Стадное поведение.
Животным свойственен общественный инстинкт, проявляющийся в стремлении к объединению в группы, стада, стаи, пары, семьи.
Групповой, стадный образ жизни имеет преимущества в защите от хищников, непогоды (ветра, мороза, метели), в обеспечении кормом, в возможности передачи опыта взрослых особей молодым через подражание и обучение. Для стада, группы характерны привязанность особей друг к другу и территории, определенные формы взаимоотношений.
В группах (стадах) взаимоотношения строятся по доминантно-иерархическому принципу во главе с вожаками. В начале при объединении в группу (стадо) между особями происходит выяснение отношений в виде схваток, погони, демонстраций угрозы и иных форм агрессии. Победитель в сватках становится доминантом. Доминирующее положение в группах всегда занимает особь с сильным типом высшей нервной деятельности, с более низким содержанием гормона кортизола в крови, агрессивное, имеющее большую массу, чаще это самцы. Старая самка, которая по сравнению с самцами обладает большим индивидуальным опытом, большой физической силой становится лидером.
Доминант управляет поведением подчиненных ему особей стада, метит территорию, поддерживает иерархию, изгоняет соперничающих самцов.
Лидер становится активным в экстремальных ситуациях, воздействует на характер поведения группы, прекращает драки, заботится о молодняке.
Особи, выбывающие из активной борьбы в процессе объединения животных в группу (стадо), занимают низшие ранги, проявляют подчиненное поведение по взаимному расположению в пространстве и в виде определенных форм взаимоотношений. Сложившаяся форма взаимоотношений поддерживается ритуальными формами поведения благодаря коммуникации животных.
- Содержание:
- Этология, зоопсихология. Методы этологии.
- Физиологические механизмы функциональной системы поведения.
- 2 Типа поведения
- Врожденные формы поведения Безусловные рефлексы, их характеристика, классификация
- Инстинкты, виды и свойства инстинктов
- Приобретенные формы поведения Формы научения
- Облигатное неассоциативное научение
- Факультативное ассоциативное научение
- Обучение по методу проб и ошибок
- Вероятностное научение
- Научение «инсайт»
- Формы поведения.
- Локомоция.
- Пищевое поведение.
- Гомеостатическое и комфортное поведение.
- Пассивное или активное оборонительное поведение.
- Исследовательское поведение.
- Игровое поведение.
- Подражательное поведение.
- Экстраполяционное поведение.
- Поведение в экстремальных ситуациях.
- Поведение в критических ситуациях.
- Аномальное (ненормальное) поведение.
- Аутопрофилактика и аутосонация как формы поведения животных.
- Половое поведение.
- Родительское поведение (материнское и отцовское).
- Типы социального поведения.
- Стадное поведение.
- Ритуальные формы поведения.