Старение как продолжение развития. Программные теории старения.
Наука, изучающая старение организма – геронтология.
Старение – неизбежно возникающий, закономерно развивающийся разрушительный процесс, снижающий приспособительные возможности организма, сокращающий продолжительность жизни и повышающий вероятность смерти.
В настоящее время выдвинуто более 200 гипотез, пытающихся объяснить механизмы старения. До настоящего времени эти гипотезы не в состоянии ответить на такой казалось бы простой вопрос: почему организмы разных видов характеризуются различной продолжительностью жизни: мыши живут 2 года; птицы от 8 до 70 лет в зависимости от вида; черепахи до 300 лет?
Выделяют хронологическую и биологическую продолжительность жизни.
Хронологическая продолжительность жизни – это средняя продолжительность жизни. Она составляет для развитых стран 71 год, для развивающихся – 52 года. В 1988 году СССР занимал 35 место по продолжительности жизни, в 2010г. мы занимали 162 место (из 224 стран).
Биологическая продолжительность жизни по разным авторам колеблется от 80 до 200 лет.
На скорость старения и продолжительность жизни оказывает влияние генотип, т.е. имеет место генетический контроль. Можно сказать, старение – закономерная стадия индивидуального развития, поэтому оно генетически предопределено. Об этом говорят следующие данные:
-
каждый вид организмов имеет определённый срок жизни.
-
люди с одинаковой генетической программой – монозиготные близнецы – как правило, доживают до одинакового возраста.
3. круглый червь ценорабдитес элеганс – самооплодотворяющийся гермафродит. Его длина всего 1мм, живёт червь 3,5 суток, умирает сразу после откладывания яиц. При такой короткой жизни, о каких повреждениях можно говорить. Налицо запрограммированная клеточная смерть – апоптоз.
Генетическая предопределённость старения составляет суть программной теория старения. Старение – это закономерная и неизбежная стадия индивидуального развития.
-
Старение как накопление ошибок в генетическом материале. Стохастические теории старения.
Стохастическая теория старения полагает, что старение связано с накоплением повреждений на разных уровнях организации организма, которые возникают случайно (стохастически) под действием внешних и внутренних факторов.
Эти повреждения в первую очередь происходят на молекулярном уровне (ДНК, белков, липидов, мембран). Изменения на молекулярном уровне приводят к нарушениям на уровне органелл, клеток, тканей и органов и систем органов. Это снижает жизнеспособность организма и повышает вероятности смерти.
Изменения, наблюдаемые в процессе старения организма
на разных уровнях организации
Внешние и внутренние факторы
молекулярные повреждения
изменение состояния органелл клеток
изменение состояния клеток
изменение состояния тканей и органов
изменение состояния систем организма
снижение жизнеспособности организма
увеличение вероятности смерти
-
Содержание
- Тема занятия: Индивидуальное развитие (онтогенез). Общая характеристика эмбрионального развития.
- 2 Стадия – активации гамет, наступает после их контакта. Активация сперматозоида называется акросомная реакция. Активация яйцеклетки – кортикальная реакция.
- Общая характеристика гаструляции. Особенности гаструляции у амфибий и птиц. Гаструляция у высших (плацентарных) млекопитающих.
- Морфогенез (формообразование), его основные процессы:
- 5. Интеграция в развитии, целостность онтогенеза. Роль гормонов в координации процессов развития.
- Генетический контроль роста. Роль нервной и эндокринной системы в регуляции процессов роста.
- Взаимодействие биологического и социального в период детства и молодости.
- Старение как продолжение развития. Программные теории старения.
- Процессы, ведущие к старению на генетическом, молекулярном, тканевом (органном) и системном уровнях организации.
- Масштаб регенерации, его границы у разных видов животных.
- Способы репаративной регенерации: эпиморфоз и морфоллаксис.
- Регенерация органов и тканей у высокоорганизованных животных, человека. Её способы и масштабы.
- Эволюция регенерационной способности.
- Источники регенерационного материала при разных способах восстановления.
- Тема занятия: Гомеостаз. Трансплантация. Биоритмы.
- Организм как открытая саморегулирующая система. Общие (кибернетические) закономерности гомеостаза живых систем.
- 4. Клеточные механизмы гомеостаза.
- Системные механизмы гомеостаза:
- Популяционная структура человечества. Демографические и генетические характеристики популяции людей. Демы, изоляты.
- Дрейф генов и особенности генофондов изолятов.
- Влияние мутационного процесса, миграции, изоляции, популяционных волн на генетическую конституцию людей.
- Специфика действия естественного отбора в человеческих популяциях. Отбор против гетерозигот и гомозигот.
- Отбор и контротбор. Факторы контротбора в отношении признака серповидноклеточности эритроцитов.
- И кровеносной систем хордовых.
- Главные эволюционные характеристики органов и функций:
- 2. Главные принципы эволюции органов и функций:
- Филогенез органов дыхания хордовых
- Филогенез органов кровообращения у хордовых:
- И выделительной систем хордовых.
- Филогенез пищеварительной системы хордовых:
- 2. Филогенез выделительной системы хордовых:
- Определение и структура экологии как науки, ее задачи, место в системе биологических дисциплин.
- Среда как экологическое понятие. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Понятие экологической валентности.
- Понятие экосистемы, биогеоценоза, антропобиогеоценоза. Трофические структуры экосистемы: продуценты, консументы, редуценты.
- Изменение биоценозов во времени. Экологические сукцессии.
- Биосфера как естественноисторическая система. Современные концепции биосферы: биохимическая, биогеоценотическая, термодинамическая, геофизичес-
- Живое вещество: количественная и качественная характеристика. Роль в природе планеты.
- Функции биосферы в развитии природы Земли и поддержка в ней динамических равновесий: окислительно-восстановительная, газообмен, концентрирова-
- Круговорот химических элементов как главная функция биосферы. Круговорот воды, углерода, азота.
- Эволюция биосферы. Основные направления: видообразование и прогрессивное изменение биогеоценозов.
- Возрастающее влияние человека на биосферу. Экологические последствия.
- Возникновение и развитие ноосферы. Понятие биотехносферы.
- Предмет и задачи экологии человека.
- Общая характеристика среды обитания людей.
- Человек как творческий экологический фактор. Основные направления и результаты антропогенных изменений в окружающей среде. Антропогенные экосистемы.
- Адаптация человека к среде обитания: биологические и социальные аспекты.
- Проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования.