлого, настоящего и будущего. Прогрессивные идеи: 1)преемственность поколений, сплоченных "общим делом" для решения жизненно важных задач; 2)всеобщее братство, бессмертие рода человеческого; 3)вера в безграничные возможности разума и активности человека в регулировании сил природы; 4)бережное отношение человека к природе; 5)значимость достижений науки и техники в освоении Космоса и утверждения возможности выхода человека в Космос; 6)нравственная ответственность при использовании достижений НТП. Заключение Основоположники учения о ноосфере как истинные эволюционисты видели в ней творение историческое. Самые ранние признаки ноосферного развития Земли В. И. Вернадский относит ко времени 10—20 тыс. лет назад, т. е. к верхнему палеолиту и мезолиту. Развитие ноосферы идет непрерывно с нарастающей интенсивностью. Новый мощный толчок ноосферная эволюция получила вследствие промышленного переворота, охватившего западные страны в 19 в. К началу 20 столетия ноосфера приобрела, по славам И. Вернадского, черты «вселенскости». Человеческим разумом был «...охвачен весь земной шар и все моря. Благодаря успехам связи, человек может быть неотрывно в сношениях со всем миром...».
Благодарности выражаем
Дмитриевой Вале Горшковой Кате Киселевой Насте Кожемякиной Вике Козюлину Антону Коровкиной Ане Орлову Диме Плаксину Ване Семёновой Кристине Хохлачевой Кате
- 1. Наука в жизни современного человека.
- 2.Понятие науки и ее место в системе культуры.
- 3. Проблема происхождения науки.
- 4.Основные философские концепции науки.
- 5. Естественно-научная и гуманитарная культура.
- 6. Античная естественнонаучная картина мира.
- 11. Основные параметры небесных тел: Солнечная система, звезды, галактики.
- 12. Проблема внеземных цивилизаций.
- 13. Происхождение и эволюция жизни на Земле.
- 14. Теории эволюции живой природы.
- 15. Происхождение и эволюция человека.
- 17. Ноосфера