Человек – феномен природы.
Физиология — наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, клеток, органов, функциональных систем. Одна из основных задач физиологии животных и человека — изучение регулирующей и интегрирующей роли нервной системы в организме. В решение этой задачи существенный вклад внесли выдающиеся российские физиологи И.П. Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности, и И.М. Сеченов, обосновавший в классическом труде «Рефлексы головного Мозга» рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. И.П. Павлов разработал метод условных рефлексов и установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга и определяющие основные особенности человека как феномена природы.
С биологической точки зрения появление человека разумного может казаться вполне ординарным событием. Однако человек — носитель разума, мысли, это особый феномен природы. В процессе развития живых систем сформировался мозг — материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют многие высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном сообществе сформировалась, а затем развивалась коллективная память, названная В.И. Вернадским научной мыслью. Научная мысль — это созданный человеком разумным на определенной стадии его развития независимый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. И только человек в состоянии использовать данный аппарат для решения своих практических проблем.
Характерные особенности и специфика человека, отличающие его от других высших животных, закреплены в материальном носителе разума — мозге.
У человека относительно большая площадь лобных долей мозга — около 25%. Несмотря на многие достижения современного естествознания, мозг человека остается одним из самых загадочных объектов исследования.
Мозг как единая система обладает удивительным свойством — памятью. Память — это основной ориентир человека в окружающем мире. Она придает направленность событиям, связывая настоящее с прошедшим и сегодняшнее поколение с нашими предками. Именно благодаря памяти накапливалась информация и передавалась от поколения к поколению. Следовательно, благодаря ей возникла и развивается цивилизация. Память зависит не только от конкретных биохимических процессов в отдельных нервных клетках, но прежде всего от того, в каких именно клетках они происходят, от расположения их в том или ином отделе мозга и их связи друг с другом. Основа памяти — установление связи между воспринимаемыми образами, нервными клетками и их ансамблями, между отделами и уровнями мозга. Извлечение информации из кладовых памяти подобно игре на удивительном по своей сложности инструменте, из которого опытный исполнитель извлекает чудесные мелодии.
- Предмет и методы естествознания
- Естественнонаучная и гуманитарная культура
- Научные методы познания
- Материя и движение
- Время и пространство
- Концепция атомизма
- Дискретность и непрерывность материи.
- Фундаментальные взаимодействия
- Принцип относительности.
- Свойства пространства-времени и законы сохранения.
- Законы Ньютона.
- Законы термодинамики.
- Основные законы электродинамики.
- Корпускулярно – волновые свойства света.
- Структура атома.
- Вероятностный характер микропроцессов.
- Принцип неопределенности. Корпускулярно – волновые свойства микрообъектов.
- Строение ядра. Изотопы.
- Энергия связи ядра.
- Радиоактивность.
- Использование ядерной энергии.
- Элементарные частицы и их свойства.
- Современная естественно - научная картина мира.
- Структура Вселенной.
- Солнечная система. Земля – планета солнечной системы.
- Химический элемент. Простое и сложное вещество.
- Зарождение живой материи. Днк.
- Строение и разновидности клеток.
- Происхождение жизни.
- Растительный и животный мир.
- Человек – феномен природы.
- Жизнеобеспечение человека. Формирование ноосферы.
- Современная биотехнология, генная инженерия. Проблема клонирования. Биоэтика.
- Глобальные катастрофы и эволюция жизни. Предотвращение экологической катастрофы.
- Водные ресурсы и их сохранение.
- Радиоактивные воздействия на биосферу.
- Естественнонаучные проблемы защиты окружающей среды.
- Концепция системности самоорганизации в природе.