logo search
Лекции по КСЕ

I. Предпосылки возникновения эволюционной теории

Еще в античные времена существовало два противоположных взгляда по вопросу происхождения современного разнообразия животных и растений.

Креационисты утверждали, что мир сотворен Богом; животных и растений столько, сколько их создал Творец. Даже в XVIII веке этот взгляд разделял великий шведский натуралист, основатель современной систематики Карл Линней.

Другая точка зрения - трансформизм: мир изменяется, исторически развивается. Применительно к биологии это означало историческое изменение организмов, постепенное усложнение их организации. В XVIII веке такие мысли выражали Бюффон во Франции, Эразм Дарвин (дед Чарльза Дарвина) в Англии, Гёте в Германии, Ломоносов в России.

!! Но первые эволюционные догадки были умозрительные, они не имели достаточной фактической основы.

!! Только в XIX веке сформировалось научное эволюционное учение.

Ж. Бюффон (1707 - 1788) - одним из первых высказал идею о происхождении видов от одного единого предка под влиянием внешней среды, он догадывался о роли искусственного отбора.

К. Линней (1707 - 1778) - через создание искусственной системы подвел биологическое познание к необходимости рассмотрения колоссального эмпирического материала с позиций глубинных, общих теоретических принципов ("естественный метод"), поставил задачу его научно-теоретической рационализации.

Б. Жюсье (1699—1777) И. Гартнером (1732 - 1791) и М. Адансоном (1726 - 1806) и др - развивали идеи естественной классификации

- первые естественные системы не опирались на представление об историческом развитии организмов, а предполагали лишь некоторое "сродство"

- но сама постановка вопроса о "естественном сродстве" толкала на выявление объективных закономерностей единого плана строения живого.

Т.о. в ходе конкретизации идеи развития было построено ряд важных теоретических гипотиз, развивавших различные принципы, подходы к теории эволюции.

К самым значительным и относительно завершенным гипотезам следует отнести: ламаркизм, катастрофизм и униформизм.

Ламаркизм

Ж.-Б. Ламарк (1744-1809 - французский биолог и ботаник, в своей известной книге «Философия зоологии» (1809) предложил первую целостную теорию эволюции живого мира, отвергнув метафизическую идею о постоянстве и неизменности видов.

Он:

- подчеркивал важность времени как фактора эволюции органических форм

- проводил идею прогрессивного развития жизни на Земле как естественного процесса восхождения от простых организмов к сложным формам

- подчеркивал роль окружающей среды (если до Ламарка господствовало представление о том, что среда - это либо вредный для организма фактор, либо, в лучшем случае, нейтральный, то после Ламарка среду стали понимать как условие эволюции органических форм).

Теория Ламарка строится на двух утверждениях:

1. Изменения органов под влиянием продолжительного упражнения сообразно новым потребностям и привычкам;

2. Приобретенные изменения наследуются новым поколением.

Суть теории: Изменение среды  изменение формы поведения  использование (или не использование) органов по новому (постоянное упражнение или неупражнение) увеличение (или деградация) органа  наследование новых признаков, приобретенных организмом в течении своей жизни его потомками

Примеры:

1. Жираф – шея вытянулись в результате того, что он постоянно тянулся за листвой деревьев, а передние ноги стали длиннее задних из-за того, что он постоянно приподнимался на них. (От поколения в поколение передавалось незначительное удлинение органов, пока они не достигли нужной длины)

  1. Перепонки у водоплавающих птиц (утка) – возникли в результате постоянного раздвигания пальцев и растягивания кожи между ними при плавании

  2. Цапли – в течении жизни при добыче пищи старались не подмокать в связи с чем у них вытянулись ноги и шея.

  3. Лебеди – питаясь подводной пищей, пытались захватить пищу на большей глубине, в результате чего вытягивалась шея

  4. Уплощенное тело камбалы – в результате постоянного лежания на боку.

  5. Слепота у кротов – из-за жизни под землей, где они не упражняются

!!! Но Ламарк ошибался в оценке движущих сил (факторов) эволюции. Совершенно справедливо признавая ведущую роль в изменении видов за внешними условиями (климат, почва, пища, свет, теплота и т. д.), он ошибочно считал, что упражнение органов у отдельной особи ведет к их целенаправленному изменению, совершенствованию, и эти изменения автоматически закрепляются в потомстве, передаются по наследству (наследование благоприобретенных признаков).

Эволюционную идею Ламарка разделяли почти все биологи его времени

Катастрофизм

По иному пути пошла конкретизация идеи развития в учении катастрофизма (Ж. Кювье, Л. Агассис, дОрбиньи, А. Седжвик, У. Букланд и др.).

В основе катастрофизма – лежит допущение существования скачков, перерывов постепенности в развитии органического мира:

Суть теории:

- изначально на Земле все виды животных и растений были созданы Богом и они существовали в неизменном виде

- но по мере развития геологических и других процессов на земле происходили глобальные катастрофы, закономерности и причины возникновения которых узнать невозможно

- они приводили к тому, что некоторые виды животных и растений исчезали, а на смену им приходили качественно новые организмы

- следовательно, качественные изменения органического мира происходили только в результате катастроф, а прогрессивное восхождение органических форм было возможно только после очередной катастрофы.

Униформизм выдвигает принцип познаваемости истории Земли и органического мира. Основоположник - Ч. Лайел. Развивался в первой половине XIX века (Дж. Геттон, Ч. Лайель, М. В. Ломоносов, К. Гофф, Дж. Пэдж и др.)

В основе униформизма лежит актуалистический метод, который предполагает преемственность прошлого и настоящего, тождественность современных геологических процессов с древними процессами.

Суть теории:

Униформизм свел развитие к цикличности и с точки зрения униформистов Земля не развивается в определенном направлении, она просто изменяется случайным, бессвязным образом.

Вывод: и ламаркизм, и катастрофизм, и униформизм - гипотезы, которые выступали необходимыми звеньями в цепи развития предпосылок теории естественного отбора