Естественнонаучная и гуманитарная культура
Понятие культура охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей. Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, без которой немыслимо производство материальных и духовных благ.
Исходный признак культуры выделяется через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, ею ли он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. Всё созданное человечеством есть культура.
Культура - это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.
Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур - материальной, социальной и духовной.
Материальная культура - совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д.
Социальная культура - система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и др. разновидности нормативной деятельности.
Духовная культура - это составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений - знаков. Универсальный знак - язык - естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры - мораль, право, мировоззрение, искусство, наука и т. д.
В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе - естествознании и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества - гуманитарные науки.
Можно трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний.
Сфера исследования природы естественными науками, по сути, неисчерпаема. Она включает объекты микро-, макро- и мегамиров. Основные науки о неорганической природе - физика, химия и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует природу. Специфику планетного вещества Земли изучает геология и др. науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе.
Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук.
Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества.
Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализаций нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида.
- Предмет и методы естествознания
- Естественнонаучная и гуманитарная культура
- Научные методы познания
- Материя и движение
- Время и пространство
- Концепция атомизма
- Дискретность и непрерывность материи.
- Фундаментальные взаимодействия
- Принцип относительности.
- Свойства пространства-времени и законы сохранения.
- Законы Ньютона.
- Законы термодинамики.
- Основные законы электродинамики.
- Корпускулярно – волновые свойства света.
- Структура атома.
- Вероятностный характер микропроцессов.
- Принцип неопределенности. Корпускулярно – волновые свойства микрообъектов.
- Строение ядра. Изотопы.
- Энергия связи ядра.
- Радиоактивность.
- Использование ядерной энергии.
- Элементарные частицы и их свойства.
- Современная естественно - научная картина мира.
- Структура Вселенной.
- Солнечная система. Земля – планета солнечной системы.
- Химический элемент. Простое и сложное вещество.
- Зарождение живой материи. Днк.
- Строение и разновидности клеток.
- Происхождение жизни.
- Растительный и животный мир.
- Человек – феномен природы.
- Жизнеобеспечение человека. Формирование ноосферы.
- Современная биотехнология, генная инженерия. Проблема клонирования. Биоэтика.
- Глобальные катастрофы и эволюция жизни. Предотвращение экологической катастрофы.
- Водные ресурсы и их сохранение.
- Радиоактивные воздействия на биосферу.
- Естественнонаучные проблемы защиты окружающей среды.
- Концепция системности самоорганизации в природе.