logo search
656776_82A75_maryutina_t_m_psihofiziologiya

Часть III. Приобретаемый мозгом опыт: научение и память

В частях I и II был прослежен до разных уровней головною мозга путь, который проходят сигналы, поступающие из внешней среды или от собственного тела, и была рассмотрена переработка этих сигналов. Были указаны два механизма передачи входной информации нейронам большого мозга. Один из них состоит из системы специфических сенсорных путей с ощущением в качестве "конечного продукта", а второй - из неспецифической ретикулярной системы ствола мозга, которая управляет бодрствованием, т.е. энергетикой переработки информации.           В дополнение к этим двум механизмам в переработке информации участвует еще третий механизм: внешние стимулы инициируют в головном мозгу также процессы научения и запоминания. В результате могут меняться пределы и направление деятельности мозговых нейронов. Иными словами, мозг "включает" и поддерживает чрезвычайно пластичные и гибкие функции, которые обеспечивают приспособление к окружающей обстановке. Это третье свойство системы, перерабатывающей информацию, - способность накапливать прошлый опыт,- пожалуй, дает центральной нервной системе наилучшие возможности приспособления к среде.           Тройной путь информации. Этот "тройной путь" образует сложно взаимосвязанную систему: истинное ощущение невозможно без его осознания или без появления следов памяти, а функция памяти в свою очередь зависит от ощущения и бодрствования.           Третий путь будет рассматриваться в двух последних главах. Биология научения и памяти сейчас в моде. Это можно объяснить двумя причинами: 1) во многих отраслях науки укореняется кибернетический подход, и все системы управления содержат блоки памяти, основанные на аналогии с функцией биологической памяти; 2) на различных общественных и научных уровнях мы сталкиваемся с проблемой обучения, т.е. с овладением быстро растущим объемом информации и ее хранением.           Ниже будут рассмотрены физиология научения и механизмы записи и хранения информации, т.е. важнейшие функции мозга, обеспечивающие приобретение опыта.